Конспект занятия "Учимся писать заметку"
Оценка 4.7

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык +1
Взрослым
04.04.2018
Конспект занятия  "Учимся писать заметку"
Занятие по журналистике знакомит учащихся с понятием информации, с правилами её подачи в информационных текстах: с вопросами, на которые она должна отвечать, с Правилом перевёрнутой пирамиды. Знакомит с понятием заметка и с её структурой. В конце занятия учащиеся пишут заметку, используя вводные данные.Файл содержит конспект занятия по журналистике.
Конспект открытого занятия по журналистике.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования Староминский район Конспект занятия по журналистике Тема «Учимся писать заметку» Педагог: Букурова Елена Анатольевна ст­ца. Староминская 2018 год План­конспект открытого занятия в системе ДО Педагога дополнительного образования Букуровой Елены Анатольевны Учебная группа 8 человек  Тема: «Учимся писать заметку» Цель:  познакомить   с   правилами   подачи   информации   в   заметке,   научить писать заметку, следуя закону перевёрнутой пирамиды.  Задачи: предметные:   познакомить   с   понятием   информации,   выделить   основные черты факта, познакомить с вопросами, на которые должна отвечать заметка и   с   законом   перевёрнутой   пирамиды,   выработать   навыки   и   умения   по созданию   короткого   информационного   сообщения,   то   есть   заметки. личностные: развивать познавательную активность учащихся, сформировать уважительное   отношение   к   иному   мнению;   способствовать    принятию   и освоению   социальной   роли   обучающегося,   развитию   мотивов   учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;  способствовать становлению   гражданской   позиции   учащихся;  профессионально ориентировать старшеклассников. метапредметные:  освоить   способы   решения   проблем   творческого   активно   использовать   речевые   средства   и   средства характера; информационных   и   коммуникационных     технологий   для   решения коммуникативных и познавательных задач. Оборудование занятия: I. Дидактический материал для педагога: 1. конспект занятия; 2. методическая разработка по теме «Создание информационного текста». ІІ. Дидактический материал для учащихся: карточки с вводными данными для написания заметки (Приложение 1). III. Материально техническое оснащение занятия: 1.презентация по теме «Учимся писать заметку»  (Приложение 2);  2. мультимедийная установка. Методическое сопровождение учебного занятия: методическая разработка по журналистике по теме «Создание информационного текста».  Методы, применяемые на занятии: словесный: объяснение, беседа, диалог; наглядный: работа по карточкам, презентация; практический:  написание   заметки   на   определённую   тему   по   заданным вводным данным, анализ получившейся заметки;  методы   проблемного   обучения:  постановка   проблемных   вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов.  Современные   образовательные   технологии,   применяемые   на   занятии:   педагогика   сотрудничества; личностно­ориентированное   обучение, развивающее обучения, здоровьесберегающие технологии. проблемного обучение,     технология     Организационный момент (1 мин.) Ход урока (40 мин.) I. II. Вступительное слово учителя. (1 мин.) Педагог.  Добрый   день,   уважаемые   юные   корреспонденты!   Рада   вас приветствовать   в   редакции   газеты   «Пульс   времени».     Я   редактор   этого печатного   издания   Елена   Анатольевна   Букурова.   Мы   обратились   к   вам   за помощью,   потому   что   срочно   в   номер   требуются   заметки,   написанные интересно   и   свежо.   У   кого­нибудь   из   вас   есть   опыт   написания публицистических материалов? Ответы учащихся. III. Объяснение нового материала (10 минут)  Педагог. Давайте сначала познакомимся с тем, что такое заметка, по каким правилам   в   ней   подаётся   информация.   Кто   может   объяснить,   что   такое информация? Ответы учащихся. Педагог. Для нас главное определение будет звучать так, как оно написано в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Слайд 2 Информация  – это   сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях  и процессах независимо от формы их представления. В газете это текст, по радио – это аудиоматериал, а телевидение предоставляет нам видео­картинку.      