Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 56 Дата: 15.11.2016
Тема урока: Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные (с презентацией)
Цели для ученика:
разделять нейтральные и стилистически
1 употреблять фразеологизмы в речи;
2. уметь находить и
окрашенные фразеологизмы в тексте;
3. познакомится с понятием «нейтральные и стилистически
окрашенные фразеологизмы»
4. применять изученный материала в нестандартной ситуации;
5. развивать умение давать значение фразеологизма;
5. развивать культуру речи, мышление, творческие способности.
Тип урока: урок освоения новых знаний;
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
Образовательные:
- создать условия для формирования умения различать
стилистически нейтральные и стилистически окрашенные
фразеологизмы;
углубление знаний о фразеологизмах нейтральных и стилистически
окрашенных;
формировать умение определять принадлежность фразеологизмов к
стилистически нейтральным и окрашенным;
совершенствовать умение употреблять разные типы фразеологизмов
в зависимости от речевой ситуации;
уметь определять значение фразеологизмов с помощью
Фразеологического словаря и на уровне жизненных представлений.
Развивающие:
развитие устной и письменной связной речи;
развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и
исследовательские умения;
развивать внимательное отношение к тексту как необходимому
условию выявления значения слова.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать любовь к родному краю.
Форма урока: наглядный, частичнопоисковый, контроляОпорные понятия, термины: ситуация общения, нейтральные
(межстилевые), стилистически окрашенные фразеологизмы
Новые понятия: ситуация общения, нейтральные (межстилевые),
стилистически окрашенные фразеологизмы
Формы контроля:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
дополнительные: презентация, словарь фразеологизмов.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,
неверных представлений, их коррекция.Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Планируемый
результат
осуществлять
самоконтроль
уметь
Организационный
этап
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих.
Актуализация знаний Минутка орфографии
Словарный диктант
Растереть, пробираться,
выстелю, разжег, настилать,
подбирать, задирать,
замереть, замирать,
перестелю, уберу, опереться.
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои
предположения о
необходимости правильной
организации своего «рабочего
места»
Учащиеся показывают
орфографическую грамотность.
Ученики ловят мяч и объясняют
значение. Побеждает тот, кто ни
разу не ошибся.
Игра «Угадайка!»
Учитель бросает мяч ребёнку
и называет фразеологические
обороты.
Кожа да кости – худой;
дырявая память –
забывчивый; на всех парусах –
быстро. Перемывать косточки
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
уметь с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли ;
владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
Уметь применять
полученные
знания на
практике.
Уметь точно и
правильно
выражать свои
мысли, слушать и
понимать речь
других, владеть
диалогической
формой речи.– обсуждать; хоть кровь из
носу – обязательно; рукой
подать – близко; как рыба в
воде – уверенно.
Постановка учебной
задачи
1. Выполнение упр. 212
(устно)
Учащиеся читают задания и
отвечают на вопросы учителя.
Проанализировав
упражнение, скажите, что
вы можете сказать о
фразеологизмах?
О чем мы будем с вами
сегодня говорить?
Давайте определим цели
нашего урока.
Определяют цель урока.
(уметь находить и разделять
нейтральные и стилистически
окрашенные фразеологизмы в
тексте;
познакомится с понятием
«нейтральные и
стилистически окрашенные
фразеологизмы»
применять изученный
материала в нестандартной
ситуации;
развивать умение давать
значение фразеологизма;
развивать культуру речи,
мышление, творческие
способности.).
Уметь находить
жаргонизмы в
тексте, уметь
ориентировать в
системе знаний,
уметь точно и
правильно
выражать свои
мысли.
Предметные:
различать жаргонизмы
Метапредметные (УУД):
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний (определять
границы знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
точно и полно выражать свои
мысли
Личностные:
устанавливать связь между
целью учебной деятельности и
ее мотивом (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
определять и формулировать
цель деятельности на уроке;
под руководством учителя
планировать свою деятельность
на уроке;
определять
последовательность действий на
уроке.Решение
задачи
учебной
Первичное
закрепление
1. Работа с теоретическим
материалом:
стр. 108109
Беседа
Что называется
фразеологизмом?
Как создаются
фразеологизмы?
Чем можно заменить
фразеологизм?
Для чего нам нужны
фразеологизмы?
Назовите источники
фразеологизмов?
Что называется
стилистически
нейтральными
фразеологизмами?
Какие фразеологизмы
относится к стилистически
окрашенным?
Выполнение заданий
1.Выполнение упр. 213
(письменно, учащиеся
коллективно выполняют
задание совместно с
учителем)
Работа над упражнением:
внимательно прочитайте
задание к упражнению;
скажите, что нам
необходимо сделать?
(Проверка вслух)
2. Выполнение задания
Слайд 2 (письменно
Обучающиеся знакомятся с
теоретическим материалом и
отвечают на вопросы, опираясь
на прочитанный материал.
Предметные:
знать что такое слова
разговорной лексики;
владеть способами
определения правильности
выбора
уметь применять
самоинструкцию
знать значение новых слов и их
написание
Уметь дать
определение
понятию
«фразеологизм»;
Применять
полученные
знания.
Обучающиеся под руководством
учителя анализируют задания
для определения уровня
сложности.
Каждый ученик применяет
приобретенные им знаний на
уроке, и выполняет их.
Обучающиеся знакомятся с
заданием и выполняют его.
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
отличать верно выполненное
задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ учебного
материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять
анализ учебного
задания, верно
выражать свои
мысли,
формировать
четко и
правильно свой
ответ. умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
самостоятельно)
Определите, какую
эмоциональную нагрузку
несут данные фразеологизмы.
Пуганая ворона, рубаха
парень, семи пядей во лбу,
пальца в рот не клади,
маменькин сынок, ни рыба
ни мясо, кровь с молоком, и
шьёт и порет, филькина
грамота, пожинать лавры,
отойти в вечность, голь
перекатная, лебединая
песня, сыграть в ящик, еле
еле душа в теле, почить
вечным сном, почить на
лаврах, ходячий
университет.
Динамическая пауза
Слайд 3Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять
анализ учебного
задания, верно
выражать свои
мысли,
формировать
четко и
правильно свой
ответ.
Работа
пройденным
материалом.
над
Слайд 4 Работа в парах
(письменно):
Учащиеся выполняют задания
по вариантам в парах.
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Дайте толкование
фразеологизмам, приведите
примеры их использования.
I вариант: выносить сор из
избы, бить баклуши.
II вариант: знать назубок,
остаться с носом.
Упр.215 (устно)
Рефлексия. Оценка
Слайд 6 «Микрофон».
1.Я изучил (а) на уроке…
2.Мне понятен/не понятен
новый материал, так как…
3. Я не совсем разобрался
(лась) с …
4. У меня остались
вопросы …
5.Я оцениваю свою работу
…..
Домашнее задание
§ 27, упр. 214
Каждый ученик применяет
приобретенные им знаний на
уроке и отвечает на задания
упражнения.
Учащиеся по очереди
отвечают на любой вопрос,
дополняя его и аргументируя
свой ответ.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
отличать верно выполненное
задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ учебного
материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
умение с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли.
Личностные:
устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и
одноклассниками давать оценку
деятельности на уроке;
выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.