Цель: расширение словарного запаса; упражнять детей в подборе родственных слов; упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; учить краткому пересказу текста с опорой на план-схему; развивать ориентирование в пространстве; закрепить понятие "сначала", "после"; развивать логическое мышление; упражнять в употреблении существительных в косвенном падежах.
Тема недели: «Откуда хлеб пришел?»
Цель: Дать детям понятие, хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
закрепить знания о долгом пути от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
День недели
Понедельник –
Утро
Утренняя прогулка. Утренняя гимнастика.
Беседа «Что ты знаешь о хлебе?» формировать представление о хлебе.
НРК «Чума үрдәк, чума каз» развивать речь, воспитывать интерес к играм.
работа с Аделей, Данилом по ФЭМП: называть части суток, дни недели, выделять текущий день недели.
Ситуативный разговор о временах года формировать представление о чередовании времен года, частей суток и их характер.
Д/ и «Что лишнее» развивать зрительную память.
Игра «Печём булочки» Учить измерять объём с помощью мерки, замешивать тесто, делать булочки различной формы.
Экскурсии в школу, дома творчества.
Просмотр театра «Колосок
ООД
1. Татар теле (по плану воспитателя татарского языка ).
2 . Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: Число и цифры 3, 4, 5, 6, знаки =,‹, ›, независимость числа от расположения предметов,
квадрат, треугольник.
Зан. №7
Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6, учить устанавливать соответствие между
Цель:
количеством предметов и цифрой; познакомить со знаками ‹, ›; учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; учить
рисовать треугольники в тетради в клетку
Литература: Колесникова, стр. 34.
3 . Физкультура (на воздухе) по плану инструктора ФИЗО.
ПрогулкаНаблюдение за снегоуборочной машиной – расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ,
особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.Труд: Сбор мелких поломанных веток для
поделок.С Рианой, Камилой организовать игру «Пройди по мостику» развивать координацию движений.Д/и «Вершки и
корешки» закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и
корешки.П/и «Лохматый пес»совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать
ориентировку в пространстве, ловкость.Самостоятельная игровая деятельность
ВечерОздоровительная гимнастика после сна. Закаливание .Чтение: «Слава хлебу» С. ПогореловскийД/и «Найди по описанию»
воспитывать внимание, развивать памятьС Амиром, Ралиной закрепить художественные навыки при работе с красками.Беседа на
тему «Октябрь» Учить детей различать признаки времен года.Дежурство по столовой.Настольно игра «Лото» развивать внимание,
мышление, интерес к настольным играм.С/р/и «Хлебозавод» развивать внимание, воспитание уважения к труду взрослых и к хлебу.
Воспитывать желание результатами своего труда делать приятное другим людям.
ПрогулкаНаблюдения за погодными явлениями, облаками. Д/и «И я» Повторяем пословицы и поговорки об осени. Игры детей со
снегом «Украшение торта (куличика) природным и бросовым материалом». Развивать фантазию. Труд: Сбор ветокВторник
УтроУтренняя прогулка. Утренняя гимнастика. Беседа «Как хлеб получают», «Назови блюда мучные» формировать представление
детей о получении хлеба (просмотр презентации)Знакомство со специальными машинами убирающие зерна на полях.с Эльзой,
Самиройд/и « Что нас окружает» упражнять в назывании предметов их назначение, материал.Д/и «Что сначала? Что
потом?»Закреплять последовательность выращивания зерновых культур и хлебопечения.НРК Хороводные игры «Колпачок» ,
«Серенький козлик» умение ходить по кругу , развивать речь.С/р/и «Ждем гостей, печем пироги» Совершенствовать умение
самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.Рекомендации для занятий родителей с детьми по
ФЭМП.Экскурсия в хлебный магазин.
ООД
1 Музыка (по плану музыкального руководителя).
2. Физкультура (по плану инструктора ФИЗО).
2 половина дня.
