Цели урока:
• Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
• Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».
• Развивать умение работать с картами.
• Формировать умения работать в группе и паре.
Методы обучения: словесно – наглядный, частично- поисковый.
Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.
Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, учебник, атлас,контурные карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М.А.
Заргалаева»
Конспект
«Влияние климата на
жизнедеятельность
населения».
Класс: 8
Учитель: Магомедова Р.Г.
1Цели урока:
• Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность
человека.
• Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы»,
«коэффициент увлажнения», «испаряемость».
• Развивать умение работать с картами.
Формировать умения работать в группе и паре.
Методы обучения: словесно – наглядный, частично поисковый.
Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.
Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, учебник, атлас,контурные
карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.
Практикум. 1. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки
зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 2. Анализ
агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Структура урока:
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение изученного материала
Тестовое задание
1 вариант
1.Величина суммарной радиации зависит от:
21. Циркуляции ВМ.
2. Расстояния от Земли до Солнца.
3. Близости к океану.
4. Географической широты.
2. Установите соответствие:
1. Область высокого давления а. атмосферный фронт
2. Граница между ВМ б. циклон
3. Область низкого давления в. антициклон
3. Установите соответствие: (территория тип климата)
1. Русская равнина а. континентальный
2. о. Новая Земля б. умеренноконтинентальный;
3. Западно Сибирская низменность в. арктический
4. Зимой устанавливается морозная, ясная погода при:
1. Циклоне;
2. Антициклоне.
3. Прохождении атмосферного фронта
5. В циклоне воздух движется:
1. От центра к краям 2. От краёв к центру 3. По часовой стрелке. 4. Против
часовой стрелки.
6. Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.
1. Якутск 2. Оймякон 3. ова Северная Земля г. пов Таймыр
2 вариант
1. На климат европейской части России наибольшее влияние оказывает:
1. Тихий океан;
2. Атлантический океан;
3. Северный Ледовитый океан;
4. Индийский океан
2 . Установите соответствие: (территория – тип климата)
1. г. Оймякон а. умеренноконтинентальный
2. Волгоград б. резкоконтинентальный
3. г. Хабаровск в. муссонный
3. При движении к экватору величина суммарной радиации:
1. Уменьшается
2. Не изменяется
3. Увеличивается
4.Изменение свойств воздушных масс при перемещении под влияниеподстилающей
поверхности – это:
31. Атмосферный фронт. 2. Циклон. 3. Трансформация.
5. Назовите район России, где наблюдается самое жаркое лето.
1. Сочи; 2. Волгоград; в. Полупустыни Прикаспия; г. Оймякон
6. На большей части России господствует воздушная масса:
1. Арктическая; 2. Умеренная; в. Тропическая; г. Экваториальная.
Взаимопроверка. (Варианты обмениваются работами). Проверка по ключу. Слайд №1,2
1 вариант
№1 – 4
№2 1в
2а
3б
№3 1б
2в
3а
№4 – 2
№5 2
№6 2
2 вариант
№1 – 2
№2 1б
2 – а
3 – в
№3 3
№4 3
№5 – В
№6 – 2
Норма оценок: 5+ = «5»; 4+ = «4»; 3+ =»3»: 2+ = «2»
III . Изучение нового материала
Звучит музыка («Прогноз погоды»)
Ребята, с чем ассоциируется у Вас услышанная музыка?
Прогноз погоды. Слайд №3.
О том, что к перемене пооды чувствствителен и человек, известно уже тысячи лет. Ещё
Гиппократ предупреждал: «Будь особо внимательным при перемене попгоды. В этот
период избегай кровопусканий, прижиганий и не берись за скальпель». Франзузсуий
просветитель Шарль Луи де Монтескьё сказал: «Власть климата сильнее всех властей».
Объяснте это высказывание.
4 Как бы вы сфрмулировали тему сегодняшнего урока?
Влияние климата на жизнь человека.
Учитель: Какие элементы климата и как влияют на жизнь человека?
Заслушав ответы учащихся, учитель на доске, а ученики в тетради составляют схему,
показывающую сферы, на которые климат оказывает наибольшее влияние, и отрасли,
деятельность которых в наибольшей степени зависит от климата?
