Конспект занятия по ОРКСЭ "Совесть" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект построен в технологии этического диалога по Шемшуриной. Четко выдержаны все этапы. Материалы конспекта содержат работу со словом, словарем, работу с текстом, разбор жизненных ситуаций. Текст рассказа "Полосатая палка" для работы включен в конспект. Апробирован на аудитории учителей школ города.
Иконка файла материала Luchshee_ukrashenie_cheloveka.doc

 

 

Учебное занятие

«Совесть»

модуль «Основы светской этики», урок №23

 

Путинцева Ирина Петровна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №36»

 

Цель: способствовать формированию представления о понятии «совесть», как нравственного чувства

Задачи:

Образовательная: познакомить с нравственными понятиями «совесть», «раскаяние»

Развивающая: развивать умение анализировать свои поступки и соотносить  их с общечеловеческими ценностями

Воспитывающая: показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе

Виды деятельности: этический диалог

Основные термины и понятия: совесть, раскаяние

Оборудование: рассказ Ю. Яковлева «Полосатая палка», словарь С.И. Ожегова, карточки с ситуациями, шкатулка с белыми сердечками.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент, психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу хорошего настроения. Подарим друг другу улыбку.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть маленькая шкатулочка – символ сокровища человеческой мудрости, в которой нашлось место подарку для каждого из вас.

Приветствуют друг друга

2. Вывод школьников на проблему

На слайде изречение с пропущенным словом:

«Лучшее украшение человека – ……………..»

Цицерон (древнеримский философ)

· Как вы считаете, что может быть лучшим украшением человека?

· Возможно, вы догадаетесь, о чем говорил Цицерон, когда мы прочитаем с вами отрывок из рассказа Юрия Яковлева  «Полосатая палка».

«Полосатая палка»

Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

 Мишка тут же заинтересовался небом. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

 Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

  Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

  Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

   Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки.

  А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?

  Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему

   На перекрёстке слепого не оказалось. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.

   Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:

   — Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

   — Насмерть?

   — Кто его знает.

   Мишка похолодел. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.

   Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой. Увидев слепого, Мишка покраснел.

   Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды…

   Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

    Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

·  Как вы думаете, почему Мишка вернулся на перекресток?

·  Почему Мишка покраснел, когда увидел другого слепого?

·  Что за «безжалостный буравчик» сверлил его сознание?

·  Открываем пропущенные слова в изречении Цицерона.

 

 

 

 

 

Варианты ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают, приходят к понятию «совесть»

3.Построение логической цепочки развития мысли

·  Совесть- это одно из важных качеств человека, но она должна быть чистой.

·  И сегодня мы поговорим об этом.

·  На какие вопросы вам захотелось ответить сегодня?
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/44541_3dcfafd70f468e4de0ad319d160b2477.png.jpg

·  Как бы вы сказали, что такое совесть? (варианты ответов).

·  А сейчас заглянем в словарь С.И.Ожегова

СОВЕСТЬ - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. 

А тогда что значит «поступать по совести»?

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая 

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите? 

Б) Ситуация вторая 

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

В) Ситуация третья

  В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Мальчик у окна сделал вид, что уснул. Девочка уступила место. Кого из героев можно назвать совестливым человеком?

· Когда мы поступаем по совести, какие поступки совершаем?

· Когда поступаем против совести?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

Поэтому надо уметь хранить в себе все самое чистое, чтобы совесть была чиста.

· А что делать, если человек оступился, поступил против совести?

 Раскаяние - глубокое переживание, вызывающее у человека не только сожаление по поводу содеянного, но и стремление не допускать подобное в дальнейшей жизни.

 

 

Высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают определение, выделяют главное в нем.

 

 

 

 

 

 

Дети высказываются по поводу ситуаций.

 

 

 

 

 

Добрые, положительные.

Плохие, дурные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Извиниться, попросить прощения, сделать доброе дело, может прозвучать слово раскаяться.

4. Обращение к личности ребенка.

·  Французский учёный Фонтинель сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».

Ребята, когда я готовилась к нашей встрече, я вспомнила один случай из своей школьной жизни. Когда я училась в начальной школе, я ходила в театральный кружок. Две девочки хотели играть принцессу-главную роль в сказке. Руководитель дала слова одной девочке, а второй дали другую роль. На репетициях все были с листочками. Наконец настал день спектакля. Принцесса не знала практически ни одного слова, и спектакль вышел так себе. После концерта все стали девочку спрашивать, почему она так разволновалась или плохо себя чувствовала, что забыла слова. А она разрыдалась и говорит: «От своей гордости, радости, что именно мне дали эту роль, я плохо готовилась и все забыла!» Не смогла она дальше сдерживать голос своей совести, повинилась, и ей стало легче.

·  Может и в вашей жизни были такие примеры,  когда вы или кто-то из знакомых тоже слышали голос совести?

·  Какие чувства вы испытывали, когда рассказали о проступке?

·  Если стесняются говорить, предложить прошептать, мысленно проговорить свой проступок в мешочек, завязать и выбросить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По желанию рассказывают свои случаи из жизни

5. Кульминация как точка наивысшего напряжения

Совесть – это высший дар, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь.

Просмотр видеоролика со стихотворением Б.Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство…»

Совесть – одно из лучших украшений человека, вы называли и другие. Кто-то согласен с мнением Булата Окуджавы.  Но главное, что только при условии бережного отношения к этим украшениям, как к ценностям, можно стать настоящим человеком.

 

 

 

 

6. Резюме диалога

А сейчас давайте вернемся к шкатулке. Когда каждый из вас заглянет в нее, то сможет взять для себя подарок. Эти белые сердечки – символы чистой совести. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.    

 

     

 

 


Скачано с www.znanio.ru