3. Художественно – эстетическое развитие (Рисование) Тема: Какие автомобили привозят хлеб в магазин»
формировать умения передавать в рисунке форму и строение грузового автомобиля, выбирать кузов для изображения грузовика,
Цель:
предназначенного для перевозки определенного груза, рисовать автомобиль в указанной последовательности, (кабина смотром, рама,
кузов, колеса); упражнять детей в закрашивании рисунка, учить рисовать более сильным нажимом карандаша.
Материал: альбомный лист, краски, кисти, вода, подставки.
Литература: (Швайко стр.108).
ПрогулкаНаблюдение за деревьями – обратить внимание на оставшиеся листья, почему?Труд: Очистка участка, поделок от
снега П/и «Найди себе пару»развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.С Раилем,
Ильхамом работа по развитию движений: прыжки в длину с места.Беседа с детьми на тему «Здоровая пища».Сюжетноролевые
игры по желанию детей.Д/и «Четвертый лишний»– учить замечать ошибки, развивать наблюдательность.
ВечерОздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.Чтение: «Колосок» укр. нар. Сказка.Слушание
песнизагадки «Хлеб» с просмотром одноимённой презентации. Воспитывать слушательскую культуру.работа с Радмиром , Ринатом в
уголке рисования (рисование дерева).Игровая ситуация «Один дома». Закрепить представления об опасных предметах в
быту.Дежурство по столовой.Настольная игра «Шашки» развитие внимания, логического мышления, интерес к настольным
играм.Работа в центрах. Отбор книг для ремонта.Самостоятельная игровая деятельность.
ПрогулкаСамостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к
другу. П/и «К дереву беги».Наблюдение за погодой. Труд: убрать снег со скамеек
Среда –
Утро
Утренняя прогулка. Утренняя гимнастика.Беседа «ОБЖ» Тема: «Здоровая пища» Помочь детям понять, что здоровье зависит от
правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.НРК «Су анасы» умение ходить по кругу, закрепить слова,
выполнять действия в соответствии с текстом.Работа с Алмазом по развитию речи. Закреплять правильное произнесение звуковБеседа с
детьми «Как хлеб на стол пришёл?» Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Воспитывать бережное
отношение к хлебу.Дежурство по ООД подготовка рабочего места для художественной деятельности.С/р/и «Магазин» научить детей
классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести
понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».Посоветовать родителям понаблюдать с детьми за погодой по пути в
детский сад.
ООД
1. Татарский язык ( по плану воспитателя татарского языка )
2. Художественно эстетическое развитие (Лепка) Тема: «Баранки, калачи»
Цель: развивать умение лепить с натурой знакомые предметы (баранки, калачи) конструктивным способом, продолжать учить,
сглаживая, соединять концы, закреплять навыки аккуратной лепки.
Материал: пластилин, дощечки, стеки, салфетки.Литература: (Комарова, стр.91).
2 половина
2. Речевое развитие. Тема: Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. Зан.
№7
Цель: Продолжать знакомить с многообразием сов (слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие
длинные).
Учить внимательно, слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу
Литература: Колесникова, стр. 24.
ПрогулкаНаблюдения за облаками.Труд Уборка на участке мусора.П/и «Ловишки» развивать быстроту ,ловкость, глазомер;
совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.работа с Исламом , Амиром по развитию движений: прыжки в длину с
места.Познакомить с историей производства хлеба. Дать представления об инструментах, используемых в начале прошлого века для
приготовления муки и хлеба.п/и «Мышеловка», «Попади в обруч» развивать двигательную активность детей.УМК«Уйный уйный
эшлибез». повторить слова: кәбестә, зур кәбестә, кечкенә кәбестә.
ВечерОздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.Чтение: «Сказочный завод» П.Синявский.Цель: учить
детей считать звуки, называя итоговое число.Разгадывание загадок, ребусов о хлебе. Развивать логическое мышление.Заучивание
стихотворений о хлебе (для декламации их во время досуга).Развивать интонационную выразительность речи.Беседа с детьми на тему
«Национальные блюда» познакомить детей с национальной кухней татарского народа.Д/и ( по фэмп) «Назови и сосчитай»Работа в
уголке природы: рассматривание календаря природы.Самостоятельная игровая деятельность.Лепка из солёного теста крендельков,
круассанов и бубликов.Учить детей готовить солёное тесто. Развивать мелкую моторику рук.
ПрогулкаНаблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему? Какие приметы?). Самостоятельная игровая деятельность
детей на участке, игры по выбору. Совместный труд детей и родителей по уборке участка
Четверг УтроУтренняя прогулка. Утренняя гимнастика.Рассматривание картин, иллюстраций « Уборка урожая»Чтение
рассказа К.Паустовского «Тёплый хлеб». Познакомить детей с новым произведением. Воспитывать уважение и бережное отношение к
хлебу.Побеседовать с Ралиной, Самирой о жанрах произведений( стихотворение, Сказка).Ситуативный разговор о воде. «Чем вода
помогает природе?» Расширять представление о составе воды. Развивать бережное отношение к природе.Дежурство в природном
уголкеСюжетноролевые игры по желанию детей.Игра «Мозаика» Цель: развивать мелкую моторику кистей рук.П/и. «Камень, ножницы,
бумага».Беседа с родителями на тему: «Если ваш ребенок дерется»
ООД
1. Познавательное развитие (Окружающий мир) Тема: «Откуда хлеб пришел?».
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду
Цель:
людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь обогащать словарь
Литература; (Селихова, стр.61, В. 24)1. Музыка (по плану музыкального руководителя)
2. Физкультура (по плану инструктора ФИЗО)
ПрогулкаЦелевая прогулка по территории д/с: рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев.Труд: Сбор мусора и
подмести веранду.Подвижная игра «Лиса и куры» развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать
ориентировку в пространстве.Упражнять Алию, Марьям вспрыгивать на обоих ногах с бума развивать чувство равновесия , умение
спрыгивать .Ситуативный разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.п/и «Узнай с какого дерева ветка» , «Гуси –
лебеди» называть ветку, развивать бег, ловкость, выполнять правила игры.Самостоятельная двигательная деятельность.Сюжетные игры
по желанию детей.
ВечерОздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.Чтение (по УМК) : «Кызhэм икмэк».Драматизация
сказки «Колосок».Знакомство с пословицами и поговорками про хлеб.С девочками поиграть в игру « Поможем золушке перебрать
крупу» развитие мелкой моторики рук.Опыт «Хлебная плесень»?Программное содержание: показать изза чего портятся
продукты.Хозяйственнобытовой трудЦель: Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование. Поддерживать
внешний вид кукол: подбирать по цвету одежду, переодевать, расчесывать, завязывать бантСамостоятельная игровая деятельность.
ПрогулкаНаблюдение за ветром (сила и направление ветра). П/и «Догони свою пару» Спортивное упражнение: катание на
самокате.Спортивная игра «Баскетбол
Пятница –УтроУтренняя прогулка. Утренняя гимнастика.Пальчиковая игра «Апельсин» развитие речи. Мелкой моторики
рук.Рассматривание образцов зёрен и колосков различных зерновых культур, их сравнение.работа с Данилом, Камилем на закрепление
состава числа 5 из двух меньших (с осенними листьями).Беседа на тему « Волшебные слова» Закрепить представление о том, что
волшебные слова помогают всем.Дежурство.с/р/и « Магазин» воспитывать у детей дружеские взаимоотношения в игреРабота в уголке
природы: рассматривание календаря природы.Беседа с родителями « Развитие речи с помощью игр».
ООД1. Татар теле (по плану воспитателя татарского языка)2. Музыка (по плану музыкального руководителя).
