Конспект занятия по речевому развитию "Добрые слова".

  • Научные работы
  • docx
  • 21.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах». Задачи: Образовательные: 1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; 2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками; 3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»; 4. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их; 5. Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией; 6. Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.
Иконка файла материала добрые слова.docx
Конспект занятия по речевому развитию "Добрые слова". Программное содержание. Цель:   Развитие   нравственных   представлений,   чувств   посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах». Задачи: Образовательные: 1 Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;   2 Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать  товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять  доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного  общения со сверстниками; 3 Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»; 4   Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,   вызвать стремление употреблять их; 5 Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их  значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной  жизненной ситуацией; 6 Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию. Развивающие: 1 Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы; 2 Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия; 3 Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;  4 Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.  Воспитательные: 1 Воспитывать  внимание к собственной речи; 2 Воспитывать культуру общения, формировать уважение и  доброжелательное отношение к людям;3 Формировать социально­коммуникативные основы личности в процессе  формирования представлений о доброте и дружбе. Предварительная работа. 1 Чтение В.Осеевой «Волшебное слово» 2 Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах. 3 В вечернее часы разучили песню «Дружба». Дети сидят на стульях. Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра  дарить приветы. Солнце красному... Дети: Привет! Воспитатель: Небу ясному... Дети: Привет! Воспитатель: Люди взрослые и малыши... Дети: Вам привет от всей души! Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А  чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг,  возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и  любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из  ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу.  Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец.  Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения.  Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я  прошу вас присесть на свои места.  Беседа. - Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах? Доброе слово дороже богатства. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу». Доброе слово дороже богатства. Доброе слово окрыляет Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Хорошие слова всегда к месту. ­Что общего в этих пословицах? (Они говорят о слове) ­ Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …) ­ Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов:  добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но  есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека. ­ Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова   являются важными для каждого человека. Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова». Добрые слова не лень, Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «добрый день!» - кричу я вслед Все идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех домой спешащих к чаю. Сообщение темы занятия ­ Какие слова запомнили? ­Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать  каждому? ( «Волшебные слова» ). Разговор о волшебных словах ­ На какие группы можно разделить эти слова? ­ Давайте, разделим эти слова на группы.    ­ Их мы назовём: Слова – приветствия                               Слова­просьбы                               Слова – благодарности                               Слова ­ пожеланий                               Слова­извиненияСлова­прощания ­Давайте поговорим о каждой из этих групп.   Просмотр презентации «Волшебные слова». Слова ­ приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый  вечер.  ­ Когда вы говорите эти слова? ­ Кто не забывает говорить их? ­ Послушайте стихи об этих «волшебных» словах. (Читают подготовленные дети) Солнышко ясное встало, ­Доброе утро!­ сказало. ­ Доброе утро!­ кричу я прохожим, Весёлым прохожим,  На утро похожим. Но, если проснёшься, а дождик в окно                             Стучит да стучит, А без солнца темно? ­ Доброе утро, друзья, всё равно! Придумано мудро­ Доброе утро! ­ Добрый день! ­ тебе сказали. ­ Добрый день! ­ ответил ты.                                     Как две ниточки связали  Теплоты и Доброты. Что такое  Лучшее из слов. Потому что  Значит – будь здоров. Правило запомни Знаешь – повтори Старшим это слово Первым говори. Вечером расстались Встретились с утра Значит, слово «здравствуй» говорить пора. ­Здравствуйте!­ ты скажешь человеку.­Здравствуй!­ улыбнётся он в ответ.                            И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. ­  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»? ­ Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю  тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом  дерево. Когда­то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу  быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И  теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и  крепкими. Слова ­ благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание. В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО, ­ Какие слова  благодарности говорите вы? ­ Кто не забывает говорить эти слова? (Читают подготовленные дети) За что мы говорим «спасибо»? За всё, что сделали для нас. И мы припомнить не смогли бы,                             За что сказали, сколько раз. Слова ­ пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы,  спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. ­ Когда вы говорите эти слова? ­ Какие из этих слов говорите вы?­ Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи» Слова­извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.  ­ Когда мы говорим эти слова­извинения? ­ Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку) ­Простите! ­ я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать. И что обещал – забывать.                                А если я всё же забуду­ ­Простите, я больше не буду. Слова­просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Физминутка ­Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»  ­Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть  «волшебное» слово. ­Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста! Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки! Будьте добры, похлопайте! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста! Тихо сядьте. Тихо сядьте, пожалуйста! Слова­прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте…. ­ Какие говорите  слова­прощания? ­ Когда их говорят? Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется  добрыми словами,  какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите! Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым  взглядом.Упражнение «Презентации эмоций».  ­ Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами  попробуем догадаться, как называется эта эмоция. ­ А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они  испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости,  грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней  показываю грустную Золушку) . ­ Ребята как  вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь? Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке» Дети сортируют фасоль и горох. Вос­ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему? Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок.  Какие сказки вы знаете?  Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда  эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти  серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует. Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?   Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев». Дети выбирают, называют их качества. Остаются отрицательные герои. ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам. Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными  героями? Дети называют их отрицательные качества. Воспитатель: Как им помочь исправиться? Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться,  не сердиться, использовать добрые слова.  Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро?  Как это сделать? Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за  руки, признаться в хорошем настроении.  Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок,  сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и  фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить  добрый поступок. Скажите, какой?Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку  отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги  нарисовать что­то приятное и подарить близкому человеку. Воспитатель: Молодцы! Доброта ­ это важное человеческое качество. Инсценирование сюжета. «Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а  девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку  тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички. ­ Ай­ай ­ (заплакала девочка). На крик прибежала мама девочки.  Она посмотрела сурово. ­ Простите меня! ­ шепнул мальчик виновато. ­ Ступай! ­ улыбнулась. «Прощаю тебя!» ­ «Простите!» Ура!­ воскликнул мальчик радостно. «Простите» ­ «Какое  интересное слово»­ подумал мальчик. Мальчик с девочкой помирились. Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем? Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, веселее  было играть Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах  необходимо извиняться? За что надо извиняться? Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул  или был невежливым. Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо  извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них,  пожалуйста. Дети: Рассказы детей. Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман.  Почему? Дети: Ответы. Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться,  потому что». Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком  никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун»,  «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно  скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду. Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого­то задели,  толкнули или наступили кому­то на ногу. Что необходимо сделать?Дети: Извиняться! Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда,  когда кого­то нечаянно задел или толкнул, потому что» Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об  этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе. Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились? Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились. Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего,  пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя  забывать, что делать это надо вовремя. Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова»­ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они  сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.  Игра «Вежливость» ­ В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.  Голубой ­ означает слово «спасибо», зеленый ­ «пожалуйста», оранжевый ­  «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова. ­ У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко­  вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и  помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас  любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам  хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.  ­ На столах  у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста,  на них то доброе  дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко  улыбнётся каждому из вас. Обсуждение рисунков детей.  А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого  обращения. Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми   «Здравствуй», «Добрый день».  приветствуют девочек.Обращаясь к кому­либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка –   это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».  сказать доброе слово «спасибо».  Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать  и выполнять. Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай  Если нечаянно толкнул или обидел кого­то, тотчас же извинись.      6. Закрепление ­ Что нового  и интересного узнали сегодня? ­ Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова? Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!

Посмотрите также