Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»
Оценка 4.6

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
6 кл—7 кл
26.06.2017
Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»
Внеурочное занятие по литературе "В поисках Синей птицы" построено путем применения различных форм и технологий: творческой мастерской, проведения интегрированного внеклассного занятия (литература, русский язык, обществознание, театр), сотрудничества «Размышляем вместе» воспитания на основе системного подхода (В. И.Караковский, Н.Л.Селиванова). Форма организации деятельности - разговор-размышление.Разработка будет интересна учащимся с 6 по 8 классы.Подробное описание занятия по литературе "В поисках Синей птицы" ( разговор-размышление о счастье)
Конспект занятия по литературе.docx
Конспект занятия по литературе    «В поисках Синей птицы» Цели занятия  Дидактические:  развитие  творческого воображения учащихся, выработка     умения рассуждать в группе,  обобщать и делать выводы, строить собственное монологическое высказывание и  аргументировать свою точку зрения; выработка умения анализировать движение  собственных мыслей, знаний, мировоззрения Воспитательные:  воспитание  стремления к творчеству, желания быть счастливым и делать счастливыми окружающих, нравственных качеств личности ( уважения, внимания, такта, ответственности), бережного отношения к родному языку Тип классного часа ­ творческая мастерская Время проведения: 45 минут Форма организации деятельности: разговор­размышление  с использованием технологий :     проведения интегрированного внеклассного занятия (литература, русский язык,  обществознание, театр) сотрудничества «Размышляем вместе» воспитания на основе системного подхода (В.  И.Караковский, Н.Л.Селиванова) с применением  форм  и методов работы:  этическая беседа  создание эвристических ситуаций, ситуаций   перевоплощения  приемы ведения проблемно­ценностной дискуссии с участием внешних экспертов  ( родители учащихся, священнослужители) Материально­дидактическое оснащение классного часа:  Оборудование:  тексты   с   произведением   М.Метерлинка   «Синяя   птица»   компьютер   (1 шт.),проектор, доска Программное   обеспечение:  операционная   система  Windows  2007,   текстовый   редактор Word Дополнительный материал: презентация, раздаточный материал (текст с произведением Шел Сильверстейна «Щедрое дерево»),тексты произведений художественной литературы Ход занятия  1. Пролог­погружение 1.1.Вступительное слово учителя  Что самое важное для человека?. Крепкое здоровье и счастье. Этими пожеланиями  напутствуют люди друг друга независимо от того, сколько им исполнилось лет : 10 или 20,  или 50.И это верно. Ведь одно без другого невозможно. Морис Метерлинк , американский  писатель , назвал счастье «Синей птицей» и создал одноименную пьесу. Так вот  сегодня  в  творческом союзе с этим произведением мы   в процессе встречи постараемся  ответить на  вопрос :  в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? Свои выводы  будем помещать на лист с символом счастья –синей птицей.Итак, начинаем погружение в  тему (музыка). Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Напишите  слова, которые тесно связаны у вас с эмоциональным  восприятием счастья (радость,  хорошее настроение, светлые воспоминания, добрые чувства) 1.2.Первые выводы Учитель :Понятие счастье определяется как состояние высокой удовлетворенности  жизнью, удача, успех. По­латыни «счастье» называли фортуной, с французского оно  переводится как «шанс», а с английского «удача».   Морис Метрелинк, американский  писатель ,называет счастье синей птицей, которую ищут герои.(музыка) …Так вот  однажды в один из зимних чудесных дней к  детям, похожим на вас, брату и  сестренке, пришла незнакомка в красивом платье… 1.3.Сцническая миниатюра      Фея. Не встречали ли вы Синюю птицу ?      Кто­то из детей :У Вики есть птица.           Кто­то из детей : Я ее не отдам...      Фея. Почему?..      .Кто­то из детей : Потому что она моя.      Фея. Это, конечно, веский довод. А где птица?..      Вика (показывает на клетку). В клетке...      Фея (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму  ­ она недостаточно синяя. Вам придется  поискать ту  птицу,  которая  мне нужна.      Вика . А я не знаю, где она.      Фея. Я тоже. Потому­то и надо ее искать.  Синяя Птица мне просто необходима.  Я  ищу  ее для одной девочки, она  очень больна.      