Заметка – это разновидность горячей новости. Её содержанием становится отдельный   факт,   отдельное   событие,   состояние   дел.   Она   может   включать краткое изложение предыстории факта, события или явления. Слайд 3      Назовите, пожалуйста, какое­нибудь событие, о котором можно написать заметку. Ответы учащихся.     Заметка отвечает на основные вопросы: Слайд 4 Кто был участником или виновником события? Что произошло? Где? Когда? Как это было? Почему? По какой причине? Результат?      Почему именно на эти вопросы? Потому что при описании какого­то факта нам это подсказывает  обычная логика и... грамматика. Событие всегда  имеет своего героя (подлежащее), который что­то совершил (сказуемое) в каком­то месте, в какое­то время и из­за чего­то (обстоятельства). Каждое событие имеет начало, ход   и   результат.   Правильно   написанное   информационное  сообщение   должно соответствовать этим нормами, хотя бывают и исключения. Вспомним Редьярда Киплинга: Слайд 5 Есть у меня шестерка слуг,  Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, —  Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Перевод С. Маршака.)       Подача   информации   в   заметке   строится  по   закону   перевёрнутой   пирамиды. Это значит, что самые важные факты должны находиться в начале – в первом предложении, первом абзаце пирамиды. Слайд 6        Начальный абзац –   вводка –  в западной журналистике называется  лид. Слово   «Lead»   переводится,   как  быть   впереди,   вести   за   собой.  В   лиде излагается, синтезируется вся нужная информация, акцентируется внимание на   том   элементе   текста,   который   автору   представляется   самым   важным. Основная   задача   лида   –   заинтриговать   читателя,   не   раскрывая   всей   сути, мотивировать его на дальнейшее чтение материала. Слайд 7    Основной текст (в западной журналистике боди) расширяет информацию о факте.   В   последующих   абзацах   журналист   дополняет   материал подробностями о событии, наименее важные помещая в конце текста.  Слайд 8    Все ли понятно? Может быть, есть вопросы? Ответы учащихся.    Если больше вопросов нет, то я приведу вам пример заметки, написанной по вводным   данным.   Например,   у   меня   есть     следующие   вводные   данные   на криминальную тему. Слайд 9 Кто? – Михаил С., кличка Бандит  Что делал? – убегал  Где? –  в Парке Культуры и Отдыха  Когда? –  вчера вечером  Как? –  молниеносно  Почему? –  шланг  Результат? –  сердечный приступ, больница, реанимация Педагог. Вот такой получилась у меня заметка. Слайд 10 И смех, и грех     Вчера вечером в Парке Культуры и Отдыха были слышны выстрелы. Наряд патрульно­постовой службы преследовал пытавшегося скрыться преступника Михаила С. по кличке Бандит.      Задержание рецидивиста произошло при довольно курьезных обстоятель­ ствах. Начнем с того, что полицейские совершенно случайно столкнулись с Бандитом, когда подошли купить сигареты к тому же самому ларьку, где отоваривался   злоумышленник.   Решив,   что   его   собираются   задержать,   пре­ ступник, который накануне совершил жестокое преступление, дал стрекача. Ему   почти   удалось   оторваться   в  парке   от   вначале   оторопевших,  но   затем бросившихся в погоню сотрудников полиции. Однако незадачливый злодей в темноте зацепился ногой за поливочный шланг. От неожиданности у Михаила С. случился острый приступ сердечной недостаточности.    Сейчас убийца лежит в реанимационном отделении больницы № 4 под зор­ ким наблюдением врачей. Которые сделают все для того, чтобы поставить преступника на ноги, – он должен сполна ответить перед обществом за свои злодеяния. Педагог. Прежде чем начать писать заметку уясните, пожалуйста, еще ряд важных рекомендаций. Слайд 11 1. Начинайте  писать информацию  с самого  интересного слова, лучше  с неожиданной реплики, сравнения.  2. Не пишите чрезмерно длинных предложений с обильной пунктуацией. 3. В информации не должно быть лишних слов, сообщение должно быть кратким, лаконичным.  4. Избегайте неоправданного повтора слов.  5. В информации не употребляют таких слов, как «на днях», «недавно»; лучше ­ «сегодня», в крайнем случае ­ «вчера».  6. Информация должна быть точной, чтобы не подорвать доверие к газете. 