Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 130 Дата: 27.02.2017
Тема урока: Приемы сжатия текста (с презентацией)
Цели для ученика:
1. повторить приемы сжатия текста;
2. уметь анализировать текст с опорой на вопросы;
3. развивать творческое начало;
4. развивать речь, память внимание, орфографическую зоркость;
5. развивать внимательность, самостоятельность, умение высказывать
свою мысль.
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для учителя:
Образовательные:
повторить приемы сжатия текста;
научить анализировать текст с опорой на вопросы;
развивать творческое начало в речи шестиклассников;
развивать речь учащихся, память, внимание, орфографическую
зоркость, умение оценивать ответ товарища.
Развивающие:
развитие устной и письменной связной речи;
развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и
исследовательские умения;
развивать внимательное отношение к тексту.
Воспитательные:
формировать коммуникативные навыки у учся;
вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: развитие речи
Форма урока: фронтальная, в группах.
Опорные понятия, термины: текст, тема, идея.
Новые понятия: Формы контроля: фронтальная, в группах.
Ресурсы:
основные:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.
Нарушевич]. –3е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с.
дополнительные: презентация.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и
т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебнопознавательной
деятельности.
Формулирование проблемы, планирование
деятельности
Открытие нового знания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в
объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,
неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения
знаниями. Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои
предположения о необходимости
правильной организации своего
«рабочего места»
Выполняют дыхательные
упражнения
Метапредметные
(УУД):
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
регулятивные:
овладевать умением
прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли ;
владеть
диалогической формой
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка.
Организационный
этап
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих.
Речевая зарядка
У нас урок развития речи,
подготовим речевой аппарат к
работе…
Чтобы речь звучала легко,
свободно, необходимо снять
напряжение, выполним
упражнения на релаксацию…
Поработаем над правильным
речевым выдохом и подачей
голоса….
Упражнение № 1
• Стать прямо, держа руки по
сторонам тела.
• Сделать полный глубокий вдох
через нос.
• Медленно поднимать руки,
держа их напряженными до тех
пор, пока кисти рук не будут над
головой.
• Задержать дыхание на 23
Планируемый
результат
уметь осуществлять
самоконтроль
Уметь применять
полученные знания
на практике.
Уметь точно и
правильно выражать
свои мысли, слушать
и понимать речь
других, владеть
диалогической
формой речи. секунды, держа руки над головой.
• Медленно опустить руки к
сторонам тела, так же медленно
выдыхая воздух через рот.
Упражнение № 2
• Стать прямо, держа руки прямо
перед собой.
• Сделать глубокий вдох через
нос, задержать дыхание на 23
секунды.
• Быстро отвести руки как можно
дальше назад, держа кулаки на
уровне плеч, затем привести их
опять в прежнее положение и
повторить это движение еще раз,
все время удерживая дыхание.
• С силой выдохнуть воздух через
рот.
Вспомним правила речи…
Как вы должны говорить на
уроке…
Не забываем следить за речью, та
как …
Посоветуй другу, какие правила
речи необходимо соблюдать…
Эпиграфом к нашему уроку
станут слова французского
писателя В.Гюго:
Красивые выражения
Речевые
установки
Отвечают на вопросы
Предметные:
различать жаргонизмы
Метапредметные
(УУД):
познавательные:
ориентироваться в
своей системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое
предположение;
коммуникативные:
точно и полно
выражать свои мысли
Личностные:
находить
Уметь
в
жаргонизмы
уметь
тексте,
в
ориентировать
знаний,
системе
уметь точно и
правильно выражать
свои мысли. устанавливать связь
между целью учебной
деятельности и ее
мотивом (зачем?).
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
под руководством
учителя планировать
свою деятельность на
уроке;
определять
последовательность
действий на уроке.
украшают красивую мысль и
сохраняют ее.
В. Гюго
Как вы понимаете слова
писателя?
Давайте помнить об этом и
выражать мысли в устной и
письменной речи верно, красиво.
Ребята, на сегодняшнем уроке
развития речи, мы вновь будем
учиться красиво, верно и кратко
излагать свои мысли.
