Цели урока:
      • Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
      • Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».
      • Развивать умение работать с картами.
•	Формировать умения работать в группе и паре.
Методы обучения: словесно – наглядный, частично- поисковый.
Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.
Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.
Оборудование: физическая и  климатическая карты России, учебник, атлас,контурные карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.
            
        
        
        
                    
                
                    МКОУ «Ирганайская СОШ им. М.А.
Заргалаева»
Конспект
«Влияние климата на
жизнедеятельность
населения».
Класс: 8
Учитель: Магомедова Р.Г.
1Цели урока:
      • Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность
человека.
      • Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», 
«коэффициент увлажнения», «испаряемость».
      • Развивать умение работать с картами.
 Формировать умения работать в группе и паре.
Методы обучения: словесно – наглядный, частично поисковый.
Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.
Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.
Оборудование:  физическая   и     климатическая   карты   России,  учебник,   атлас,контурные
карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.
 Практикум.  1.   Оценка   климатических   условий   отдельных   регионов   страны   с точки
зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.   2. Анализ
агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Структура урока: 
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Ход урока
    I  .        Организационный момент
      
     II   .   Повторение изученного материала
Тестовое задание
1 вариант 
      1.Величина суммарной радиации зависит от:
21.  Циркуляции ВМ.
2. Расстояния от Земли до Солнца.
3. Близости к океану.
4. Географической широты.
      2. Установите соответствие:
   1. Область высокого давления         а. атмосферный фронт
   2. Граница между ВМ                      б. циклон
   3. Область низкого давления           в. антициклон
     3. Установите соответствие: (территория тип климата)
    1. Русская равнина                              а. континентальный
    2. о. Новая Земля                                б. умеренноконтинентальный;
    3. Западно Сибирская низменность   в. арктический
     4. Зимой устанавливается морозная, ясная погода при:
    1. Циклоне;
    2. Антициклоне.
    3. Прохождении атмосферного фронта
   5. В циклоне воздух движется:
 1. От центра к краям    2. От краёв к центру    3. По часовой стрелке.      4.   Против
часовой стрелки.
6. Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.
1. Якутск       2. Оймякон        3. ова Северная Земля        г. пов Таймыр
  2 вариант 
1. На климат европейской части России наибольшее влияние оказывает:
1. Тихий океан;
2. Атлантический океан;
3. Северный Ледовитый океан;
4. Индийский океан
      
2 . Установите соответствие: (территория – тип климата)
    1.   г. Оймякон                                  а. умеренноконтинентальный
    2.  Волгоград                                     б. резкоконтинентальный
   3.  г. Хабаровск                                   в. муссонный 
3. При движении к экватору величина суммарной радиации:
     1. Уменьшается 
     2. Не изменяется
     3. Увеличивается
         4.Изменение свойств воздушных масс при перемещении под  влияниеподстилающей
поверхности – это:
31. Атмосферный фронт.    2. Циклон.     3. Трансформация.
      5. Назовите район  России, где наблюдается самое жаркое лето.
              1. Сочи;     2. Волгоград;   в. Полупустыни Прикаспия;    г.  Оймякон
        6.  На большей части России господствует воздушная масса:
        1. Арктическая;      2. Умеренная;     в. Тропическая;     г. Экваториальная.
Взаимопроверка.  (Варианты обмениваются работами). Проверка по ключу. Слайд №1,2
1 вариант
№1 –  4
№2    1в
2а
3б
№3    1б
2в
3а
№4 –  2
№5    2
№6    2
2 вариант
№1 – 2
№2   1б
2 – а
3 – в
№3   3
№4   3
№5 – В
№6 – 2
Норма оценок: 5+ = «5»; 4+ = «4»; 3+ =»3»: 2+ = «2»
    III   .        Изучение нового материала
 Звучит музыка («Прогноз погоды»)
 Ребята, с чем ассоциируется  у Вас услышанная музыка?
 Прогноз погоды. Слайд №3.
 О том, что к перемене пооды чувствствителен и человек, известно уже тысячи лет.  Ещё
Гиппократ   предупреждал:   «Будь   особо   внимательным     при   перемене   попгоды.   В   этот
период   избегай   кровопусканий,   прижиганий   и   не   берись   за   скальпель».     Франзузсуий
просветитель Шарль Луи де Монтескьё сказал: «Власть климата сильнее всех властей». 
 Объяснте это высказывание. 
4 Как бы вы сфрмулировали тему сегодняшнего  урока?
 Влияние климата на жизнь человека.
Учитель:   Какие элементы климата и как влияют на жизнь человека? 
Заслушав   ответы   учащихся,   учитель   на   доске,   а ученики   в тетради   составляют   схему,
показывающую   сферы,   на   которые   климат   оказывает   наибольшее   влияние,   и   отрасли,
деятельность которых в наибольшей степени зависит от климата?
Климат
Сельское 
хозяйство
Туризм
Транспорт
Здоровь
е 
людей
 
