РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПДД
ТЕМА: «Юные регулировщики».
ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоение новых знаний
ГОД ОБУЧЕНИЯ: 4
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 9 – 10 ЛЕТ.
Педагог дополнительного образования
Клещина Наталья Федоровна
Цель занятия: научить учащихся умению безошибочно ориентироваться по сигналам светофора и действовать в строгом соответствии с сигналами и требованиями безопасности
Задачи:
- познакомить учащихся с историей светофора, со значением сигналов трехсекционного транспортного и пешеходного светофоров;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, воспитывать культуру поведения на дороге.
Оборудование и материалы:
1. мультимедийный проектор, экран
2. ноутбук
3. макет светофора
4. шаблоны трехсекционных транспортных светофоров
5. цветные карандаши
Ход занятия
1. Организация начала занятия
На этом занятии мы продолжим знакомиться и повторять все, что знаем о регулировании дорожного движения.
А для определения темы занятия предлагаю отгадать, что находится в этой необыкновенной коробочке. В ней находится предмет, который можно встретить на территории всей нашей планеты; появился он более 140 лет назад и на сегодняшний день видоизменился, стал разнообразнее; это устройство в Кайеркане появилось недавно; оно необходимо всем участникам дорожного движения.
Ответы детей. Правильно – это светофор.
Тема нашего занятия будет «Сигналы светофора. Виды светофоров».
Открыть тетради и записать тему.
Напоминаю, что на протяжении всего занятия ваши ответы будут оцениваться жетонами, в конце занятия количество набранных вами жетонов запишем в тетрадь, определим знатоков занятия.
2. Актуализация опорных знаний
Повторение изученного материала на прошлом занятии. Фронтальный опрос.
Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на предыдущем занятии? (о дорожных знаках). Для чего нужны дорожные знаки?
Какие еще основные средства регулирования вы знаете?
Чем регулируется дорожное движение в районе Кайеркан?
3. Подготовка к активному и осознанному усвоению новых знаний. Информационное сообщение
А сейчас мы с вами повторим и узнаем много нового о светофорах.
Где и когда появился первый светофор?
Давайте представим, что мы попали в далекое прошлое…
Автомобилей еще не было, да и идея их создания еще не появилась. Но в крупнейших городах Европы интенсивность движения конных экипажей достигла уже такой величины, когда для пешеходов стали возникать значительные трудности при пересечении широких улиц…
Первый светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок и назывался он тогда - семафор. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим - цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.
Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на 50 лет.
Вспомнили лишь в 1914 году, в Америке появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Электрический светофор все еще имел два цвета – красный и зеленый.
Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал. Желтый сигнал появился лишь в 1918 году.
У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.
В 30 - е годы светофор все более совершенствуется, в его конструкцию вносят новые элементы. Постепенно внешний облик светофора приобретает сегодняшний вид, но вверху располагается зеленый сигнал, а внизу – красный. И только в 1949 г. было введено единое размещение огней светофора: красный – вверху, зеленый – внизу.
4. Усвоение новых знаний
Сейчас на дорогах можно встретить самые разные виды светофоров.
Давайте вспомним, какие светофоры вы знаете? Для регулирования дорожного движения используются транспортные и пешеходные светофоры.
Рассматривание слайда с транспортными светофорами.
В зависимости от числа сигналов транспортные светофоры бывают одно-, двух-, трехсекционным. Кроме трёхсекционного светофора, есть светофоры с дополнительными секциями, специальные светофоры для велосипедистов, светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды и другие. Всё это транспортные светофоры, и их сигналы на пешеходов не распространяются.
Рассматривание слайда с пешеходными светофорами.
Чем отличается пешеходный светофор от транспортного?
Светофор для пешеходов имеет только два сигнала – красный и зелёный. Выполнены они в виде красного и зелёного человечков – пешеходов. Предупреждением для пешеходов об окончании горения зелёного сигнала служит его мигание в течение 3 – 5 секунд.
Пешеходный светофор с вызывным устройством - переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определенного времени после этого. Такой вариант возможен только в случае, когда светофор установлен на пешеходном переходе вне перекрёстка.
Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов, а иногда и табло обратного отсчёта времени (впервые появились во Франции в 1998 г.).
Везде, где установлены пешеходные светофоры, пешеходы обязаны подчиняться только их сигналам, даже если эти сигналы не совпадают с сигналами транспортного светофора.
