Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное занятие по литературе "В поисках Синей птицы" построено путем применения различных форм и технологий: творческой мастерской, проведения интегрированного внеклассного занятия (литература, русский язык, обществознание, театр), сотрудничества «Размышляем вместе» воспитания на основе системного подхода (В. И.Караковский, Н.Л.Селиванова). Форма организации деятельности - разговор-размышление.Разработка будет интересна учащимся с 6 по 8 классы.Подробное описание занятия по литературе "В поисках Синей птицы" ( разговор-размышление о счастье)
Иконка файла материала Конспект занятия по литературе.docx
Конспект занятия по литературе    «В поисках Синей птицы» Цели занятия  Дидактические:  развитие  творческого воображения учащихся, выработка     умения рассуждать в группе,  обобщать и делать выводы, строить собственное монологическое высказывание и  аргументировать свою точку зрения; выработка умения анализировать движение  собственных мыслей, знаний, мировоззрения Воспитательные:  воспитание  стремления к творчеству, желания быть счастливым и делать счастливыми окружающих, нравственных качеств личности ( уважения, внимания, такта, ответственности), бережного отношения к родному языку Тип классного часа ­ творческая мастерская Время проведения: 45 минут Форма организации деятельности: разговор­размышление  с использованием технологий :     проведения интегрированного внеклассного занятия (литература, русский язык,  обществознание, театр) сотрудничества «Размышляем вместе» воспитания на основе системного подхода (В.  И.Караковский, Н.Л.Селиванова) с применением  форм  и методов работы:  этическая беседа  создание эвристических ситуаций, ситуаций   перевоплощения  приемы ведения проблемно­ценностной дискуссии с участием внешних экспертов  ( родители учащихся, священнослужители) Материально­дидактическое оснащение классного часа:  Оборудование:  тексты   с   произведением   М.Метерлинка   «Синяя   птица»   компьютер   (1 шт.),проектор, доска Программное   обеспечение:  операционная   система  Windows  2007,   текстовый   редактор Word Дополнительный материал: презентация, раздаточный материал (текст с произведением Шел Сильверстейна «Щедрое дерево»),тексты произведений художественной литературыХод занятия  1. Пролог­погружение 1.1.Вступительное слово учителя  Что самое важное для человека?. Крепкое здоровье и счастье. Этими пожеланиями  напутствуют люди друг друга независимо от того, сколько им исполнилось лет : 10 или 20,  или 50.И это верно. Ведь одно без другого невозможно. Морис Метерлинк , американский  писатель , назвал счастье «Синей птицей» и создал одноименную пьесу. Так вот  сегодня  в  творческом союзе с этим произведением мы   в процессе встречи постараемся  ответить на  вопрос :  в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? Свои выводы  будем помещать на лист с символом счастья –синей птицей.Итак, начинаем погружение в  тему (музыка). Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Напишите  слова, которые тесно связаны у вас с эмоциональным  восприятием счастья (радость,  хорошее настроение, светлые воспоминания, добрые чувства) 1.2.Первые выводы Учитель :Понятие счастье определяется как состояние высокой удовлетворенности  жизнью, удача, успех. По­латыни «счастье» называли фортуной, с французского оно  переводится как «шанс», а с английского «удача».   Морис Метрелинк, американский  писатель ,называет счастье синей птицей, которую ищут герои.(музыка) …Так вот  однажды в один из зимних чудесных дней к  детям, похожим на вас, брату и  сестренке, пришла незнакомка в красивом платье… 1.3.Сцническая миниатюра      Фея. Не встречали ли вы Синюю птицу ?      Кто­то из детей :У Вики есть птица.           Кто­то из детей : Я ее не отдам...      Фея. Почему?..      .Кто­то из детей : Потому что она моя.      Фея. Это, конечно, веский довод. А где птица?..      Вика (показывает на клетку). В клетке...      Фея (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму  ­ она недостаточно синяя. Вам придется  поискать ту  птицу,  которая  мне нужна.      Вика . А я не знаю, где она.      Фея. Я тоже. Потому­то и надо ее искать.  Синяя Птица мне просто необходима.  Я  ищу  ее для одной девочки, она  очень больна.      