Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» г. Ливны Орловской области
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционного метода на тему:
Автор: Филатова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования
г.Ливны 2014г.
Паспорт материала.
1 Категория - Дополнительное образование детей. Художественное и прикладное творчество.
2. Название материала — Конспект занятия по рисованию с
использованием нетрадиционного метода на тему: «Волшебство осени».
З. Ф.И.О. педагога - Филатова Татьяна Петровна, образование-высшее, стаж работы- 1 8 лет.
4.0сновные
цели и задачи.
Цель: научить детей изображать осень, используя нетрадиционную технику рисования (флоротипия), вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
ЗаДачи:
1. познакомить детей с новыми способами рисования;
2.
научить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при
печати;
З. закрепить знания детей о цветообразовании;
4. развить образное мышление, творческие способности и познавательную активностьучащихся;
5. воспитать
эстетический вкус, аккуратность, культуру визуальных наблюдений, чувство
восхищения родной природой.
5.Возраст
детей - 6-10 лет.
Краткая
характеристика материала.
Изобразительная деятельность
занимает важное место в жизни ребенка. Все дети любят рисовать. Ведь рисование
для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому очень важно
подвести, постепенно открывая
новые возможности изобразительной
деятельности. На занятиях в изостудии используются разнообразные способы
рисования. Необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные
идеи,
развивают фантазию и воображение, вызывают
желание придумывать новые композиции. Каждый из существующих нетрадиционных
способов рисования это маленькая игра. Их использование позволяет детям
почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную
свободу для
самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации
изобразительной
деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление
заниматься этим интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные
возможности, позволяет почувствовать
краски, их характер и настроение.
Нетрадиционные способы рисования помогают освоить новый стиль общения и
сотрудничества с детьми. Если педагогу нравится, когда глаза малышей блестят от
восторга; если он стремится, чтобы каждое занятие было праздником; если желает
смеяться, удивляться и общаться с умными и творческими детьми, - нужно вместе с
ними наблюдать, рисовать, импровизировать и экспериментировать.
На занятии «Волшебство осени» дети
знакомятся с новой и необычной техникой флоротипией. Опыт работы
свидетельствует, рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции — это и
процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. На
данном занятии дети познакомятся не только с новым способом рисования, но и
познакомятся с русскими художниками, которые изображали на своих полотнах
осень, прослушают стихотворения русских классиков и посмотрят видеофильм
«Волшебство осени».
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционного метода. Тема: «Волшебство осени» Цель:
научить детей изображать осень, используя нетрадиционную технику рисования
(флоротипия), вносить в рисунок дополнения, обогащающие его Задачи:
З. закрепить знания детей о цветообразовании; 4. развить образное мышление, творческие способности и познавательную активностьучащихся; 5. воспитать эстетический вкус, аккуратность, культуру визуальных наблюдений, чувство восхищения родной природой. Оборудование: проектор, ноутбук, репродукции по теме: «Волшебство
Методические приёмы: беседа, мастер-класс, использование ИКТ.
2. Вступительная беседа. З. Сообщение темы. 4. Объяснение нового учебного материала. 5. Практическая работа. 6. Ход урока. 1. Организационный момент.
Листья с веток облетают, 1. Птицы к югу улетают. «Что за время
года?» — спросим. |
![]() |
Незаметно, украдкой
подошла волшебница осень. Уставшая природа осенью склоняется ко сну. Не за
горизонтом уже прохладные дожди, холодные ветра и долгое томительное время
зимы. Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с
трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые
цвета. Никогда природа не выглядит Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь. Педагог: а вы знаете, как в старину называли сентябрь? Сентябрь называли
«запевалой осени». -радостная, пышно убранная; -красивая, -богатая, урожайная; -солнечная. Педагог: и
это - месяц сентябрь. Дни все теплые, иной раз затянутся дождем, ветра не так
холодны, и кажется, что лету не уйти. С почти летним Педагог: в первых числах октября наступает самая яркая пора осени -желтые березовые листочки; -желто-красные листья;
-короткие дни; -пасмурно и туманно, -холодно, ( а какое по ночам небо) звездное. |
Педагог: все молчаливей и грустней
становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко
стало появляться солнце.
Кучевые облака на небе сменила тусклая
серая пленка. Тепла совсем уж не
осталось. Деревья почти полностью
освободились от листьев, кое-где еще срывает сильным ветром одинокий лист.
Есть три осени и к каждой из них у нас особая любовь.
Великие русские поэты искренне восхищались осенью, придумывали ей различные образы, стремились выделить ее на фоне других времен года.
Яркий пример — стихотворение Тютчева Фёдора Ивановича:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...
С.Есенин всегда восхвалял это время года, употребляя самые
разные словосочетания и сравнения: «тихая радость», «листва золотая», «в
розоватой воде».