ПрогулкаНаблюдения за облаками отметить, что солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Путь его короче, значит и день
уменьшается.п/и «Гусилебеди» развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли;
согласовывать слова с игровыми действиями.« Через ручеек» Алмазом, Камилой развитие координации движении.Д/и «Кто где
живет?» закреплять знания о животных и местах их обитания.Игры с выносным материалом учить делиться игрушками; воспитывать
дружеские отношения.П/И «Сделай фигуру» , « Мы веселые ребята» развивать внимание, глазомер, ловкость в беге.Самостоятельные
игры детей.
ВечерОздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.Чтение: «Крылатый, мохнатый да масляный» русская
народная сказка.Ярмаркавыставка «Хлеб всему голова».упражнять Гузель в закрашивании рисунка красками.Ситуативный
разговор о столовых приборах, их назначении, о безопасном использовании ножа , вилки.Работав уголке природы: рассматривание
календаря природы.Самостоятельная игровая деятельность.Строительная игра «Сельскохозяйственная техника». Развивать навыки
работы с: конструктором.
ПрогулкаНа прогулке игры с мячом «Съедобное — несъедобное», «Что делают из муки?». Закрепить названия хлебобулочных
изделий. Наблюдение за погодой. Труд: Продолжать сбор семян однолеток, закрепить названия цветов: бархатцы, календула,
настурция. Подвижные игры: «Мышеловка»Конспект познавательноречевого занятия. Тема:
«Откуда пришел хлеб»."
пришел
связной
«Откуда
согласовании,
Тема:
хлеб».
Цель: закрепление представлений детей о выращивание хлеба (зерновых культур);
развитие
речи
Задачи:
• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;
• учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение
подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей;
активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова,
обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и
предложном
образовании относительных прилагательных;
• учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
• Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в
выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание
недопустимости
едой.
Занятие подготовлено для детей 67 лет, с целью расширения и уточнения знаний о
процессе выращивания зерновых культур, значения хлеба в жизни человека, воспитания
уважения к
бережного отношения к хлебу.
По типу занятие обобщения и систематизации знаний. Занятие направлено на
формирование и развитие коммуникативной и социальнотрудовой компетенции
дошкольника.
В занятии используются инновационные технологии (использование ПК), для расширения
информационного кругозора у дошкольников, сосредоточении и укреплении внимания на
учебной задаче, а также здоровьесберегающие технологии с целью снятия
психологического напряжения, активизации двигательной деятельности. В течение
занятия, используются вопросы на поддержания мыслительной деятельности детей. Для
решения образовательных задач включены различные дидактические упражнения.
Цели: • Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых
культур); о технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
Задачи:
• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;
труду
взрослых,
с
игрыс
2
себе
игры
на
месили,
муку
и
черный,
мы
и
белый,
согласовании,
пышный
и
Из
сперва
его
сперва
летом
а
цвел
воле
и
когда
зерна—в
купили.
Рос
душистый,
• учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение
подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей;
активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова,
обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и
предложном
образовании относительных прилагательных;
• учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
• Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в
выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание
недопустимости
едой.
Оборудование: «Чёрный ящик», хлеб ржаной и пшеничный, колосья ржи и пшеницы,
початок кукурузы, метелка овса, тарелочки с зернами пшена для массажа.
Ход
занятия:
Ребята, сегодня к нам в класс попал загадочный черный ящик. Я только знаю, что там
находится «чудо земли». Вы уже догадались, что это такое? (выслушиваются версии
детей)
Посмотрите, к ящику прикреплена записка: «Эти подсказки помогут вам открыть ящик:
в
Отгадай легко и быстро:
поле,
Мягкий,
колосился,
Он
обмолотили—
он
Что это? Он в зерно вдруг превратился.
А бывает подгорелый.
№
(слайд
)
тесто,
И
его
испекли—
И в магазине
»
Конечно это хлеб. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. В народе говорят «Хлеб—всему
голова».
Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?
