Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Оценка 4.6
Домашнее обучение +3
doc
математика
4 кл
23.01.2018
Шерлок Хомс со своим другом предлагает ученикам задачу по заполнению "Магического квадрата". Ребята познакомятся на занятие с историей появления таких задач, научаться их решать пользуясь алгоритмом, и узнают кто придумал головоломку Судоку. На занятие используется интерактивная доска. конспект подходит для Занимательной математики и подготовки учеников к олимпиадепрезентация для урока математика 4 класс или внеклассная работа по предмету
занимательная математика судоку.doc
Занятие курса по выбору «ШОР»
Учитель начальных классов: Астрелина Т.Ю.
Тема : Магические квадраты.
Цель:
Научить учащихся решать магические квадраты, используя однозначные числа идущие
в порядке увеличения на одну единицу, используя числа идущие в порядке увеличения
на пять единиц.
Познакомить с математическим алгоритмом расстановки чисел в магическом
квадрате.
Научить заполнять квадраты в игре «Судоку».
Развивать мышление, гибкость ума, быстрый счет.
Воспитывать умение работать в паре, в группе.
Ход: I Организационный момент.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Беритесь, ребята,
Скорей за работу
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться с счету!
II.
С нами сегодня решили позаниматься необычные знатоки.
Сценка “Шерлок Хомс и Доктор Ватсон»
Доктор Ватсон решает магический квадрат.
— Ох, мистер Холмс. — Доктор Ватсон потряс в воздухе бумажкой, испещренной
многочисленными знаками. — Я всегда удивлялся вашей необыкновенной
способности находить решения в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, но
боюсь, что в данном случае все ваше волшебное искусство окажется бессильным.
— Мой дорогой Ватсон. — Холмс не спеша отвел в сторону трубку и выпустил сизое
колечко дыма. — Право же, не стоит впадать в излишнее возбуждение от пустякового
квадрата, в котором следует подобрать всего лишь парочкудругую цифр из
ограниченного набора. Жизнь нам преподносит гораздо более содержательные загадки,
достойные сопереживания и беспокойства истинного джентльмена.
— Вы опять меня поражаете, — как же вы догадались, что речь идет именно о
магическом квадрате? — Это элементарно, Ватсон. Вы же целый час сосредоточенно изучаете сайт
http://www.logozavr.ru на одной из страниц ,которого помещен предмет вашего
пристального внимания, а именно — задание: Расставить числа от 1 до 9, так чтобы
сумма чисел в каждой строчке, в каждом столбике и по диагонали была бы равна
одному и тому же числу – 15.
4
5
6
И что же в этом примере — прямо скажем, для младших школьников — вызвало у вас
столь непреодолимые трудности?
— Видите ли, Холмс, в данном случае мы сталкиваемся с задачей огромного числового
перебора. Похоже, здесь нужно рассмотреть в общей сложности более шести тысяч
вариантов. Бедные детишки!
— Хм, Ватсон, кто много перебирает, тот мало думает. — Холмc окутал себя еще
одной порцией табачного сизого дыма. — Совсем нет необходимости рассматривать
все мыслимые варианты. Например, со всей определенностью можно утверждать, что
Во второй столбик подойдут числа 9,5,1.
4
9
5
1
6
Холмc, вы хотите сказать…. Простите, но я не пойму, на чем основана столь смелая
догадка.
— Это не догадка, а непреложный математический факт. (9+1+5=15)
— В таком случае в первую строчку можно подписать 2?
4
9
5
1
2
6
— Браво, Ватсон! Теперь вам должно быть понятно, что в третий столбик вписываем 7
— Ох, это великолепно, Холмс! — Итак, возможно только одно решение:
4
3
8
9
5
1
2
7
6
— Ах, Холмс! Я не могу удержаться, чтобы не оценить ваш метод. Это действительно
великолепно!
2. Первый магический квадрат с тремя клетками в основании был описан в
арабском манускрипте конца VIII века
Попробуем, ребята и мы решить магический квадрат.
9
5
10
3
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учитель: Как удобнее начать заполнять клетки?
Ученики: сначала узнаем чему равна сумма трех слагаемых. 5+10+3= 18.
Поставим цифру 4 в первый столбик.
Теперь можно заполнить диагонали. В центр поставим 6.
Далее заполним второй столбик – 2. И остался третий столбик – 7 и 8.
Учитель: Можно решить по другому?
Ученики: нет.
3. Позднее были придуманы и другие виды магических квадратов, решать
которые несколько труднее. Эти квадраты называются
нетрадиционными: в их состав входят числа не из строго натурального ряда
чисел, когда каждое последующее число больше предыдущего на единицу, а
значительно отличающиеся друг от друга.
Задание: используя числа 5,10,15,20,25,30,35,40,45
25 Учитель: Как вы считаете, с чего нужно начать в этом случае?
Ученики: удобным способом узнать сумму всех чисел.
5+10+15+20+25+30+35+40+45= 50 ∙4+25=225
Затем сумму разделить на 3, чтоб узнать чему будет равняться
сумма в одном столбике или строчке.