Кто­то из детей. Что с ней?..      Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...но она больна. Странный народ, эти  люди! А многие здоровые и полные сил люди  порой не видят своего счастья. Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое. А это удается увидеть тем, кто много знает. (музыка, фея уходит). 2.Часть первая «Надо много знать . чтобы быть счастливым!» 2.1.Слово учителя Учитель :О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду, Может быть , оно, Вот этот славный зимний день, И чистый воздух, льющийся в окно. И солнышко, которому светить не лень, Встает, сияет облако. Давно. Слежу за ним… Мы  мало видим, знаем, А счастье только знающим  дано. Счастье обширно и многогранно, лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет  счастье в другом, скрытом от посторонних глаз. Скрытое может увидеть только знающий. И книги помогают нам в этом. Доводилось ли вам встречаться с героями, которых можно назвать счастливыми.  2.2.Задание Выбрать из стопочки книг произведения, где герои, по­вашему мнению,  обретают счастье. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» ­герои счастливы оттого, что нашли друг друга,  приобрели друзей в лице собаки Травки, вернулись с клюквой Д.Лондон «Любовь к жизни» ­герой остался жить, пройдя через испытания, благодаря  силе духа. И.С.Тургенев «Два богача»­счастье­ это забота о другом человеке, ближнем А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»­встреча влюбленных, торжество справедливости Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»­ любовь, преодоление препятствий во имя любви. «Повесть о Петре и Февронии»­герои любят друг друга и верны друг до конца дней. А.С.Пушкин «Станционный смотритель» 2.3.Некоторые выводы Учитель :Таким образом, спектр счастья широк. Это может быть и встреча с дорогим  человеком, и везение, и удача, и победа. Это может быть мгновение жизни, если оно было  очень ярким.(музыка). Кажется , фея что­то нам хочет сказать. 3.Часть вторая­ «Счастье есть! Его не может не быть…»  3.1.Сценическая миниатюра­монолог феи Фея : Когда­нибудь, в один прекрасный день,  вы  научитесь  ободрять  улыбкой, приветствовать , благодарить  жизнь за то, что она вырастила для вас Сад  блаженств, который и наполняет Счастье содержанием..  Вот  перед вами  Блаженство Быть Здоровым, оно не особенно красиво, но  зато   самое степенное.    Вот  Блаженство  Дышать Воздухом ­ оно почти прозрачно... Вот Блаженство Любить Родителей ­  оно  во всем сером, и ему всегда чуть­чуть грустно, оттого  что  на  него  никто  не обращает  внимания...  Вот  Блаженство  голубого  Неба  ­  оно,  понятно,  в голубом... Вот Блаженство Леса  ­  оно,  опять­таки  вполне  естественно,  в зеленом, его ты увидишь всякий раз, как выглянешь  в  окно...  А  вот  милое Блаженство Солнечных Дней ­ в одежде  цвета  алмаза  и  Блаженство  Весны  в одежде  изумрудного цвета...    В каждом доме, где живут с  открытыми  глазами, обязательно есть место радостям и  счастью.   А  чуть  начнет  вечереть  ­  появляется Блаженство Заходящего Солнца. Смотри ­ оно прекраснее всех земных царей.  За ним идет Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды, все в  золоте,  как  древний идол... В ненастье является Блаженство Дождя, все унизанное жемчугом,  а  за ним идет Блаженство Зимнего Очага  ­  оно  прячет  руки  от  холода  в  свой пурпуровый плащ... А вот и лучшее из нас ­ лучшее, ибо оно в близком родстве с великими и  чистыми  Радостями:  это  Блаженство  Невинных  Мыслей,  самое светлое среди нас... А вот еще... Нет, уж очень их много!..Человек обязан быть счастлив.  Если он несчастлив, то он виноват и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не  устранит этого неудобства или недоразумения. 3.2.Постановка проблемного вопроса Учитель : Что вам нужно для счастья? Запишите 3 желания, расставьте их в порядке  возрастания или составьте свою формулу счастья. Предполагаемые ответы – победа, хорошая оценка, доброе слово, подарок. 3.3.Исследование текста Учитель : послушайте сценическую миниатюру Шел Сильверстейна «Щедрое дерево» и  подумайте над тем , в чем заключалось счастье яблоньки. (сценическая миниатюра, читает ученица 6 б класса Полякова Анастасия ) 1.Определите тип речи данного текста, поясните свое мнение Вопросы к тексту 2.Разделите текст на абзацы и выявите ключевые слова каждого из абзацев.   