Конспект занятия может быть применён с детьми старшего дошкольного возраста. Применяя блоки Дьенеша и палочки Кюйзенера дети учатся анализировать, сравнивать, составлять состав числа из двух и боллее наименьших чисел. Технология ТРИЗ игра "Теремок" заинтересуют дошкольников, они смогут закрепить умения выявлять у объекта заданные свойства.
Конспект занятия по ФЭМП
Тема: «Образование числа7».
Наименование
Цель
Задачи
Средства
Методы
Вводная
Старшая группа
Образовать число 7 при помощи прибавления единицы.
Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 7; учить называть числительные по прядку. Закреплять умение
различать количественный и порядковый, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать чувство взаимопомощи,
взаимоконтроля
Палочки Кюизенера., блоки Дьенеша, картинки – карточки, картинки 7 гномов, 7 козлят
Словесные: вопросы к детям.
Наглядные: карточки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, цифры..
Практические: отсчитывание палочекв пределах 7, воспроизведение числового ряда от заданного числа до заданного
числа.
Круг радости «Мудрые мысли»
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение. Повысить уверенность.
Сюрпризный момент. Сундучок с коробочкой от волшебника. (блоки Дьенеша).
Цель: пробудить интерес детей к теме занятия
В стране математики заколдовала злая колдунья город цифр и теперь там начался переполох.
ТРИЗ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МОЗГОВАЯ АТАКА) – коллективное обсуждение проблемной ситуации. Развитие
социальной компетентности.
Ребята, а для чего нам нужны цифры? Может можно прожить без них? (Нет, мы не сможем узнать который час, номер
дома, сколько кому лет и т. д.). Так вот и страна математики никак не может жить без цифр и поэтому нам срочно нужно
им помочь. Ведь без цифр всем плохо.
Работа с блоками.
Цель: закрепить умение находить по свойствам фигуру.
ТРИЗ. Игра «Теремок». Цель: Выявление у объекта заданного признака.
Чтоб войти в страну математики нам надо зайти в теремок. Но зайти в него не просто, надо назвать свойство своей
фигуры. Детям предлагается взять по одной фигуре из коробочки блоки Дьенеша и назвать свойства данной фигуры (23
свойства).
Прошли мы теремок и оказались в стране математике.Основная
Ребята, а ведь и правда все цифры заколдованы. Надо срочно их расколдовать.
Игра «Сосчитай». Цель: соотнесение числа и количества предметов.
У меня есть карточки, а на них различные предметы. В стране математике есть центры, только вместо цифр карточки с
изображением руки. На этой карточке вместо цифр рука показывает число. Вам нужно сосчитать предметы у себя на
карточке и найти свой центр. Зашифрованная цифра должна соответствовать вашему количеству предметов на карточке.
Примерные карточки. Разрезаны.
Дети работают по карточкам, считают предметы проходят на соответствующие места.
Воспитатель спрашивает у каждой группы какому числу соответствуют их картинки (3,5,6) при правильном ответекартинку заменяет на цифру.
Ребята, вот мы уже расколдовали некоторые цифры.
Работа с палочками Кюизенера.
На полянке дети встречают 7 гномов, которые хотят спасти Белоснежку. Волшебное зеркальце рассказала гномам, о том,
что Белоснежке грозит беда, её хотят отравить яблоком. Гномы бояться, что не успеют добраться.
В стране математике есть паровозик, но он без вагончиков.
Игра «Составь поезд». Цель: закрепить образование числа 7.
Раздаточный материал: паровоз и палочки. Дети прикрепляют к вагончику шесть белых палочек.
Воспитатель предлагает отсчитать шесть палочек и прикрепить их к вагону.
Ребята, сколько вагоном мы построили? (6). А сколько мы встретили гномов? (7).
Всем ли гномам хватит места. В каждый вагон может зайти только 1 гном. Что сделать, чтоб все гномы смогли поехать?
(добавить 1 вагон). Дети достраивают 1 вагон. Сколько вагонов стало? (7). Как мы получили число7?
(мы к 6 прибавили 1 и получили число 7). Сколько гномов в сказке? (7).
Ребята, гномам мы помогли, а также расколдовали ещё одну цифру. Надо нам немного отдохнуть.
Физминутка. Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем
А пока мы с вами отдыхали, козлята попали в беду. Мама коза пошла в лес и наказала козлятам никому дверь не отворять.
Козлята забыли про мамин запрет и вышли из дома на полянку. А там ходит злой и голодный волк.
Надо срочно спрятать нам козлят. И помочь нам смогут наши волшебные палочки.
Сколько козлят в сказке у мамы –козы? (7).
Значит нам можно для них построить 7 домиков.
Предлагает детям при помощи палочек выложить 7 домиков.
Какого цвета нам понадобятся палочки? (белые).
Дети выкладывают 7 белых палочек.Ребята, козлятам страшно сидеть по 1 – му в домиках как можно сделать, чтоб они оказались все в одном домике. Палочка
какого цвета нам поможет? Предлагает путём измерения подобрать нужную палочку.
Дети путём приложения подбирают нужную палочку. (чёрная).
Теперь можно всем козлятам спрятаться в один домик.
Ребята, город цифр мы расколдовали.
Игра «Назови цвет». Цель: закрепить умение соотносить цвет с цифрой.
Воспитатель показывает цифру, дети называют цвет.
Нам пора возвращаться. Пройти нам опять придется через волшебный Теремок. Только Теремок может нас пропустить,
если мы поможем ему разложить угощение для его жителей зверей из сказки «Теремок». Вспомните сколько всего зверей
жили в Теремке (мышка, лягушка, зайкапобегайка, волчоксерый бочок, лисичкасестричка и мишка косолапый). (шесть).
Королева математики передала для них угощение –печенье. Только вот мышка любит печенье круглой формы, лягушка –
любит печенья квадратные жёлтые и синие, зайка – все печенья похожие по форме на морковку (треугольные), волчонок –
печенье не круглое и не красное, лисичка – все печенья жёлтые прямоугольные, а мишка большие круглые красные.
Воспитатель показывает карточки, дети подбирают фигуры.
Дети помогают подобрать печенье, проходят через теремок.
Заключительная Рефлексия.
Прохождение по дорожкам.