конспекты по русскому языку

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 16.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.ppt

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологические загадки – Отгадайте, о чем идет речь. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают. 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. 4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело. 5. Её набирают в рот, когда молчат. 6. Его держат за зубами.

Цели урока:
обучение употреблению фразеологизмов в речи с целью ее обогащения;
обучение умению находить фразеологизмы в тексте.
знакомство с фразеологизмами;



Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.

Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»


Лексическое значение имеет весь
фразеологизм в целом.


Фразеологизмы – это средства
выразительности языка, они
делают нашу речь эмоциональной,
выразительной и яркой.

Откуда берутся фразеологизмы

Исконно русские
сматывать удочки, расправлять крылья

Старославянские
как зеницу око,
не от мира сего

Из разных профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю

Крылатые
слова из мифологии
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч

Крылатые слова и выражения, созданные писателем
Голый король
Счастливые часов не наблюдают

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Работа в парах (устно): Фразеологические загадки – Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
5. Её набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.

«МИКРОФОН»

1.Я изучил (а) на уроке…
2.Мне понятен/не понятен новый материал, так как…
3. Я не совсем разобрался (лась) с …
4. У меня остались вопросы …
5.Я оцениваю свою работу …..

Спасибо за урок!!!



Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к середине урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы.
Молодцы!

Домашнее задание




§ 26, упр 204.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Лингвистический диктант

1 вариант – фонетика, орфоэпия, восточнославянские языки, лексикология, фразеологизмы.

2 вариант – орфография, фразеологизмы, заимствованные языки, историзмы, архаизмы.

Отгадайте загадки

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …



Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .

Сравните: бить баклуши =бездельничать; кот наплакал = мало; за тридевять земель=далеко; ни свет ни заря = рано и т.п.

Дополни текст фразеологизмами

Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он

, если бы не мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты

Перестань

и

, а то на экзамене

Проверь себя

Петя часто пропускал занятия в
школе. Так и продолжал бы он
витать в облаках, если бы не
мама. Она ему сказала: «Скоро
экзамены, а ты палец о палец
не ударил. Перестань валять
дурака и возьмись за ум, а то на
экзамене сядешь в лужу»

Рефлексия. Оцените свою работу.

не понял

понял, но ?

понял

Спасибо за урок!!!



Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к середине урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы.
Молодцы!

Домашнее задание


§ 26, упр 205.

Посмотрите также