Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 7 . 1 0 . 1 8
У р о к 41
Т е м а : ВИД ГЛАГОЛА.
Ц е л ь: формировать у учся навыки грамотного, безошибочного письма.
Задачи:
1) учить учащихся определять вид глагола.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать
логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению
словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные
инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Соотносить
свой ответ с приведёнными ответами в учебнике, аргументировать свой выбор. Контролировать свою
деятельность при использовании алгоритма определения вила глагола. Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе).
Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их. Устанавливать
причину ошибок. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении
условием. Использовать различные способы словообразования глаголов совершенного и
несовершенного вила. Находить слова по заданному основанию
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
Х о д у р о к а
II. Работа по усовершенствованию навыка определения вида глагола.
1. Ребята, вспомните, какими грамматическими признаками обладает глагол? (Время, число, род,
(Древний Рим.)
лицо, вид, наклонение.)
З а п ис ь н а д о с к е :что делать?
что делает?
что делал?
что сделать?
что сделал?
что сделает?
– Прочитайте вопросы. На определение какого грамматического признака они указывают?
– Какого вида бывают глаголы?
– Вопросы какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?
– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.
2. Прочитайте правило на с. 85 учебника.
– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?
3. В ы п о л н е н ие упражнения 1, с. 85.
– Можно ли в тексте заменить глаголы одного вида глаголами из скобок, но другого вида? (Нет,
это два разных слова, с разными значениями.)
В ы п о л н е н ие упражнения 2 (устно, с. 85).
4. В ы п о л н е н ие упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:
I в а р и а н т – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить;
II в а р и а н т – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить.
– Выполните взаимопроверку.
III. Путешествие в прошлое.
– Встаньте те ребята, которые имеют имена Александр, Анастасия, Алексей, Василий, Геннадий,
Андрей, Галина.
– Знаете ли вы, из какого языка пришли к нам ваши имена и что они означают в переводе?
– Прочитаем об этом на с. 86–87.
IV. Работа с упражнением 4, с. 86.
– Прочитаем еще одну «тайну русского языка» о глаголах на с. 86.
– Найдите в упражнении 4 (с. 86) глаголы, которые имеют близкое значение. Назовите их парами:
отдать (сов. вид) – отдавать (несов. вид);
дарить (несов. вид) – подарить (сов. вид)…
– Запишите любые пять пар глаголов и определите их вид.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали о виде глагола?
& Домашнее задание: придумать и записать по пять глаголов каждого вида. Составить с любыми
глаголами три предложения и записать их.