Цель: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещения; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Конспект занятия «Перелетные птицы»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни
в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и
их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь
детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к
птицам; закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни
перелетных птиц; формирование экологического представления детей об
окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи;
воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе,
заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко
всему живому; развитие речевой активности, активизация словаря,
диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,
памяти, мышления, творческого воображения.
Ход занятия:
В: Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)
В.: Дети к нам пришла весна. А какая она?
Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная,
зеленая, прекрасная, добрая.
В.: Какие признаки весны вы знаете.
Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка,
появляются первые цветы.
В.: весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы
знаете названия птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я
буду называть вам птиц, но если я ошибусь, хлопайте в ладоши и топайте
ногами.
«Прилетели птицы голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицыголуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»В.: Дети, а что это такое? Это дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы
узнали их?
Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
В.:А как можно назвать этих птиц одним словом?
Д.: Перелетные.
В.: А почему их называют перелетными?
Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
В.: Почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Потому что нет насекомых, им страшен голод.
В.: С наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.
Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.
(Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.
В.: Сейчас мы с вами пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди,
словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша
земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались
встрече с нами, как соскучились.
В.:Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
В.:Дети, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Д.: Построить гнезда.
В.: А из чего птицы строят гнезда?
Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Д.: На деревьях, на столбах (аист).
В.: Сейчас посмотрите на картинки.
(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами
кукушки, соловья, грача, ласточки).
В:Дети, чем люди могут помочь птицам?
Д.: Можно сделать и развесить скворечники.
В.: Сейчас рассмотрим скворечник.
В.: Мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно
развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для
строительства своих гнезд.
В.: Гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?Д.: Вывести птенцов.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.: Мама птичка, самка.
В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д.: Папа, самец.
В.: А вы знаете, как мамыптицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум
неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от
своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь,
чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать
яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их
бросить, и тогда птенцы погибнут.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки
разводятся в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед
и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся)
В:Дети, смотрите, на дереве появились конвертики. Интересно, что же там
может быть? Проверим. Птицы предлагают нам интересные задания.
Выполним их?
В.: Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзейптиц. Но вот
беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только
тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте
загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...(Сова)
В.: Сейчас нашим птицам будет нескучно в лесу! Я открою следующий
конверт.
Игра «У кого кто?»
В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Я открою следующий конверт.
Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. (Гусилебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов?
(Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жарптица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку изза яйца? (Курочка
Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
В.: Птицы уверены, что вы сейчас о них много узнали.
Дети, птиц на дереве стало много, а жить им пока негде. Поможем им. У меня
есть гнезда и скворечники, но птицы их не заметят.. Я предлагаю вам
раскрасить домики и подарить их птицам. (Дети раскрашивают гнезда,
скворечники и «дарят» их птицам).В.: Дети, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали,
отвечали на мои вопросы. Молодцы!
В.: Сейчас птицы будут выбирать себе гнезда, а мы с вами не будем им
мешать.