7. Не забудьте придумать заголовок к заметке, который должен привлечь внимание читателя. Он должен быть кратким, но ёмким.        Прежде чем начать мы определимся, кто и на какую тему будет писать заметку, немного разомнёмся.      IV.    Физминутка (3 минуты) Учащиеся встают со своих мест и выполняют действия Вот полянка, а вокруг липы выстроились в круг. Широким жестом развести руки в стороны. Липы кронами шумят, ветры в их листве гудят. Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону. Вниз верхушки пригибают и качают их, качают. Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону. Чок – чок, каблучок!  Потопать ногами. В танце кружится сверчок. Покружиться. А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. Движения руками, как при игре на скрипке. Крылья бабочки мелькают – Движения руками, как крыльями. С муравьем она порхает. Покружиться парами. Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши. Скачут ножки по дорожке. Поскакать.          V.   Практическая работа (15 минут)      Прежде чем начать писать заметку уясните, пожалуйста, еще ряд важных рекомендаций. 1. Начинайте  писать информацию  с самого  интересного слова, лучше  с неожиданной реплики, сравнения.  2. Не пишите чрезмерно длинных предложений с обильной пунктуацией. 3. В информации не должно быть лишних слов, сообщение должно быть кратким, лаконичным.  4. Избегайте неоправданного повтора слов.  5. В информации не употребляют таких слов, как «на днях», «недавно»; лучше ­ «сегодня», в крайнем случае ­ «вчера».  6. Информация должна быть точной, чтобы не подорвать доверие к газете.  7. Не забудьте придумать заголовок к заметке, который должен привлечь внимание читателя. Он должен быть кратким, но ёмким.        Теперь давайте определимся, кто в какую рубрику нашей газеты будет писать заметку. 1.   Кто   старается   вникнуть   в   суть   политических   событий   сегодня? Педагог     отдаёт   карточку   с   вводными   данными   учащемуся, поднявшему руку. 2. Кто считает себя патриотом и смог бы осветить информацию в этом ключе?  Учащиеся   поднимают   руки.   Педагог     отдаёт   карточку   с вводными данными. 3. Кто   интересуется   спортом,   будет   писать   заметку   в   рубрику  Учащиеся   поднимают   руки.   Педагог «Спортивный   меридиан». отдаёт карточку с вводными данными. 4. Кто   неравнодушен   к   искусству,   к   музыке   в   частности?  Педагог отдаёт карточку с вводными данными учащемуся, поднявшему руку. 5. Кто   не   спешит   взрослеть   и   считает   детство  –  самым   замечательным   отдаёт   карточку   с   вводными   данными временем?  Педагог   учащемуся, поднявшему руку. 6. Следующая   тема   заметки   связана   с   достижениями   жителей Краснодарского   края   и   пойдёт   в   рубрику   «Знай   наших!»  Учащиеся поднимают руки. Педагог  отдаёт карточку с вводными данными. 7. Кто любит животных, интересуется их повадками? Эта заметка пойдёт в рубрику «Зверьё моё». Учащиеся поднимают руки. Педагог  отдаёт карточку с вводными данными. 8. И осталась у нас очень важная социальная рубрика «Крик о помощи». Педагог отдаёт карточку с вводными данными оставшемуся юному корреспонденту.       VI.    Анализ написанных заметок и рефлексия (9 минут)      VII.   Заключительное слово педагога (1 минута)      Спасибо большое за помощь. Мне было приятно с вами сотрудничать. Теперь очередной номер газеты «Пульс времени» выйдет вовремя. И всё это благодаря вам, вашему творческому подходу к делу. Думаю, что после сегодняшнего   занятия     кто­то   из   вас   задумается   о   том,   чтоб   стать журналистом. Успехов вам во всём! Всего доброго!  Использованная литература 1 Н. Г. Богданов. Б. А. Вяземский. Справочник журналиста. ­ Л.: Лениздат, 1971.  2 В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. Стилистика газетных жанров. ­ М., 1978. 3 В. И. Коньков Речевая структура газетных жанров: учебное пособие.   ­ СПб.: Роза мира, 2004 г. (сайт http  4 О. И. Лeпилкина, Е. Ю. Умнова, А. Е. Зимин, И. А. Горюнова   Азбука журналистики   учебное   пособие   для   учащихся   10­11   классов общеобразовательных учреждений. ­ М.: Вентана­Граф, 2006.  5 В. Н. Фоминых. Публицистический факт. – Красноярск, 1987.   ://   jf  .  pu   .  ru). 6 А.А. Тертычный. Жанры периодической печати: Учебное пособие.­  М.,  2000.  7 Л.