Было это давнымдавно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные
люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они
по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с
голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки,
которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. Когда — то
человек попробовал зерна, и они ему понравились. ( слайд № 4)Первобытные люди ели
зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой кашитеста. Эти
плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась
на земле эпоха хлебопечения. (слайд № 5) Человек cтал растирать зерна камнями и так
появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но
однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой
и вкусной — настоящий хлеб.( слайд № 6) С тех пор тесто стали заквашивать.
С древнейших времён к хлебу относились поособому. Его сравнивали с золотом, солнцем
и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце,
обозначался одним символом — кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом —
солью
гостей.
Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”.
(
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
В нашем ящике, кроме хлеба ещё лежат колоски ржи и пшеницы, метелки овса, початок
кукурузы.
Обратите внимание, как говорят о них: колосья ржи и пшеницы, метелка овса и проса,
початок кукурузы.
Что схожего в этих растениях? (ответы детей)
Как вы думаете, почему эти растения положили вместе с хлебом? (ответы детей)
(слайд № 3)
слайд № 7)
встречали
самых
дорогих
иДа, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. .
( слайд № 8) Из них тоже готовят хлеб. Основные наши кормильцы — пшеница, рожь и
ячмень — имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.
«Будет ЖИТО и жить можно!» как вы понимаете эту поговорку. (высказывания детей)
Рассмотрите. Как называются эти растения? Ответы детей. .( слайд № 9)
Игра
Хлеб
Хлеб
Каша
Каша
Каша
Каша
Каша
Поле
Поле
Поле
Поле
Поле
Поле
Поле
“Назови,
какой,
какая,
какое?”
из
из
из
из
из
из
из
с
с
с
с
с
с
с
ржи
пшеницы
пшена
овса
ячменя
кукурузы
гречихи
рожью
пшеницей
овсом
ячменем
кукурузой
гречихой
просом
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
ржаной.
пшеничный.
пшенная.
овсяная.
ячневая.
кукурузная.
гречневая.
ржаное.
пшеничное.
овсяное.
ячменное.
кукурузное.
гречишное.
просяное.
наше
—
“Хлеб
Беседа
богатство”.
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь
утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь — огонь. Вы
забыли о человеке, сказал мудрец, хлеб — дитя человеческое. Действительно, скольким
людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. .
(
10)
словечко”
Игра
Доскажите
смыслу.
“Доскажи
словечко,
изменив
«хлеб»
по
слово
слайд
№
Я
Мама
Дети
Ваня
Я
У
не
знаю
купила
пословицу
пшеничный
едят
пошел
люблю
меня
в
суп
есть
дома
магазин
суп
с
нет
за
без
о…
…
….
….
….
….
в него вложен труд многих людей.
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром
говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля,
Солнце, Труд. .( слайд № 11) Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше
богатство,
.( слайд № 12)
Психогимнастика. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю.
Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь.
Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток. Пробил росток землю и
дотянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и
появился колосок. Колосок из зернышка ржи какой? (Ржаной.) Из зернышка пшеницы,
какой?
(Пшеничный.)
Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный.(
на
поля
слайд
выходят
№
машины
колосок,
чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
1.Весной
13)
А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека,
ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю —
быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Через
некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля
сеялки.
используют
борозда,
Всему
Поскольку
борозда
небом
Под
свойство
Имеет
Обернуться
хлебом.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. (слайд №14 )Летом все поле в колосьях. .
(
15)
вешним
начало
слайд
плуг
№
и
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать
урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. ( слайд № 16) Кто работает на
комбайне?
(комбайнер)
Физминутка «Колоски» Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в
стихотворение:
Вырос
Полон
Стены
Ставни
Ходит
На
дом
зерном
позолочены
заколочены
ходуном
золотом.
дом
столбе
дом
поле
в
(
№
слайд
слайд
изделия.
(
игра
А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян
сорняков.