225:3=75
Учитель: А заполнять квадрат с чего начнем?
Ученики: Со среднего столбика или средней линии.
Решение:
10
45
20
35
25
15
30
5
40
4. А ещё математики придумали алгоритм, по которому можно собирать
такие квадраты.
На КП показываю алгоритм. Попробуйте и вы заполнить по алгоритму такой квадрат:
Проверка по КП. 5. Магические квадраты встречались при раскопках в Китае и Древней Индии.
Любил эту игру и великий математик Леон рд йлер —
швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в
развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Изобрел игру, которая известна нам как Судоку .
аа Эа
Судоку — это головоломка пазл с числами, ставшая в последнее время очень
популярной. (показать журналы) Японцы ровно 100 лет назад начали еженедельно
публиковать судоку в журналах.
Сложность судоку зависит не от количества изначально заполненных клеток, а от
методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются
дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число.
Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить
часы.
Для наглядности и лучшего понимания процесса решения загадки, рассмотрим один из
простых вариантов, первого уровня сложности.
И так, дано игровое поле, состоящее из 81ой ячейки, которые в свою очередь
составляют: 9ть строк, 9ть столбцов и 9ть миниквадратов размером 3х3
ячейки. (Рис.1.) Посмотрев на игровое поле. Необходимо определиться с чего же нужно начинать
решение. Как правило, нужно определить строку, столбец или мини квадрат, в которых
имеется минимальное количество пустых ячеек. В приведенном нами варианте, сразу
можно выделить две строки, верхнюю и нижнюю. В этих строках не достает всего по
одной цифре. Таким образом, принимается простое решение, определив не достающие
цифры 7 для первой строки и 4 для последней, вписываем их в свободные ячейки
рис.3.
Следующий ход. Столбец номер 5 (слева на право) имеет всего две свободные ячейки.
После не долгих размышлений определяем недостающие цифры – 5 и 8.
Для достижения успешного результата в игре, необходимо понять, что
ориентироваться необходимо по трем основным направлениям столбец, строка и мини
квадрат.
В данном примере сложно сориентироваться только по строкам, или столбцам, но если
обратить внимание на миниквадраты то становится понятно. Вписать цифру 8 во
вторую (с верху) ячейку рассматриваемого столбца нельзя, иначе во втором мине
квадрате будет две восьмерки. Аналогично и с цифрой 5 для второй ячейки (снизу) и
второго нижнего миниквадрата рис.4 (не правильное расположение). Хотя и решение кажется правильным для столбца, девять цифр, в столбце, без
повторения, оно противоречит основному правил. В миниквадратах цифры также не
должны повторяться.
Соответственно для правильного решения во вторую (сверху) ячейку необходимо
вписать 5, а во вторую (снизу)8. Данное решение полностью соответствует правилам.
Верный вариант см. рис 5.
Дальнейшее решение, простой с виду, задачи, требует внимательного рассмотрения
игрового поля и подключения логического мышления. Можно снова воспользоваться
принципом минимального количества свободных ячеек и обратить внимание на третий
и на седьмой столбец (слева на право). В них не заполненными остались по три ячейки.
Посчитав недостающие цифры, определяем их значения – это 2,3 и 9 для третьего
столбца и 1,3 и 6 для седьмого. Оставим пока заполнение третьего столбца, поскольку
с ним нет определенной ясности в отличие от седьмого. В седьмом столбце сразу
можно определить расположение цифры 6 это вторая снизу свободная ячейка. Из чего
сделан такой вывод?
При рассмотрении миниквадрат, в состав которого, входит вторая ячейка, становится
понятно, что в нем уже присутствуют цифры 1и3. Из необходимой нам цифровой
комбинации 1,3 и 6 другой альтернативы нет. Заполнение оставшихся двух свободных
ячеек седьмого столбца, так же не вызывает затруднений. Поскольку третья строка, в
своем составе уже имеет заполненную 1, в третью с верху ячейку седьмого столбца
вписывается 3, а в единственную оставшуюся свободную вторую ячейку 1. Пример см.
рис 6. Мы же проанализировав ситуацию, обратимся к девятому (нижнему правому) мини
квадрату, в котором после нашего решения осталось три свободные ячейки.
Проанализировав ситуацию можно заметить (пример заполнения миниквадрата), что
для полного его заполнения не достает следующих цифр 2,5 и 8. Рассмотрев среднюю,
свободную ячейку можно заметить, что из необходимых цифр сюда подходит только 5.
Поскольку 2 присутствует в верхней ячейке столбца, а 8 в строке в состав, которой,
помимо миниквадрата входит данная ячейка. Соответственно в средней ячейке
последнего миниквадрата вписываем цифру 2, (она не входит ни в строку, ни в
столбец), а в верхнюю ячейку данного квадрата вписываем 8. Таким образом, у нас
полностью заполнен нижний правый (9й) миниквадрат цифрами от 1 до 9, при этом
цифры не повторяются и в столбцах ни в строках, рис.7.
Итог: обмен впечатлениями.
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Конспект занимательная математика "Судоку" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.