Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)
Оценка 4.6

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология +1
Взрослым
25.01.2018
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В конспекте описываются цели: образовательная, воспитательная, развивающая; формируемые ууд. Здесь вы найдете материал о том где и как казаки строили свое жилище, что такое станица, курень, хата. Как обустраивали казаки свое жилье и подворье внутри и снаружи.Конспект занятия "Жилище казаков" внеурочная деятельность
2_Тема занятия Жилье казаков.docx
Тема занятия № 2. Жилище казаков.  Образовательная цель: знакомить с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве,   самобытности,   культуре,   традициях   этого   народа;   расширять   кругозор   и обогащать словарный запас;  сформировать представление о видах организации казачьего жилья, убранстве хаты; научить подбирать орнамент для рушника.  Развивающая цель: развитие познавательного интереса. Воспитывающая цель: формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и  уважение к людям воспитание любви к родине. Тип занятия: комбинированный. Формируемые УУД: Познавательные:  расширять   и   углублять   знания   о   казачьем   подворье,     традициях убранства хаты; воспитывать уважение к народным традициям. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов – инициативное сотрудничество. Личностные: личностное самоопределение, развитие познавательного интереса. Регулятивные:  целеполагание,     как  постановка  учебной  задачи  на  основе   соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Решаемые задачи: 1. познакомить с видами казачьего жилья: курень, станица, хата; 2. дать представление об убранстве хаты; 3. познакомить с традиционными орнаментами для рушника.  Формы работы обучающихся: (фронтальная, индивидуальная). Дидактическое обеспечение: презентация «Казачье подворье». Техническое оборудование Используемые на уроке средства ИКТ: проектор, экран  ЦОР: презентация «Казачье подворье». Ход занятия. I Организационный момент. II Постановка учебной задачи. Сегодня  мы с вами начинаем знакомство с традициями организации жилья казаков. III Объяснение новой темы. Это было давным­давно. Много лет назад в поймах рек жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось   много   рыбы.   И   построили   люди   много   станиц   и   стали   звать   себя   казаками донскими, кубанскими, уральскими, сибирскими.     Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ русской земли от врагов. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур, гусей,  ловили рыбу, охотились. Строительство   в   станицах   казачьих   велось   по   плану.   В   центре   станицы   площадь, церковь, школа.  Стан цаии   —   административная   казачья   сельская   единица,   состоит   из   одного   или нескольких   казачьих   поселений.   Станицы   считались   военным   поселением,   способным выставлять для казачьего войска одну сотню всадников. Курени – так назывались жилища казаков,  строили из местных материалов: хворост,  камни, глина, солома.  Исторически «курень» представлял собою и место обитания, и оборонное сооружение.  Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях), жилища имели   турлучные   стены   (то   есть   плетёные   из   двух   рядов   прутьев   или   камыша   и заполненным   землёй   для   тепла   и   прочности   пространством   между   ними),   камышовую крышу   с   отверстием   для   выхода   дыма.   Однако   широкие,   многокилометровые разливы рек требовали   особых   построек   —   свайных,   что   и   повлияло   на   дальнейшее   развитие устройства строений.   как   правило, Казачий   курень   бывает,   двух   видов:   типа   южнорусской (украинской) хаты (распространён   более   на Кубани)   и   двухэтажного   типа   (был распространён   у   верхнедонских   казаков,   на   Кавказе).   Последний   тип   назывался   также «полукаменным», то есть первый этаж — кирпичный, второй — деревянный. Характерно, что чем северней поселения, тем первый этаж ниже.  Первый этаж, как правило, не жилой, хозяйственный (считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне») — называется «низы». Центром низов является, так называемая,   «холодная»   комната:   без   окон,   но   с   небольшими   отверстиями   в   стене, устроенные особым образом, позволяющие так ходить воздуху, что в ней постоянно дул сквознячок,   остывший   в   окружающих   эту   комнату   каморах.   Каморы   окаймляют «холодную»   узким   коридором.   Входом   внутрь   служит   узкая   и   низкая   дверь,   которая обычно открывается внутрь (чтобы легко можно было её подпереть), позволяющая войти только по одному, согнувшись под низкой притолокой (в прошлом за дверью могла быть устроена и яма для незваных гостей). Чтобы курени были еще красивей, казаки возле них сажали сады, яркие цветы. Так и Х тааи жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов.  (от   др.­венг.   формы   современного венг. ház «дом»)   —   традиционный дом украинцев, белорусов,   южных русских,   части поляков, с печью,   как   правило   с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей. Часто хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённую между собой сенями. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной и пр. На Украине и юге России строили хаты­мазанки, которые снаружи и внутри обмазывали глиной и белили. Главный вход в курень (хату) — по крыльцу («порожкам») устроен на второй этаж, окружённый   особой   террасой   («балясами»).   Главная   комната   («зало»)   отгорожена   от входной двери сенями. В красном углу залы (левом напротив входа)— божница, под нею располагается стол (всегда накрытый чистой скатертью). Вдоль стен располагались лавки. Здесь   же   была печь,   стоял   «постав»   (шкаф   для   размещения   посуды   со   стеклянными дверцами). В центре залы всегда стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук­скрытня, кровать (стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом). Из залы дверь вела в спальню — на женскую половину, где стояла большая кровать, висела люлька для младенца, размещался сундук с вещами, прялка и др. Также из залы выходила   дверь   на   мужскую   половину,   то   есть   комнату   («гридница»,   «кунацкая», «молодецкая»), предназначенную для подростков, холостых казаков. При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня,   («стряпная»,   «стряпка»),   где   готовили   и   ели   пищу.   В   кухню   выходила   одной стороной и печь, размещённая в залу. Здесь она имела и чугунную плиту. Также на кухне располагались шкафы с посудой и припасами. В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано.  В переднем, красном углу находились иконы. IV Рефлексия деятельности.  Нарисуйте свое настроение.

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Жилище казаков" (6 класс, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018