17)
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы( слайд № 18), а оттуда
муку везут на хлебозаводы и пекарни( слайд № 19). А пекари пекут хлеб. Какие продукты
ещё требуются для выпечки хлеба? (ответы детей). ( слайд № 20) Из пекарни на
специальных машинах везут хлеб в магазины. Как называется магазин, в котором
продаются хлебобулочные и мучные изделия. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и
хлебобулочные
21)
«Аукцион».
Дидактическая
Кто больше вспомнит и назовет мучных и хлебобулочных изделий. (ответы детей). ( слайд
№
.
не
Кто
ест.)
трудиться
Не
добиться.)
печи.)
есть
Хочешь
Объясни,
как
смысл.
Действительно:
Хлеб
булки
не
прогулке
Люди
лелеют
Сил
)
Ребята, вспомните и расскажите по схемам, как хлеб пришел к нам на стол? (составление
рассказа
23).
Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно
№
понимаешь
(хлеба
(не
батон
хлебе
(тот
—
пословицу
№
добудешь
опорным
работает
Закончи
жалеют.
ржаной,
схемам.
калачи
не
(слайд
22)
полях
труде
слайд
хлеба
на
лежи
их
—
хлеб
не
для
ты
по
—
№
на
не
и
о
и
в
(в
детей)
хлеб
своё
(
за
№
к
надо
прощения
любить
родную
землю,
брать
сколько
хранить хлеб,
верно
беречь,
слайд
вы
столько,
относиться
хлебу.
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
24)
(ответы
Всё
сказали.
необходимо.
хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты
оставляешь
здоровье.
надо отдельно от других продуктов питания.
хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и
просили
это.
хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много
трудиться,
хлебороба.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью пшена. Для того, чтобы оно
поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и
здоровье.
Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с пшеном. Дети
воспитателем.
вместе
•
руку.
•
пшено.
• Взяв в руки немного пшена, трём ладошки друг о друга. Работаем аккуратно, над
тарелочкой.
• Взяв в обе руки немного пшена, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в
кулачки,
раз.
• Взяв в одну руку немного пшена – щепотку, сыплем пшено в тарелочку.
Ритуал
занятие».
Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Воспитатель подходит к одному из детей
и благодарит его за занятие: «Спасибо, мне было приятно с тобой заниматься». Этот
ребенок входит в круг и вместе с воспитателем благодарит следующего ребенка, теперь в
кругу четыре человека и т.д.
руку пшено,
ладошки,
пересыпаем из
руки
на
Берём
в
надавливаем
разжимаем.
окончания
Расправив
труд
занятия.
«Спасибо
с
10
за
ценитьКонспект интегрированного занятия.
Тема: «Откуда хлеб пришел» для детей старшей
группы.
Цель. Закрепление знаний о том, как выращивают
хлеб. Ознакомление с процессом изготовления
печенья.
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей о хлебе.
Учить составлять рассказ «Откуда пришел хлеб» с
помощью схемы. Познакомить с процессом
изготовления печенья.Активизировать словарь прилагательными.
Воспитывать интерес к коллективному труду и
бережному отношению к хлебу, хлебобулочным
изделиям.
Предварительная работа.
Отгадывание загадок о хлебе, зерне, колосе; чтение
украинской сказки «Колосок», чтение рассказа
М.Глинской «Хлеб»; рассматривание и сравнение
колосков ржи и пшеницы; объяснение и заучивание
пословиц и поговорок о хлебе; изготовление из
соленого теста хлебобулочных изделий; изготовление
с родителями карточки схемы для составления
рассказа «Откуда пришел хлеб»; оформление альбома
«Хлеб – всему голова».
Ход занятия.
1.Психогимнастика. Наше занятие мы начнем с
психогимнастики.
Ребята, представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в
маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал.
Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно
поднимите руки вверх). Колоски тянутся к солнышку
(почувствуйте напряжение в руках). Сильно припеклосолнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь,
уроните голову, опустите плечи, туловище, опуститесь
на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова
тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные
колоски (улыбнитесь друг другу), а теперь изобразите
колоскитолстячки, превратились в колоскихудышки.
Молодцы!
Какие замечательные выросли у нас колоски!
Как много муки из них получится! А скажите, что
можно приготовить из муки? (Хлеб, булки, торты,
пироги, печенье и т.д.)
А как двумя словами можно сказать про эти
изделия? Какие они? (Хлебобулочные изделия)
Повторили все вместе.
Сели за столы.
2.
Ребята, мы с вами много говорили о хлебе.
Какие вы знаете сказки. рассказы о хлебе?
Назовите пословицы и поговорки о хлебе?
Дома вы с родителями сделали карточки – схемы, по
которым сейчас и будете составлять рассказ «Откудапришел хлеб». Начнет у нас Егор, бери свою карточку
и выходи к доске.
Дети по очереди рассказывают. Молодцы!
3. А сейчас мы с вами будем настоящими поварами и
испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки
и колпаки.
Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и
колпаки.
Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь
печенье, мы возьмем муку.
Какая она? Потрогайте (белая, пушистая, мягкая,
легкая, воздушная)
Добавим сахар. Какой он? (Белый, рассыпчатый,
мелкий, блестящий сладкий)
Немного соли. Посмотрите, а соль какая? (белая,
рассыпчатая, а на вкус соленая)
Немного соды. Сода какая? (белая, рассыпчатая)
Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку.
Добавим яйцо, посмотрите у яйца есть: белок ижелток, скорлупа, какая она: хрупкая, тонкая, нежная.
Немного молока, какое оно: белое, жидкое, полезное,
вкусное. Масло, какое оно: желтое, мягкое,
эластичное.
А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?
(мягкое, белое, доброе)
Что мы положили в тесто? (муку, сахар, соль, соду,
молоко, масло, яйцо)
Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем
скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь
возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите
внимание, что один край более острый, его и нужно
втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на
противень. Печенье готово, какое оно получилось
красивое.
А что сейчас нужно с ним сделать? (Испечь)
Где мы будем их печь? Отнесем наше печенье на
кухню, а там наши повара поставят их в духовку и
испеку.«Откуда хлеб пришел?» Интегрированная НОД
(труд, коммуникация, музыка, художественное
творчество)
Программное содержание:
Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать и показать, откуда берется
хлеб, как его делают, кто его растит и печет; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Учить различать зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя, поговорить об их использовании людьми.
Учиться проводить эксперименты, делать выводы.
Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику,чувство ритма, трудовую
деятельность.
Закреплять выполнение танцевальных движений под музыку. Вспомнить пословицы,поговорки о
хлебе; познакомить со старым русским обычаем, познакомить с лепкой из соленого теста «Хлебосол»
медальоны для друзей.
Словарная работа: активизировать словарь детей новыми словами: «Хлебосол», элеватор, пшеница, рожь,
ячмень, комбайн, пекарь, мельница.
Материалы и оборудование: тарелки с зернами (ячмень, пшеница,рожь,овес), лупы, тарелка с мукой,
овсяными хлопьями, перловой крупой, хлеб пшеничный,ржаной и батон, пророщенные зерна овса,
презентация на тему: «Откуда хлеб пришел?», пословицы, соленое тесто для лепки, сердечки из картона,вода,
песенка колобка.
Предварительная работа: Чтение сказки « Колосок», заучивание пословиц о хлебе, заучивание танцевальных
движений.
1. Организационный момент.Дети заходят в зал под музыку,садятся.
Ход занятия
Воспитатель
входит под русскую народную музыку:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлебсоль — это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
(А. Коршун)
Хлеб да соль вам, гости дорогие!
2. Беседа:Как вы уже догадались, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Какой хлеб вы любите?(булки, пирожки, пирожные и тортики).А как можно назвать все это двумя словами?