Климат
Сельское
хозяйство
Туризм
Транспорт
Здоровь
е
людей
Строительс
тво
В каком климате Вам хотелось бы жить? Почему? Обоснуйте. Слайд №3,4
Учитель раскрывает понятие комфортность климата (степень благоприятности
климата для нормальной жизнедеятельности человека).
Практическая работа
Рассмотрите карту (рис. 47 на с. 105 учебника) и её легенду и сделайте вывод.
Используя данную карту и карту «Плотность населения России» (рис. 21 на с. 52
учебника) ответить на вопрос: «Какая зависимость существует между благоприятностью
природных условий и плотностью населения?»
Работа с контурной картой. По пятибальной системе оцените степеннь комфортности в
различных уголках России.
Фронтальная работа. Влияние климата на сельское хозяйство.
Объяснение учителя. Учитель раскрывает понятие агроклиматические ресурсы
(агроклиматические ресурсы — свет, тепло и влага, необходимые для выращивания
сельскохозяйственных культур. Вегетация растений возможна при среднесуточной
температуре
и выше.
По карте «Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника) определите,
5
+10 °Скультуры можно
сельскохозяйственные
в каких районах России сумма среднесуточных температур воздуха превышает +10 °С
и какие
выращивать.
Другой важный показатель — коэффициент увлажнения (К) — отношение годовой
суммы осадков к годовой испаряемости (К = О/И). Существует закономерность: чем
меньше
климат.
Анализируя карту «Агроклиматические ресурсы», выделите зоны увлажнения и
назовите соответствующий каждой зоне коэффициент увлажнения. ( Учащиеся находят на
карте линию, показывающую значение коэффициента увлажнения, равное 1. Затем
определяют территории с достаточным увлажнением (К = 1), избыточным увлажнением
(К > 1), недостаточным увлажнением (К < 1).
коэффициент
увлажнения,
суше
тем
там
Самостоятельная работа.
1группа.
Выяснить влияние климата на жилищное строительство
Изучить фрагмент текста «Как климат должен учитываться в жилищном строительстве?»
на с. 107—108 учебника. После этого он предлагает учащимся высказаться по поводу того,
учтены ли особенности климата при строительстве домов, в которых они живут, зданий,
в которых они учатся.
2 группа. Климат и ДДП. Изучить дополнительный материал и распределить виды
транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место
самому зависимомому виду.
3 группа. Изменение климата и здоровье. Изучить дополнительный материали и
составить памятки метеозависимым людям.
4 группа. Анализ агроклиматических ресурсов Тайшетского района для развития
сельского хозяйства.
Сообщения учащихся
Работа с учебником. (Работа в парах ). Прочитать материал на стр.108109 и заполнить
таблицу.
Явление
Причина
возникновения
Район
распространения
в России
Ущерб
Озвучить таблиц. Слайды № 814
III . Закрепление нового
материала
Где мы можем применить полученные знания? Слайд №14
Задача. В феврале 2014 года состоится зимняя олимпиада в Сочи. Почему её не проводят
в Тайшете? При составлении ответа пользуйтесь планом:
6Географическое
положение выбранной
территории
Оценка климата:
t°января и t°июля,
кво осадков.
Почвы,
растительность,
животный мир.
Особенности быта и
хозяйственной
деятельности
человека.
Сочи(Краснодарский
край)
Тайшет
обасть)
(Иркутская
IY . Подведение итогов урока.
Выставление оценок
Y . Домашнее задание: 1) Изучить § 22; 2) Ответить на вопросы рубрики «Я это знаю».
3) Выполнить задания 55—56 на с. 41 тренажера. Слайд №15
YI .Рефлексия. Слайд №16
Список информационных источников
1. Алексеев А.И. «География. Россия» 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение», 2011.
2. Мир географии. Занимательные рассказы по физической географии. СПб.:
ММЭкспресс, 1995 (Хочу всё знать)
3. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6
10классы). – М.: Просвещение, 1991.
Использованные Интернетресурсы
1. Мультимедиа учебник «География России. Природа и население». Образовательная
коллекция. Мультимедиа учебник для цчащихся общеобразовательных учебных заведений.
2. Мультимедиа издание «Уроки географии» . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8
класс.
7