Е. Кройчик. Система журналистских жанров // Основы творческой  деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко.­  СПб., 2000.   Приложение №1 Карточки с вводными данными для написания заметки Заметка для рубрики «Детство – чудесная пора» Кто? – Ученик 3­его класса, Игорь Стуков Что? – нашел клад Где? – у себя на огороде Когда? – вчера днем Как? – играя с друзьями в войну, когда рыл окоп В результате? – клад сдан государству, мальчик получит вознаграждение в  размере 35% от стоимости найденного. Заметка для рубрики «Знай наших!» Кто? – кондитер из Краснодара Тамара Белкина Что? – победила в Международном конкурсе кондитеров Где? – в швейцарском Цюрихе Когда? – В апреле 2018 г. Как? – придумала уникальный рецепт торта с тропическими фруктами В результате? – получила Диплом победителя, денежное вознаграждение,  «Золотую ложку» –  символ Европейского конкурса кондитеров,   запатентовала свой новый рецепт. Заметка для рубрики «Криминальное чтиво» Кто? –  Николай Свиридов, 34 года, житель города Кропоткин  Краснодарского края Что? – выиграл миллион рублей в лотерею «Шанс» Где? – в 25 розыгрыше Когда? – 18 апреля 2018г. Как? – купив в подарок жене 10 лотерейных билетов (в честь 10­летия их совместной жизни) В результате? – был ограблен на второй день после получения суммы  выигрыша Заметка для рубрики «Спортивный калейдоскоп» Кто? –  волейбольный матч между юношескими командами «Звезда» и «Лаба» Что? – боролись за первое место Где? – в Краснодаре,  Когда? – 10 апреля Как? – в напряжённой борьбе. Первую партию выиграла «Лаба» со счётом 25­ 23. А следующие две партии были за «Звездой»: 25­22, 25­24. Самым  результативным игроком стал Никита Бойко, принёсший команде 15 очков за  всю игру. В результате? – «Звезда» стала победителем Краевого турнира по волейболу  среди юношеских команд Заметка для рубрики «Культурная жизнь» Кто? – Никита Терещенко, 13 лет из Новороссийска Что? – стал обладателем Гран­при Всероссийского конкурса юных  музыкантов «Волшебная струна» Где? – в Москве Когда? – в апреле 2018 года Как? – сыграл на скрипке концерт № 1 ми мажор «Весна» Антонио Вивальди  В результате? – решил потратить премию на приобретение инструментов для  Интерната для слабовидящих детей города Армавира Заметка для рубрики «Политический меридиан» Кто? –  председатель ЦИК Элла Памфилова. Что? – сайт ЦИК РФ в день выборов президента подвергся DDoS­ атаке (хакерской атаке на вычислительную систему с целью довести её до  отказа, то есть создание таких условий, при которых добросовестные  пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым  системным ресурсам, либо этот доступ затруднён). Где? – в Москве Когда? – 18 марта с 2 до 5 часов, в день выборов президента России  Как? – с IP­адресов из 15 стран В результате? – компьютерная атака отражена. Но в некоторых субъектах  федерации граждане недополучили информацию по линии разъяснительной  деятельности — где голосовать. Заметка для рубрики «Зверье моё» Кто? –  обезьяна Что? – укушена львом. Где? – дома у дрессировщика Романа Потоцкого Когда? – утром Как? – легко. Почему? ­ дразнила, бросала огрызки, будила спящего льва В результате? – обезьяна заперта в другом помещении. Заметка для рубрики «Крик о помощи» Кто? – пенсионер, труженик тыла Иван Трофимович Седов  Что? – остался совершенно один Где? – в станице Дядьковской Краснодарского края Когда? – после смерти жены – Галины Петровны Седовой Как? –  с трудом может сам себя обслуживать, так как страдает  полиартритом суставов ног В результате? – волонтёры искали сына Ивана Трофимовича, но  безрезультатно. Поэтому обратились к общественности в надежде найти  человека, который согласился бы помогать пожилому человеку. Рубрика «Патриот» Кто? – патриотический клуб «Следопыт» Что? – во время раскопок обнаружил захоронение неизвестного солдата Где? – в лесу, возле деревни Головино Орловской области Когда? – 14 апреля 2018 года Как? – во время экспедиции «По следам Великой Отечественной» Результат – по найденным портсигару с гравировкой и именному пистолету  установили личность погибшего героя. Им оказался житель станицы  Варениковской Краснодарского края Степан Григорьевич Белах.

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"

Конспект занятия "Учимся писать заметку"

Конспект занятия  "Учимся писать заметку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018