Кто­то из детей. Что с ней?..      Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...но она больна. Странный народ, эти  люди! А многие здоровые и полные сил люди  порой не видят своего счастья.Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое. А это удается увидеть тем, кто много знает. (музыка, фея уходит). 2.Часть первая «Надо много знать . чтобы быть счастливым!» 2.1.Слово учителя Учитель :О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду, Может быть , оно, Вот этот славный зимний день, И чистый воздух, льющийся в окно. И солнышко, которому светить не лень, Встает, сияет облако. Давно. Слежу за ним… Мы  мало видим, знаем, А счастье только знающим  дано. Счастье обширно и многогранно, лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет  счастье в другом, скрытом от посторонних глаз. Скрытое может увидеть только знающий. И книги помогают нам в этом. Доводилось ли вам встречаться с героями, которых можно назвать счастливыми.  2.2.Задание Выбрать из стопочки книг произведения, где герои, по­вашему мнению,  обретают счастье. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» ­герои счастливы оттого, что нашли друг друга,  приобрели друзей в лице собаки Травки, вернулись с клюквой Д.Лондон «Любовь к жизни» ­герой остался жить, пройдя через испытания, благодаря  силе духа. И.С.Тургенев «Два богача»­счастье­ это забота о другом человеке, ближнем А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»­встреча влюбленных, торжество справедливости Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»­ любовь, преодоление препятствий во имя любви. «Повесть о Петре и Февронии»­герои любят друг друга и верны друг до конца дней. А.С.Пушкин «Станционный смотритель» 2.3.Некоторые выводы Учитель :Таким образом, спектр счастья широк. Это может быть и встреча с дорогим  человеком, и везение, и удача, и победа. Это может быть мгновение жизни, если оно было  очень ярким.(музыка). Кажется , фея что­то нам хочет сказать. 3.Часть вторая­ «Счастье есть! Его не может не быть…»  3.1.Сценическая миниатюра­монолог феи Фея : Когда­нибудь, в один прекрасный день,  вы  научитесь  ободрять  улыбкой, приветствовать , благодарить  жизнь за то, что она вырастила для вас Сад  блаженств, который и наполняет Счастье содержанием..  Вот  перед вами  Блаженство Быть Здоровым, оно не особенно красиво, но  зато   самое степенное.    Вот  Блаженство  Дышать Воздухом ­ оно почти прозрачно... Вот Блаженство Любить Родителей ­  оно  во всем сером, и ему всегда чуть­чуть грустно, оттого  что  на  него  никто  не обращает  внимания...  Вот  Блаженство  голубого  Неба  ­  оно,  понятно,  в голубом... Вот Блаженство Леса  ­  оно,  опять­таки  вполне  естественно,  в зеленом, его ты увидишь всякий раз, как выглянешь  в  окно...  А  вот  милое Блаженство Солнечных Дней ­ в одежде  цвета  алмаза  и  Блаженство  Весны  в одежде  изумрудного цвета...    В каждом доме, где живут с  открытыми  глазами, обязательно есть место радостям и  счастью.   А  чуть  начнет  вечереть  ­  появляетсяБлаженство Заходящего Солнца. Смотри ­ оно прекраснее всех земных царей.  За ним идет Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды, все в  золоте,  как  древний идол... В ненастье является Блаженство Дождя, все унизанное жемчугом,  а  за ним идет Блаженство Зимнего Очага  ­  оно  прячет  руки  от  холода  в  свой пурпуровый плащ... А вот и лучшее из нас ­ лучшее, ибо оно в близком родстве с великими и  чистыми  Радостями:  это  Блаженство  Невинных  Мыслей,  самое светлое среди нас... А вот еще... Нет, уж очень их много!..Человек обязан быть счастлив.  Если он несчастлив, то он виноват и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не  устранит этого неудобства или недоразумения. 3.2.Постановка проблемного вопроса Учитель : Что вам нужно для счастья? Запишите 3 желания, расставьте их в порядке  возрастания или составьте свою формулу счастья. Предполагаемые ответы – победа, хорошая оценка, доброе слово, подарок. 3.3.Исследование текста Учитель : послушайте сценическую миниатюру Шел Сильверстейна «Щедрое дерево» и  подумайте над тем , в чем заключалось счастье яблоньки. (сценическая миниатюра, читает ученица 6 б класса Полякова Анастасия ) 1.Определите тип речи данного текста, поясните свое мнение Вопросы к тексту 2.Разделите текст на абзацы и выявите ключевые слова каждого из абзацев.   Яблоня была счастлива (мальчик был рядом)  Яблоня была счастлива (малыш продал яблоки за деньги)  Яблоня была счастлива (малыш срубил ветки)  Яблоня была счастлива (малыш спилил ствол)  Яблоня была счастлива (малыш сел на пень и отдыхал) Как называется прием . используемый автором? С какой целью автор использует  его? ( Лексический повтор). Заострение   внимания на идее, главной мысли  произведения)  3.Найдите контекстные синонимы в тексте, которые раскрывают понятие счастья  для яблоньки. Быть рядом, помогать, отдавать все, что у тебя есть, жертвовать собой. Градация – стилистический прием, позволяющий мысли и чувства, события и  действия в процессе . в развитии по возрастающей или убывающей значимости. 4. В чем заключается счастье яблоньки? В самопожертвовании, в осознании того , что ты все сделала для того, чтобы кому­то было  хорошо. 3.3. Выводы по тексту Учитель :Оказывается, человек может поделиться счастьем, передать его другим людям.  Вот как советовал это делать Киплинг : Выйди за дверь и озари мир улыбкой, Этой улыбке предстоит потрудиться, Улыбку – всем одиноким лицам, Улыбку – всем робким лицам, Улыбку – всем скорбным лицам, Это стихотворение помогло нам перейти к части третьей и сделать вывод : 4.Часть третья «Счастье – это каждый чистый и ясный помысел человека». Улыбку – всем болезненным лицам.4.1. Слово учителя ,представление гостя. Именно чистые и добрые помыслы, в которых ты не желаешь зла, лежат в основе  нравственной культуры каждого человека : и большого . и маленького. Хранителем  духовно­нравственной культуры по праву можно назвать православные храмы. Сегодня у  нас в гостях настоятель Свято­ Никольского храма отец Михаил. Он расскажет о  понимании счастья с точки зрения христианской морали.(дети дополняют понятие счастья  словами священнослужителя). 4.2.Рассуждение о счастье настоятеля Свято­Никольского храма Никитина М. 4.3.Рефлексия Учитель : Продолжая разговор , хочу добавить , что психологи выделили пять ступенек  счастья. 5 ступенек счастья 1.Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) 2.Удовлетворенность материальными благами (я приобрел) 3.Удовлетворенность от общения с другими людьми  4.Удовлетворенность в момент творчества (создаю) 5.Удовлетворенность по совершенствованию жизни (оставляю после себя) Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью.  Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье  уже в том, что ты идешь по земле до высшего счастья умения творить и оставлять после  себя. Надо отметить , что по опросу , проведенному накануне, многие находятся на 1 и 2  ступеньках. Хочу представить вам таких счастливых людей, которые стоят на высокой ступеньке к  счастью, очень творческих личностей. Раздобарова Василия Александровича и Раздобарову Аню . 5. Часть четвертая «Счастливые люди» 5.1. Вокально­хореографический этюд в исполнении отца Раздобарова В.А. и дочери  Раздобаровой А. 5.2.Выводы по теме занятия Учитель : Вот на такой красивой душевной ноте мы заканчиваем наше занятие и  подводим некоторые итоги. Что нужно человеку, чтобы быть счастливым ? Желание  делать добрые дела, поступки, желание что­то создавать, общение с другими людьми.  После сегодняшней встречи вы будете  Знать­определение понятия «счастье» Уметь­ отличать его от других жизненных событий и явлений Применять­ делиться им с окружающими Вспомните финал «Синей птицы».Дети обошли много мест, а синей птицей оказалась их  горлица. Они подарили ее больной соседской девочке, и та выздоровела. А от этого детям  было радостно и счастливо .а синяя птица улетела, чтобы делать счастливыми других.  Возможно. она , эта синяя птица где­то рядом, нужно только желание каждого встретить  ее. 6. Эпилог «Хочешь быть счастливым –будь, сам бейся, сам суди и сам твори, сам  дверь себе для счастья отвори». 6.1. Повторная рефлексия по исследованию уровня нахождения  учащихся  одной из ступенек счастья.6.2.Домашнее задание – познакомьтесь с размышлениями Владимира Набокова,  напишите о самом счастливом дне своей жизни. «Каждый отдельный день в году подарен одному только человеку, самому счастливому :  остальные люди пользуются его днем, наслаждаясь солнцем или сердясь на дождь, но  никогда не зная, кому день принадлежит по праву…»