Учебное занятие
«Совесть»
модуль «Основы светской этики», урок №23
Путинцева Ирина Петровна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36»
Цель: способствовать формированию представления о понятии «совесть», как нравственного чувства
Задачи:
Образовательная: познакомить с нравственными понятиями «совесть», «раскаяние»
Развивающая: развивать умение анализировать свои поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями
Воспитывающая: показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе
Виды деятельности: этический диалог
Основные термины и понятия: совесть, раскаяние
Оборудование: рассказ Ю. Яковлева «Полосатая палка», словарь С.И. Ожегова, карточки с ситуациями, шкатулка с белыми сердечками.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент, психологический настрой |
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу хорошего настроения. Подарим друг другу улыбку. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть маленькая шкатулочка – символ сокровища человеческой мудрости, в которой нашлось место подарку для каждого из вас. |
Приветствуют друг друга |
2. Вывод школьников на проблему |
На слайде изречение с пропущенным словом: «Лучшее украшение человека – ……………..» Цицерон (древнеримский философ) · Как вы считаете, что может быть лучшим украшением человека? · Возможно, вы догадаетесь, о чем говорил Цицерон, когда мы прочитаем с вами отрывок из рассказа Юрия Яковлева «Полосатая палка». «Полосатая палка» Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе. Мишка тут же заинтересовался небом. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку. Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку. Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи… Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!» Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки? Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему На перекрёстке слепого не оказалось. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди. Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями: — Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили. — Насмерть? — Кто его знает. Мишка похолодел. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним. Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой. Увидев слепого, Мишка покраснел. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды… Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку? Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить. · Как вы думаете, почему Мишка вернулся на перекресток? · Почему Мишка покраснел, когда увидел другого слепого? · Что за «безжалостный буравчик» сверлил его сознание? · Открываем пропущенные слова в изречении Цицерона. |
Варианты ответов
Дети рассуждают, приходят к понятию «совесть» |
3.Построение логической цепочки развития мысли |
· Совесть- это одно из важных качеств человека, но она должна быть чистой. · И сегодня мы поговорим об этом. ·
На какие вопросы вам захотелось ответить сегодня? · Как бы вы сказали, что такое совесть? (варианты ответов). · А сейчас заглянем в словарь С.И.ОжеговаСОВЕСТЬ - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.А тогда что значит «поступать по совести»? Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите? Б) Ситуация вторая Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? В) Ситуация третья В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Мальчик у окна сделал вид, что уснул. Девочка уступила место. Кого из героев можно назвать совестливым человеком? · Когда мы поступаем по совести, какие поступки совершаем? · Когда поступаем против совести? Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Поэтому надо уметь хранить в себе все самое чистое, чтобы совесть была чиста. · А что делать, если человек оступился, поступил против совести? Раскаяние - глубокое переживание, вызывающее у человека не только сожаление по поводу содеянного, но и стремление не допускать подобное в дальнейшей жизни.
|
Высказывают свои мнения
Зачитывают определение, выделяют главное в нем.
Дети высказываются по поводу ситуаций.
Добрые, положительные. Плохие, дурные.
Извиниться, попросить прощения, сделать доброе дело, может прозвучать слово раскаяться. |
4. Обращение к личности ребенка. |
· Французский учёный Фонтинель сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Ребята, когда я готовилась к нашей встрече, я вспомнила один случай из своей школьной жизни. Когда я училась в начальной школе, я ходила в театральный кружок. Две девочки хотели играть принцессу-главную роль в сказке. Руководитель дала слова одной девочке, а второй дали другую роль. На репетициях все были с листочками. Наконец настал день спектакля. Принцесса не знала практически ни одного слова, и спектакль вышел так себе. После концерта все стали девочку спрашивать, почему она так разволновалась или плохо себя чувствовала, что забыла слова. А она разрыдалась и говорит: «От своей гордости, радости, что именно мне дали эту роль, я плохо готовилась и все забыла!» Не смогла она дальше сдерживать голос своей совести, повинилась, и ей стало легче. · Может и в вашей жизни были такие примеры, когда вы или кто-то из знакомых тоже слышали голос совести? · Какие чувства вы испытывали, когда рассказали о проступке? · Если стесняются говорить, предложить прошептать, мысленно проговорить свой проступок в мешочек, завязать и выбросить его.
|
По желанию рассказывают свои случаи из жизни |
5. Кульминация как точка наивысшего напряжения |
Совесть – это высший дар, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь. Просмотр видеоролика со стихотворением Б.Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство…» Совесть – одно из лучших украшений человека, вы называли и другие. Кто-то согласен с мнением Булата Окуджавы. Но главное, что только при условии бережного отношения к этим украшениям, как к ценностям, можно стать настоящим человеком.
|
|
6. Резюме диалога |
А сейчас давайте вернемся к шкатулке. Когда каждый из вас заглянет в нее, то сможет взять для себя подарок. Эти белые сердечки – символы чистой совести. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.