Конспект занятия на закрепление представлений знаний о грибах, особенностях внешнего вида,местах произрастания.
Дать понятие грибница,споры, грибники.
Предварительная работа:чтение стихотворений о грибах, осени, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций грибов, пейзаж леса игры с зашумованными картинками.
конспект занятия.docx
Конспект НОД в старшей группе по теме
«В гости к Ёжику (Грибы)»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений
детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о грибнице; научить различать съедобные и
ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по
теме. развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать внимание при решении игровых заданий; развивать
зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; развивать
координацию слов и движений; развивать мелкую и общую
моторику; обогащать зрительные впечатления; закреплять умение
работать с зашумованными картинками.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
восприятие художественной литературы, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы,
ответы на вопросы в ходе беседы, обводка зашумованных картинок.
Оборудование и средства: игрушки – ворона, ёжик; печенье –
«грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка схема гриба,
муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками,
аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, листы с зашумованными
картинками, чёрные фломастеры (по количеству детей), Чудодерево
(макет дерева), офтальмотренажёры с изображением грибов на
стенах группы.
Словарная работа: грибница, споры, грибники.
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа,
гимнастика для глаз, отгадывание загадок,пальчиковая игра,
дидактичкская игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о
грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций, игры с зашумованными картинками.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы
узнали её?
Дети: Да, это Умная Ворона.
Умная Ворона: Каркар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам
прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это
письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много
припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и
путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам
помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Ворона, а чтоже на листочкето написано, давай я
ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем,
то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на
кленовом листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы
знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно
слушайте и смотрите.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей,
ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема
гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и
шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы
размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на
землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корниниточки
грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые
идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники
берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так
можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте
маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его
изображением.)
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый
гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него
мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая –
белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу
растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так
называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно
маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная
ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие
осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве
выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за
чудопень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята,
растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про
съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А
вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с
юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за
гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки
загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в
блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой
воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё
ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно
серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы съедобные, а какие – ядовитые.
Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают
грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему
гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная
Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону
и лукошко.)
3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз
«Дождик».
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки
и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать
ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить
на гриб, не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается
аудиозапись «Шум дождя).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается!
Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)
Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх.)
Капельки «капкап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём. (Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на
земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу
быстрее растут грибы.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и
листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Нука, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный грибборовик?
Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают,
рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в
лукошко. Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают,
воспитатель читает загадку.)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.
Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и
топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые
для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой
знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого
красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают
противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься?
Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе
грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или
нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы
немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики
возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым
ребёнком лист А4 с зашумованной картинкой и фломастеры.) А здесь
у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы
искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими
пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Топтоп. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по
столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих
руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб». Дети находят на зашумованных картинках контур гриба и обводят его
чёрным фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по
окончании работы оценивает.
7. Офтальмотренажёр (для снятия зрительного напряжения).
Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком
грибов. (Дети находят картинку на стене группы.) Видите, сколько
грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало,
посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов,
которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем
дальше Ёжика искать.
Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое
дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к
Чудодереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется изза дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал
за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу
относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни
одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если
съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не
хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко
съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
9. Сюрпризный момент.
Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за
грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Изза дерева
появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните,
эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их,
окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!
(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной
Вороной, съедают по 1 грибу.)
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все
большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам
путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
Вывод. Смена занимательных заданий, игрушкиперсонажи, яркий
наглядный материал, муляжи, оформление группы, шумовое
сопровождение и сюрпризугощение помогли сделать НОД
интересным и запоминающимся для детей. Эта разработка может
использоваться воспитателями как коррекционных групп, так и групп
общеразвивающей направленности.
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Конспект занятия " В гости к ежику"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.