Конспект занятия "Перелётные птицы"

  • Документация
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещения; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Иконка файла материала позн занят1.doc
Конспект занятия «Перелетные птицы» Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и  их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к  птицам; закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни  перелетных птиц; формирование экологического представления детей об  окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи;  воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе,  заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко  всему живому; развитие речевой активности, активизация словаря,  диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,  памяти, мышления, творческого воображения. Ход занятия: В: Светает рано по утрам Проталины и тут и там,     Ручей шумит, как водопад,    Скворцы к скворечникам летят.    Звенят под крышами капели.    Медведь с еловой встал  постели.    Всех солнышко теплом ласкает,    Кто это время года знает?…. (весна) В.: Дети к нам пришла весна. А какая она? Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная,  зеленая, прекрасная, добрая. В.: Какие признаки весны вы знаете. Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка,  появляются первые цветы. В.: весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы  знаете названия  птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я  буду называть вам птиц, но если я ошибусь,­ хлопайте в ладоши и топайте  ногами. «Прилетели птицы ­ голуби, синицы,  мухи и стрижи. Прилетели птицы ­ голуби, вороны, галки, макароны! Прилетели птицы ­ голуби, куницы, вороны и страницы. Прилетели птицы­голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы. Все вы просто молодцы!»В.: Дети, а что это такое? Это дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы  узнали их? Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец. В.:А как можно назвать этих птиц одним словом? Д.: Перелетные. В.: А почему их называют перелетными? Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны. В.: Почему птицы улетают в теплые края? Д.: Потому что нет насекомых, им страшен голод. В.: С наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.  Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.  (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»). В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц? Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное. В.: Сейчас мы с вами  пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди,  словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях? Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша  земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались  встрече с нами, как соскучились. В.:Мы слышали, как в вышине Поют свои нам песни птицы. Поют о солнце и весне, И о родимой стороне, И нет их песенок чудесней! В.:Дети, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? Д.: Построить гнезда. В.: А из чего птицы строят гнезда? Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли. В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? Д.: На деревьях, на столбах (аист). В.: Сейчас посмотрите на картинки.  (Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами  кукушки, соловья, грача, ласточки). В:Дети, чем люди могут помочь птицам? Д.: Можно сделать и развесить скворечники. В.: Сейчас рассмотрим скворечник. В.: Мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно  развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для  строительства своих гнезд. В.: Гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?Д.: Вывести птенцов. В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца? Д.: Мама птичка, самка. В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца? Д.: Папа, самец. В.: А вы знаете, как мамы­птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум  неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь,  чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать  яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их  бросить, и тогда птенцы погибнут.  Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю – Ни ловушками, ни в сетки, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону Ни сороки, ни вороны, Ни скворца, ни воробья  Не обижу в жизни я! Физкультминутка Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.) В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.) А внизу леса, поля — Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.) Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.) И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».) Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся) В:Дети, смотрите, на дереве появились конвертики. Интересно, что же там  может быть? Проверим.  Птицы предлагают нам интересные задания.  Выполним их? В.: Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей­птиц. Но вот  беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только  тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте  загадки. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает ...(Сова) В.: Сейчас нашим птицам будет нескучно в лесу! Я открою следующий  конверт. Игра «У кого кто?» В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Я открою следующий конверт. Викторина по сказкам. ­ У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. (Гуси­лебеди). ­ Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов?  (Ласточка). ­ Волшебная птица с золотым оперением? (Жар­птица). ­ Птица, которая заставила плакать деда и бабку из­за яйца? (Курочка  Ряба). ­  Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся). В.: Птицы уверены, что вы  сейчас о них много узнали. Дети, птиц на дереве стало много, а жить им пока негде.  Поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но птицы их не заметят.. Я предлагаю вам  раскрасить домики и подарить их птицам. (Дети раскрашивают гнезда,  скворечники и «дарят» их птицам).В.: ­Дети, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали,  отвечали на мои вопросы. Молодцы!  В.: Сейчас птицы будут  выбирать себе гнезда, а мы с вами не будем им  мешать.