Цель: Научить лепить Дымковскую или Филимоновскую лошадку из глины.
Задачи развития: Развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать Дымковские игрушки от Филимоноских.
Задачи обучения: Научить, конструктивным способом лепить лошадок. При этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища: в Дымке пропорциональное отношение ног и шеи, а у Филимоновской лошадки шея длинная как у жирафа.
Задачи воспитания: Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства прекрасного, уметь планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно.
Наглядность: Глиняные игрушки лошадок, плоскостные нарисованные лошадки и Дымковская и Филимоновская, и наездники –нарисованные и вырезанные по контуру игрушки мужчин Дымковской и Филимоновской росписи. Таблицы с изображением Дымковских и Филимоновских игрушек.
Раздаточный материал: дощечка для работы с глиной, кусок глины 300-350 гр., стеки, влажный поролон.Беседа о Дымковских и Филимоновских игрушках, различие в формах, пропорциях, росписи. Показ и объяснение способов лепки.Практическая работа детей и практическая помощь учителя, словом и действиями.
Тема: «Едет Ваня на коне»
Цель: Научить лепить Дымковскую или Филимоновскую лошадку из глины.
Задачи развития: Развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки,
уметь отличать Дымковские игрушки от Филимоноских.
Задачи обучения: Научить, конструктивным способом лепить лошадок. При этом
учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища: в Дымке пропорциональное
отношение ног и шеи, а у Филимоновской лошадки шея длинная как у жирафа.
Задачи воспитания: Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства
прекрасного, уметь планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно.
Наглядность: Глиняные игрушки лошадок, плоскостные нарисованные лошадки и
Дымковская и Филимоновская, и наездники –нарисованные и вырезанные по контуру
игрушки мужчин Дымковской и Филимоновской росписи. Таблицы с изображением
Дымковских и Филимоновских игрушек.
Раздаточный материал: дощечка для работы с глиной, кусок глины 300350 гр., стеки,
влажный поролон.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа о Дымковских и Филимоновских игрушках, различие в формах,
пропорциях, росписи
3. Показ и объяснение способов лепки.
4. Практическая работа детей и практическая помощь учителя, словом и действиями.
5. Анализ работы.
6. Уборка рабочего места.
Ход урока:
1. Объяснениеинструктаж о правилах работы с глиной.
2. Учитель: Скажите, игрушки нарисованные на таблицах сделаны одним мастером или
разными? Чем они отличаются друг от друга? (Игрушки отличаются друг от друга по
внешнему виду. Одни похожи на жирафиков с длинными шеями и расписанные желтой,
малиновой и зелёной краской, полосками и точками. А другие – приземистые, белые,
украшенные колечками, полосками, точками.). Игрушки, нарисованные на этой таблице
сделаны в городе Вятка и называются Дымковской игрушкой. Они все белые и украшены
яркими красками различными элементами: кольцами, дугами, полосками, волнистыми
линиями. А на другой таблице игрушки из Подмосковья, Филимоновские игрушки. У всех
животных шеи вытянуты, а ноги короткие. Ноги у всех игрушек или зелёного цвета или
малинового, такового же цвета и голова животного, а туловище всегда чисто желтого
цвета.
3. Чтобы слепить игрушку лошадки, надо разделить кусок глины на две части (рис. 2).
Из первого куска мы слепим туловище и ноги (рис. 3).
Второй кусок (рис. 2 б) поделим на две неравные части (рис. 6),
из большого куска (рис.7) сделаем шею и голову.
У Дымковской лошадки вытягиванием и прищипыванием сделаем гриву. Из второй части
(рис. 6 б) сделаем хвост.
И так, раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разрежем стеком 1/3 куска
пополам (рис. 3).
Это будет туловище и ноги, разрезанные концы глины нужно отжать и придать форму
«колбаски» (рис. 4).
Затем придать форму дуги, т.е. поставить туловище на ноги (рис. 5).
Начинаем работать со вторым куском глины (рис. 2 б)
делим его на две неравные части (рис. 2).Из большего куска делаем шею лошадки (рис. 7),
не забывайте у Филимоновской лошадки шея гораздо длиннее (рис.7), чем у Дымковской,
вытягиваем голову лошадки, оттягиваем ушки и гриву у дымковской лошадки.
Напоминаю голова и шея лепиться из одного куска глины. Смачиваем туловище и шею
водой и соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения (рис. 8).
Меньшую часть глины раскатываем в виде конуса и делаем из него хвост лошадке (рис. 9).
Если вы считаете что кусок глины больше нормы, оторвите лишнюю глину, и наоборот,
если глины не хватает, то нужно добавить.
Учитель: Как нужно разделить кусок глины?
В какой последовательности будете лепить лошадку?
Зачем надо смачивать части при их соединении?
Приступайте к работе. (Во время работы помогать советом, а так же механически
исправлять ошибки).
4. Оценка работ товарищей.
5. Проверка, как убрали своё рабочее место.
Этапы работы: