Конспект интегрированного занятия составлен для детей, имеющих задержку психического развития. Дети с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях с дефектологом, логопедом, социальным педагогом и психологом. Цель занятия максимальная коррекция нарушений психофизического развития детей. В структуру занятия включены этапы развития внимания, мышления, памяти, связной речи и навыков самообслуживания.
Конспект интегрированного занятия
Тема занятия: «Животные»
: Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоциональноволевой сфер,
Цель
направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими
людьми и с животными.
Задачи:
1 Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
2 Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных
произведений.
3 Совершенствовать умение вербализовать и адекватно реагировать на эмоции окружающих
4 Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.
5
Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словарного
запаса по теме «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Съедобные и несъедобные
грибы», «Музыкальные инструменты».
6 Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности
в сочетании с показом (сказка «Теремок»)
7 Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных
прилагательных, глаголов от звукоподражательных имен существительных с
уменьшительно ласкательными суффиксами; множественного числа существительных и
глаголов; согласование имен существительных с числительными.
8 Профилактика дислексии.
9 Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. Развитие общей и
мелкой моторики.
10 Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
11 Воспитание любви к диким животным.
12 Познакомить учащихся с правилами содержания в доме собаки, кошки.
13 Объяснить учащимся правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в
доме.
Оборудование:
«Звуки природы» в сопровождении подобранного видеоряда фотографий (авторский
вариант), с использованием ТСО.
Пиктограммы эмоций: страх, радость, удивление, самодовольство (хвастовство), злость.
Игра «Найди, назови эмоцию», авторский вариант (с использованием песочницы). Предметные картинки с изображением диких животных
Интерактивная доска, проектор, электронная сказка «Теремок»
Музыкальное пособие (для воспроизведения голосов животных)
Мяч
презентация, карточки на повторение, памятки.
Ход занятия
Психолог:
Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах .
Я рада видеть вас! Как ваше настроение?
(Варианты детей)
Сегодня в нашем чудесном зале много гостей, поприветствуйте их.
Упражнение 1 «Ток»
Психолог:
Давайте поприветствуем друг друга.
Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием.
Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он
почувствовал ваше пожатие.
Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.
.Игра 2«Покажи эмоцию»
На наших занятиях мы познакомились со многими эмоциями. Какими, назовите.
Варианты детей: (радость, страх, удивление..)
Я предлагаю поиграть и показать эмоции, которые спрятаны в этом мешочке.
(Ребенок находит в песке пиктограмму эмоции, называет ее детям и предъявляет изображение)
Упражнение 3 «Классификация»
По заданному обобщающему понятию (домашние , дикие животные, цветы, игрушки, транспорт,
овощи, фрукты) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему
соответствовать.
Упражнение 4 «Лишнее слово».Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дерево.
Злиться, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, красивый, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, долго, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, буква.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
Логопед
1 Организационный момент:
– Ребята
Вспомните слова правителя города Красивой речи, как надо правильно говорить.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
2. Ребята, послушайте внимательно и скажите кто к нам спешит в гости
Отгадайте загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? .........(Лиса)
За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник – ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами щелк. Кто это? (Волк)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Зимой спит,Летом ульи ворошит. (Медведь)
Дидактическая игра «Закончи фразу»
Злой как…
Хитрая как…
Трусливый как…
Неуклюжий как…
Как, одним словом назвать их? Правильно животные. А какие это животные? Почему?
3. Дыхательные упражнения.
Ребята, а чтобы выполнить следующее задание, нужно открыть дорогу в Страну Чудес.
(Дети встают, делают вдох и на выдохе задувают ватку в домик.)
4. Работа с электронной сказкой «Теремок».
Дети читают сказку по слайдам, выполняют задания, пересказывают.
Д\И «Какие звери жили в тереме?»
Д\И «Угадай, про кого так говорили в сказке?» (с мячом)
Косолапый…, серый бочок…., сестричка….,побегайчик….,
норушка…..., квакушка……
Дидактическая игра «Загадочное животное»: отгадайте из названий каких диких животных
получились слова: МЕДВОЛК, ЗАЙЛИС, ЛИСВЕДЬ.
5. Итог логопедического занятия.
Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы читали, отвечали на вопросы, выполняли
задания. А, вам понравилась история про животных? (ответы детей). Какие задания и игры вам
понравились? (ответы детей). Молодцы ребята!
Социальный педагог:
Сегодня мы продолжаем говорить о нашем жилище. Давайте повторим нашу с вами
пройденную тему. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, на которых вы должны будете
отметить правильные ответы плюсиками.
Задание: Определи способ ухода за мебелью в зависимости от покрытия.
Пылесос
Мыть,
чистить
Мыть,
красить
Протирать
влажной тряпкой
Уход за
мебелью
Полированная
Мягкая
Пластиковая
Окрашенная
Мы в ответе за тех, кого мы приручили.
Скажите, ребята, кого мы приручаем? Перечислите домашних животных.
Правильно, именно о животных, которых мы приручаем, пойдет речь на нашем занятии, то есть
животные в доме. Мы будем разговаривать о питомцах, которые живут с нами под одной крышей – о кошках,
собаках; правилах содержания их в доме, правилах соблюдения гигиены жилища.
Как вы понимаете смысл выражения: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»?
Как вы понимаете смысл слова «приручить»?
Приручить – это значит заботиться о животном, помогать ему, решать его проблемы.
Как вы думаете, какую ответственность несет владелец, если он не ухаживает за своим
животным?
Существует ответственность за увечье, ненадлежащее содержание, жестокое обращение,
приведшее к ухудшению здоровья животного и смерть. В этих случаях владелец отвечает перед
законом. Никогда не выбрасывайте животных, не оставляйте без присмотра, пищи, воды, не
избивайте их.
А сейчас прочитаем стихотворение А.Дмитриева «Бездомная кошка».
Однажды я встретил бездомную кошку:
Как ваши дела?
Ничего, понемножку…
Я слышал, что Вы тяжело заболели…
Болела.
Так, значит, лежали в постели?
Лежала на улице много недель
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумала я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным».
Вы слышите, кошка? Пойдемте со мной –
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
О чем же пела кошка?
В отличие от диких животных, кошки и собаки, которых мы приручаем, нуждаются в нашей
заботе и любви. Помните об этом, когда вы берете животное в дом.
Взяв в дом животное, помни – это член твоей семьи и его нельзя выгнать на улицу.
Ребята, как вы думаете, откуда берутся бездомные кошки и собаки?Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал ктото в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали «кискис».
Замирая от счастья
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Грустное стихотворение, правда? Пусть никогда не случится так, чтобы ваш питомец потерял
кров и остался одинок. Не забывайте заботиться о своем маленьком друге. Ведь это не забавная
игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.
Скажите, а для чего мы заводим домашних животных?
Домашние питомцы оживляют нашу жизнь, дают возможность одиноким людям почувствовать
себя нужными, помогают воспитать в детях ответственность за «тех, кого приручили».
Что нужно сделать, прежде чем завести кошку или собаку?
Прежде чем завести кошку, собаку, попугая или других домашних животных:
посоветуйся с членами своей семьи;
убедись в том, что никто не возражают против появления в доме животного.
Что необходимо для жизни домашних животных?
Кошкам и собакам, как любым живым существам, необходимы пища, вода, тепло, свет и жилье.
Внимательно послушайте стихотворение.
Говорит мне тихо кошка:
«Пожалей меня немножко!»
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднес.
Я обнял ее за шею:вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она:
«Немножко, хоть немножко
Пожалей – отпусти меня скорей».
Есть такие ребята, которые берут себе маленьких котят, щенков, но плохо ухаживают за ними,
потому что не хотят или не знают, как это делать. Чтобы вы не столкнулись с этой проблемой,
давайте поговорим об основных правилах содержания домашних животных.
У животного должна быть собственная постель.
Ее можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри. Постель должна
находиться в сухом, теплом месте, подальше от сквозняков. Ее можно приподнять, подложив
под коробку стопки старых газет или журналов.
Для питания животных нужно три миски: для еды, молока и воды.
Помните:
молоко не утоляет жажды, поэтому всегда должна быть налита вода.
из грязного блюдечка животное пить не будет.
Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами.
Если в доме есть другие мелкие животные (рыбы, хомячки), их нужно держать в таких
местах, где до них сложно добраться.
Нельзя разрешать животным таскать еду со стола, попрошайничать в то время, когда вы
едите.
Приучите животное лежать в этот момент в уголке или находиться в другой комнате. Не давайте
пищу сразу из холодильника. Не следует останавливать кошку, если она ест травку: в траве есть
витамины.
Кошки и собаки любят играть.
Во время игр они развиваются и учатся охотиться. У ваших любимцев должны быть собственные
игрушки.
Домашних животных приучают к тому, где надо ходить в туалет.
Поставьте пластмассовую ванночку, куда можно насыпать чутьчуть песка или положить мелкие
клочки бумаги. Собаку нужно выгуливать 2 раза в день – утром и вечером.
На прогулку собаку выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычесывать
щеткой и расческой.
Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных
используются специальные шампуни.
Уезжая, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное ктото кормил, поил и выгуливал. У кошек и собак могут завестись блохи, глисты, ушные клещи.
Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару, который
назначит курс лечения.
Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она
испортит мебель.
Существуют правила соблюдения гигиены жилища при наличии в доме животных.
Попробуйте их назвать.
регулярно мыть туалет;
очищать мебель, ковры от волос;
мыть миски и пол возле них;
при обнаружении блох на ковре, постели использовать специальные средства по их
уничтожению.
2. Закрепление изученного материала
Назовите основные правила ухода за домашними животными.
Назовите основные правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме.
3. Подведение итогов урока Теперь вы много знаете о том, как надо ухаживать за животными.
Я надеюсь, что вам удастся стать со своим будущим питомцем верными друзьями, и вы вместе
проведете немало радостных минут. А сейчас я вам раздам памятки по уходу за домашними
питомцами.
Заключительная часть занятия:
Психолог:
5)Релаксация: На полянке
(Фонограмма стрекота насекомых, пение птиц)
Давайте представим с вами полянку. Здесь растет мягкая травушкамуравушка. Вы лежите на
ней, как на мягкой пушистой перине. А вокруг все тихо и спокойно, только слышно, как
стрекочут кузнечики и поют птички. Вам дышится легко и спокойно. Ласковые нежные лучики
солнца ласкают ваш лоб, щечки, касаются ваших рук, поглаживают ваше тело… (пауза
поглаживание детей). Лучик погладил … (имя ребенка), приласкал … (имя ребенка). Вам
приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Дружно потянемся и на счет «три» откроем глазки. Вы
отлично отдохнули.
Упражнение 6: Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.
Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между
высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «У нас
тоже!».
Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»Психолог: «я дарю вам улыбку»
Дети: «мы тоже»
Психолог: «я радуюсь»
Дети: «мы тоже!»
Психолог: «Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
Психолог: «Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? (ДА!!!)
Наша встреча закончена.
Приятных вам эмоций!
До свидания!