Сейчас перед вами макет светофора. Светофор с тремя сигналами называют трёхсекционным транспортным светофором. Это самый распространённый транспортный светофор. Его сигналам подчиняются все транспортные средства и пешеходы.
Давайте вспомним, в какой последовательности включаются сигналы на таком светофоре. Сверху загорелся красный сигнал, затем в сочетании с красным горит желтый, потом загорается зеленый и снова желтый.
Дидактическая игра «Определи последовательность сигналов».
Учащиеся раскладывают кружочки (сигналы) соответствующего цвета в той последовательности, в которой работает светофор. Проверка и оценка жетонами.
Физминутка. Игра «Будь внимателен».
Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Во время ходьбы на месте они следят за педагогом. Педагог, стоя напротив шеренги и шагая вместе с учениками, меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение запрещенное. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое и игра продолжается.
Определяется самый внимательный пешеход - тот, кто не совершил ни одной ошибки.
На слайде изображен перекресток.
Какой это перекресток? (четырехсторонний, регулируемый). Сколько проезжих частей пересекается на этом перекрестке? (две). Какое движение транспорта и пешеходов в нашей стране? (правостороннее). С каждой правой стороны проезжей части установлены светофоры.
Давайте рассмотрим все действия по порядку. Пешеход подошел к переходу на регулируемом перекрестке. Для пешехода и транспорта на этой проезжей части горит зеленый сигнал. Несмотря на то, что этот сигнал разрешает переход, обязательно надо посмотреть налево.
Мы еще не говорили о том, что по зеленому сигналу транспортные средства не только движутся прямо, они могут поворачивать налево, а также направо. Все эти транспортные средства, делающие левый и правый повороты, обязаны пропустить пешеходов, переходящих дорогу. Это, конечно, так, но осторожность нужна всегда.
Поэтому посмотри налево, убедись, что водители стоят и пропускают тебя, и только после этого иди. Дойдя до середины перехода, посмотри направо – все ли транспортные средства стоят и пропускают пешеходов. Убедившись в этом, заканчивай переход дороги.
О намерении водителей совершить поворот мы узнаем по сигналам поворота, которые они включают.
Этот же перекресток пешеход будет переходить по другому переходу, расположенному рядом. Предлагаю учащимся самостоятельно прокомментировать действия пешехода.
Опасность пешеходу может грозить уже на первой половине пути – слева. И опять опасность может исходить только от тех транспортных средств, которые поворачивают налево и направо. Вторую половину пути пройти легче, так как справа все транспортные средства должны стоять.
5. Первичная проверка понимания.
Дидактическое упражнение «Помоги пешеходу»
Учащиеся работают в паре, им необходимо рассмотреть дорожную ситуацию и помочь пешеходу перейти проезжую часть. Зеленым карандашом чертят безопасный путь, красным – опасный. Затем один ребенок у доски защищает свой ответ.
Дидактическое упражнение «Раскрась сигналы светофора»
Учащимся раздаются листы с заданиями: 1 парта – закрасит запрещающий сигнал на транспортном светофоре;
2 парта – разрешающий сигнал на транспортном светофоре;
3 парта – запрещающий сигнал на транспортном светофоре;
4 парта – разрешающий сигнал на транспортном светофоре;
5 парта – разрешающий сигнал на пешеходном светофоре.
Затем учащиеся со светофорами выходят в «город» и расставляют светофоры на перекрестке. Контроль выполнения задания – жетоны.
6. Закрепление новых знаний.
Учащимся предлагается решить тест «Подумай и ответь».
1.Когда и где был установлен первый в мире светофор?
А) 1914 году в Японии
Б) 1868 году в Лондоне
В) 1918 году в Москве
2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?
А) на песочные часы
Б) на часы с круглым циферблатом
В) на башню
3. Какие бывают виды светофоров?
А) дорожный
Б) транспортный
В) пешеходный
4. Как должен поступить пешеход, застигнутый во время перехода желтым сигналом светофора?
А) вернуться назад
Б) остановиться на середине проезжей части или на островке безопасности
В) быстро перебежать
5. Если на перекрестке установлен светофор, какой это перекресток?
А) нерегулируемый
Б) регулируемый
В) четырехсторонний
7. Подведение итогов и оценка результатов занятия.
Подведение итогов учебной деятельности педагогом.
Подсчет жетонов, определение самых активных и внимательных пешеходов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.