Яблоня была счастлива (мальчик был рядом)  Яблоня была счастлива (малыш продал яблоки за деньги)  Яблоня была счастлива (малыш срубил ветки)  Яблоня была счастлива (малыш спилил ствол)  Яблоня была счастлива (малыш сел на пень и отдыхал) Как называется прием . используемый автором? С какой целью автор использует  его? ( Лексический повтор). Заострение   внимания на идее, главной мысли  произведения)  3.Найдите контекстные синонимы в тексте, которые раскрывают понятие счастья  для яблоньки. Быть рядом, помогать, отдавать все, что у тебя есть, жертвовать собой. Градация – стилистический прием, позволяющий мысли и чувства, события и  действия в процессе . в развитии по возрастающей или убывающей значимости. 4. В чем заключается счастье яблоньки? В самопожертвовании, в осознании того , что ты все сделала для того, чтобы кому­то было  хорошо. 3.3. Выводы по тексту Учитель :Оказывается, человек может поделиться счастьем, передать его другим людям.  Вот как советовал это делать Киплинг : Выйди за дверь и озари мир улыбкой, Этой улыбке предстоит потрудиться, Улыбку – всем одиноким лицам, Улыбку – всем робким лицам, Улыбку – всем скорбным лицам, Это стихотворение помогло нам перейти к части третьей и сделать вывод : 4.Часть третья «Счастье – это каждый чистый и ясный помысел человека». Улыбку – всем болезненным лицам. 4.1. Слово учителя ,представление гостя. Именно чистые и добрые помыслы, в которых ты не желаешь зла, лежат в основе  нравственной культуры каждого человека : и большого . и маленького. Хранителем  духовно­нравственной культуры по праву можно назвать православные храмы. Сегодня у  нас в гостях настоятель Свято­ Никольского храма отец Михаил. Он расскажет о  понимании счастья с точки зрения христианской морали.(дети дополняют понятие счастья  словами священнослужителя). 4.2.Рассуждение о счастье настоятеля Свято­Никольского храма Никитина М. 4.3.Рефлексия Учитель : Продолжая разговор , хочу добавить , что психологи выделили пять ступенек  счастья. 5 ступенек счастья 1.Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) 2.Удовлетворенность материальными благами (я приобрел) 3.Удовлетворенность от общения с другими людьми  4.Удовлетворенность в момент творчества (создаю) 5.Удовлетворенность по совершенствованию жизни (оставляю после себя) Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью.  Начинается это восхождение от умения дорожить радостью бытия, умения видеть счастье  уже в том, что ты идешь по земле до высшего счастья умения творить и оставлять после  себя. Надо отметить , что по опросу , проведенному накануне, многие находятся на 1 и 2  ступеньках. Хочу представить вам таких счастливых людей, которые стоят на высокой ступеньке к  счастью, очень творческих личностей. Раздобарова Василия Александровича и Раздобарову Аню . 5. Часть четвертая «Счастливые люди» 5.1. Вокально­хореографический этюд в исполнении отца Раздобарова В.А. и дочери  Раздобаровой А. 5.2.Выводы по теме занятия Учитель : Вот на такой красивой душевной ноте мы заканчиваем наше занятие и  подводим некоторые итоги. Что нужно человеку, чтобы быть счастливым ? Желание  делать добрые дела, поступки, желание что­то создавать, общение с другими людьми.  После сегодняшней встречи вы будете  Знать­определение понятия «счастье» Уметь­ отличать его от других жизненных событий и явлений Применять­ делиться им с окружающими Вспомните финал «Синей птицы».Дети обошли много мест, а синей птицей оказалась их  горлица. Они подарили ее больной соседской девочке, и та выздоровела. А от этого детям  было радостно и счастливо .а синяя птица улетела, чтобы делать счастливыми других.  Возможно. она , эта синяя птица где­то рядом, нужно только желание каждого встретить  ее. 6. Эпилог «Хочешь быть счастливым –будь, сам бейся, сам суди и сам твори, сам  дверь себе для счастья отвори». 6.1. Повторная рефлексия по исследованию уровня нахождения  учащихся  одной из ступенек счастья. 6.2.Домашнее задание – познакомьтесь с размышлениями Владимира Набокова,  напишите о самом счастливом дне своей жизни. «Каждый отдельный день в году подарен одному только человеку, самому счастливому :  остальные люди пользуются его днем, наслаждаясь солнцем или сердясь на дождь, но  никогда не зная, кому день принадлежит по праву…»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного занятия по литературе «В поисках Синей птицы»

Конспект внеурочного  занятия по литературе    «В поисках Синей птицы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017