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня
влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по
самые плечи Заголил на березке подол.
Осень называют художником - уж очень
быстро и ярко перекрашивает она траву и листья, выбирая самые впечатляющие
цвета и тона из одной палитры. В одной из песен поэт Булат Окуджава
написал: ”Живописцы, окуните ваши кисти...чтобы были ваши кисти словно листья,
словно листья к ноябрю”. Эти
строчки вызывают в памяти виды лесов и
равнин той осенней порой,
которую мы называем золотой. И также
приходят на память самые выразительные и запоминающиеся картины русских
художников на тему осени.
Глядя на разные произведения русских
художников, в которых запечатлена осенняя природа, мы словно
листаем чудесный альбом. В нем отражены самые разные нюансы. Как и описание
природы осенью в поэзии разнообразно, наполнено множеством разных настроений,
так и осенние пейзажи Левитана, Поленова, Васильева, Саврасова, Крымова,
Кустодиева содержат и радость, и грусть, и романтическую задумчивость, и
уныние. Это, конечно, зависит от того, какой именно период осени взял художник
в качестве темы для своей картины. Если же говорить о золотой осени, то в этих
произведениях всегда чувствуется восторг живописца перед возможностями осени
раскрашивать природу в разные цвета.
Исаак ИЛЬИЧ Левитан «Золотая осень».
Ломанова Ирина Витальевна. Акварель. Осенний ветер.
Рылов АркаДий Александрович. Осень.
Игорь Эммануилович Грабарь. Золотая осень.
Педагог: Что вы видите? А как называется жанр живописи, в котором изображена природа? (пейзаж). Какие краски использует художник для изображения деревьев? И так, ребята, какой пейзаж на этой картине? (осенний). По каким признакам определили?
Но не только осенним может быть пейзаж. Вот, например, осенний натюрморт. Воронов Станислав. Осенний натюрморт. Вуцен Светлана . Осенний букет Олег Саулов. Осенний натюрморт. Сообщение темы занятия. Педагог: Вот видите, какая разная осень! Много художников изображали осень на своих полотнах, много поэтов сочинили стихотворений про это замечательное время года. И мы, сегодня на нашем уроке будем творить волшебство. Тема сегодняшнего нашего занятия: «Волшебство осени». Осень, действительно, волшебница. И мы в этом убедились. Сегодня мы сами будем художниками, но будем рисовать необычным способом. Техника в которой мы будем создавать свою волшебную картину , называется - флоротипия. Объяснение нового учебного материала. Педагог: Данная техника заключается в применении растений и растительных материалов для получения оттиска. Используются как свежие растения, так и высушенные. Краска может накатываться поверх растений и цветов, прикладываться к бумаге и оттискиваться обычным порядком. Работа |
в этой технике может дать неожиданные результаты. Для флоротипии подходят практически любые краски. Оказывается, что обычный, казалось бы лист (клёна, тополя, дуба и пр.) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже чем кисточка. Практическая работа.
Педагог Демонстрирует поэтапное выполнение работы.
Осторожно берем растение и, уложив на ”рабочий” лист бумаги, легкими движениями кисти покрываем его толстым слоем гуашевой краски со стороны прожилок. Затем растение укладывается покрашенной стороной вниз на подготовленную для работы бумагу. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной.
Сверху накладываем лист бумаги и прижимаем его рукой, после чего бумагу осторожно снимаем, а вместе с ней и растение. А его изображение остается запечатленным навсегда на вашей картине. Таким необычным способом можно изобразить пейзаж, ветку рябины, листопад или букет из осенних листьев — всё зависит от вашей фантазии. Внимательно посмотрите на лист бумаги, закройте глаза, представьте свою картину, где, что вы будете располагать, какими красками рисовать. Приступайте к работе. Кому нужна помощь, поднимите руку. Во время работы детей звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года». Педагог помогает детям в процессе работы ћаводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения. Итог занятия.
В конце занятия проводится выставка детских работ. Обращается внимание на разнообразие красок и красоту работ.
Д.Рылькова Дарья,9 лет, «Осенний пейзаж». 2. Барыбин Степан,9 лет, «Осенний пейзаж».
Рожнева Жанна,8 лет, «Осенний пейзаж». 4. Скопинцева Софья,9 лет,» Рябина».
5.Могилевцева Анна, 10 лет, «Птичка на ветке».б. Черных Ирина,9 лет, «Рябина».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
для конспекта:
1 .Издательство :
Мозаика-Синтез,2011 г., Серия: Большая поэзия для маленьких детей, 2 Рисунки учащихся дома детского творчества.
для видео:
1. Уроки тётушки Совы. Времена года. Страна: Россия Год выпуска: 2007 Жанр: Анимационный.
2.Фото с сайта: 0-prirode.com
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.