Строительс
тво
 В каком  климате Вам хотелось бы жить? Почему? Обоснуйте. Слайд №3,4
Учитель раскрывает   понятие  комфортность   климата (степень   благоприятности
климата для нормальной жизнедеятельности человека).
Практическая работа
Рассмотрите карту (рис. 47 на с. 105 учебника) и её легенду и сделайте  вывод.
  Используя   данную   карту   и   карту   «Плотность   населения   России»   (рис. 21   на   с. 52
учебника) ответить на вопрос: «Какая зависимость существует между благоприятностью
природных условий и плотностью населения?»
 Работа с контурной картой. По пятибальной системе оцените степеннь комфортности  в
различных уголках России.
Фронтальная работа. Влияние климата на сельское хозяйство.
   Объяснение   учителя.       Учитель   раскрывает   понятие   агроклиматические     ресурсы
(агроклиматические  ресурсы — свет,   тепло  и влага,  необходимые   для  выращивания
сельскохозяйственных   культур.    Вегетация   растений   возможна   при   среднесуточной
температуре
и выше.
        По карте «Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника)   определите,
5
+10 °Скультуры   можно
сельскохозяйственные
в каких   районах   России   сумма   среднесуточных   температур   воздуха   превышает   +10 °С
и какие
выращивать.
       Другой важный показатель — коэффициент увлажнения (К) — отношение годовой
суммы   осадков   к годовой   испаряемости   (К = О/И).  Существует   закономерность:   чем
меньше
климат.
      Анализируя   карту   «Агроклиматические   ресурсы»,   выделите     зоны   увлажнения   и
назовите  соответствующий каждой зоне коэффициент увлажнения. ( Учащиеся  находят на
карте   линию,   показывающую   значение   коэффициента   увлажнения,   равное 1.   Затем
определяют   территории   с достаточным   увлажнением   (К = 1),   избыточным   увлажнением
(К > 1), недостаточным увлажнением (К < 1).
коэффициент
увлажнения,
суше
 
 
тем
там  
 
 
Самостоятельная работа.      
  1группа.
 Выяснить   влияние   климата   на   жилищное   строительство
    
Изучить фрагмент текста «Как климат должен учитываться в жилищном строительстве?»
на с. 107—108 учебника. После этого он предлагает учащимся высказаться по поводу того,
учтены ли особенности климата при строительстве домов, в которых они живут, зданий,
в которых они учатся.
2   группа.    Климат   и  ДДП.  Изучить   дополнительный   материал   и   распределить   виды
транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место
самому зависимомому виду.
3   группа.  Изменение   климата   и   здоровье.  Изучить   дополнительный   материали   и
составить памятки метеозависимым людям. 
4   группа.  Анализ   агроклиматических   ресурсов    Тайшетского   района     для   развития
сельского хозяйства.
Сообщения учащихся 
Работа с учебником. (Работа в парах ).  Прочитать материал на стр.108109 и заполнить
таблицу.
Явление
Причина
возникновения
Район
распространения
в России
Ущерб
Озвучить таблиц. Слайды № 814
III   .              Закрепление  нового 
 материала
 
 Где мы можем применить полученные знания? Слайд №14
Задача. В феврале 2014 года  состоится зимняя олимпиада в Сочи. Почему её не проводят
в Тайшете? При составлении ответа  пользуйтесь планом:
6Географическое
положение   выбранной
территории
Оценка климата:
t°января и  t°июля,
кво осадков.
Почвы,
растительность,
животный мир.
Особенности быта и
хозяйственной
деятельности
человека.
Сочи(Краснодарский
край)
Тайшет
обасть)
 
(Иркутская
IY   .        Подведение итогов урока.
 Выставление оценок 
  Y   .    Домашнее задание: 1) Изучить § 22; 2) Ответить на вопросы рубрики «Я это знаю».
3) Выполнить задания 55—56 на с. 41 тренажера. Слайд №15
YI   .Рефлексия. Слайд №16
             Список  информационных источников      
 
  1.   Алексеев   А.И.   «География.   Россия»   8   класс.   Учебник   для
 
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение», 2011.
2. Мир географии. Занимательные рассказы по физической географии. СПб.:
ММЭкспресс, 1995 (Хочу всё знать)
3.   Сиротин   В.И.   Самостоятельные   и   практические   работы   по   географии   (6
10классы). – М.: Просвещение, 1991.
Использованные  Интернетресурсы
1. Мультимедиа  учебник    «География  России.  Природа  и население».  Образовательная
коллекция. Мультимедиа учебник для цчащихся общеобразовательных учебных заведений.
2.  Мультимедиа издание «Уроки географии» . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8
класс.
7