(Хлебобулочные изделия).
Давайте назовем каким бывает хлеб: (Вкусный, мягкий, белый,ароматный, горячий,свежий).
Из чего пекут хлеб? (Пекут из муки, добавляя дрожжи,сахар,соль,воду. Но главное мука.) Хлеб бывает
черный и белый (показывает). Почему он отличается? Правильно, молодцы, его пекут из разной муки. Мука
получается при размалывании зерен, которые выращивают люди на полях.
3. Ребята, давайте пройдем в наш уголок эксперементирования.
Белый хлеб еще называют пшеничный. Значит из какой муки его пекут? (Из пшеничной, которая получается
при размалывании пшеничных зерен). А черный хлеб называют ржаным.Почему? (Его пекут из ржаной муки,
которая получается при размалывании зерен ржи). Рассмотреть зерна с помощью лупы.
Обращаем внимание детей на пророщенный овес.
Чтобы понять как выращивают зерна на полях мы провели эксперимент.Посадили в землю зерна овса.Поставили на окно на солнышко, поливали водой. Через неделю появились
дружные всходы.
В результате проведенного эксперимента мы сделали вывод: чтобы зерна проросли их надо посадить в землю,
в меру поливать и нужно, чтобы пригревало солнце.Тогда зерна превратятся в колоски.
А вкакой сказке мы ребята встречались с колоском. (Украинская народная сказка «Колосок»).
– Что сделал петушок с помощью этого чудесного колоска? (Намолол муку, замесил тесто, испек пироги).
– А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.
4. Играимитация:
– В землю теплую войду / медленно садятся на корточки
К солнцу колосом взойду / Руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу.
В нём таких, как я, / выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя.
Будет целая семья. / дети встают, берутся за руки.В поле дружно мы растемПоле наш уютный дом.Будем мы
тут дружно житьСчастье людям приносить.
– А в какой сказке говорится о круглом хлебобулочном изделие?(Колобок).Из какой муки испекла его
бабка?Правильно пшеничной.
– Выбегает Колобок(ребенок из подготовительной группы).
– Здравствуйте, ребята.Я смотрю вы все знаете обо мне?И я решил зайти к вам в гости.
Колобок:А знаете ли вы какиенибудь пословицы о хлебе?
(Говорят дети).
– Хочешь есть калачи не сиди на печи.
– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.
– Хлеб на столахсчастье в домах.
– Хлеб,соль,водаживая еда.
– Хлеб всему голова.
Колобок: А танцевать вы умеете?Вставайте в круг,мы станцуем веселый танец со мной. (Дети танцуют ,
звучит “Песенка про колобка» http//muzofon.com).– Колобок:ну мне пора возвращаться в сказку.До свидания ребята!
– Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим сколько труда нужно для того, чтобы у нас на столах был хлеб.
5. Показ презентации «Откуда хлеб пришел?»
– Видите, ребята, сколько труда нужно, чтобы хлеб вырастить , убрать, пекари пекут его в пекарнях и только
потом он попадает в магазин
– Поэтому хлеб нужно беречь, незьзя выкидывать хлеб…
6. Давайте подойдем к столу и я расскажу вам,что мы будем делать.
– Мы с вами ,ребята, давайте вылепим медальоны из соленого теста.В старину был такой обычай: дарить
дорогим людям изделия из соленого теста ,а назывались они « Хлебосол».Эти изделия приносили богатство и
благополучие в дом.Соленое тесто готовят из муки , соли и воды.Затем сушат на батарее или в духовке и
раскрашивают гуашевыми красками.Потом их можно будет дарить.– Подведение итогов:
– Что нового мы узнали на занятии?
– Какие выводы можем сделать?
– Из чего мы с вами лепили?
– Понравилось вам занятие?
– Вы сегодня хорошо потрудились и в группе вас ждет угощениепеченье.Его тоже пекут из пшеничной муки.
Приятного аппетита!