Как вы думаете, чем мы будем
сегодня заниматься?
Скажите, а какова цель нашего
урока?
Повторить приемы сжатия текста;
применять их на практике;
анализировать текст по вопросам;
развивать творческое начало;
развивать речь, память внимание,
орфографическую зоркость
Решение учебной
задачи
Сжать, изложить, наименьшая
единица, официальноделовой
стиль, публицистический,
художественный, рассуждение,
параллельная связь, цепная связь,
тематическая группа, синонимы,
анафора, эпифора.
Анализируют слова
Предметные:
знать что такое слова
разговорной лексики;
владеть способами
определения
правильности выбора
уметь применять
Применять
полученные знания. Что объединяет перечисленные
слова?
Отвечают на вопросы
Лексическая
работа
О чём мы будем сегодня
говорить?
Работа с учебником
«Советы помощника» стр. 64 65
упр. 437 (устно)
Устно разбирают советы
помощника, как нужно работать
над сжатием текста
Прочитать отрывок из рассказа,
определить основную мысль
текста;
Прочитать сжатый вариант текста,
и определить какие приемы
сжатия текста были использованы
Уметь применять
самоинструкцию,
осуществлять анализ
учебного задания,
верно выражать свои
мысли, формировать
четко и правильно
свой ответ.
самоинструкцию
знать значение новых
слов и их написание
Предметные:
уметь применять
самоинструкцию.
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
отличать верно
выполненное задание от
неверного;
осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ
учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Динамическая
пауза
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили. Устно повторяют приемы сжатия
текста
Предметные:
уметь применять
самоинструкции
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ учебного
материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
умение с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли.
Уметь
применять
самоинструк
цию,
осуществлят
ь анализ
учебного
задания,
верно
выражать
свои мысли,
формировать
четко и
правильно
свой ответ.
Работа над
пройденным
материалом.
Повторение
Приемы сжатия текста:
1. Исключение:
исключение повторов;
исключение одного или
нескольких из синонимов или
однородных членов;
исключение уточняющих и
поясняющих конструкций,
вводных слов;
исключение фрагмента одного
или нескольких предложений,
содержащий второстепенные
факты;
пропуск предложений с
описаниями и рассуждениями.
2. Обобщение:
замена однородных членов
обобщающим наименованием;
замена предложения или его
части определительным или
отрицательным местоимением с
обобщающим значением. 3. Упрощение:
слияние нескольких предложений
в одно;
замена предложения или его
части указательным
местоимением;
замена сложноподчинённого
предложения простым;
замена фрагмента предложения
синонимичным выражением;
перевод прямой речи и диалога в
косвенную речь.
Задание Слайд 2
Письменная работа.
1. Работа с текстом изложения.
Работаем над сжатием текста
изложения по плану
2.Составление плана текста и
запись ключевых слов.
СПАСИБО ИМ
Пришли ребята из леса и хвастают:
Выполняют упражнение
письменно, выполняя задание
Учащиеся составляют план текста,
записывают сжатый пересказ,
используя приемы сжатости текста
Отвечают по очереди видели мы в лесу дятлов, белок и
лягушек. И никого не тронули, не
обидели. Пусть они нам за это
спасибо скажут!
А я подумал о том, что дятел,
например, лес бережет от короедов
и древоточцев. Что лягушки
кусачих комаров, мух и слизней
уничтожают. И за это полезное
дело надо бы им спасибо сказать.
Да если и просто так посмотреть
на дятла и лягушонка – они же еще
и красивы! Смотреть на них одно
удовольствие, просто видеть их – и
то радость! И за это им спасибо!
(Н.Сладков)
План:
1.Кого видели дети в лесу?
2.За что их должны были
благодарить птицы и звери?
3.За что надо сказать спасибо
птицам? Рефлексия.
Оценка
«Микрофон»
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Что было для вас трудным?
Что получилось, а что нет?
Как вы оцениваете свою работу
Учащиеся по очереди отвечают на
любой вопрос дополняя его и
аргументируя свой ответ.
Личностные:
устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
совместно с учителем и
одноклассниками давать оценку
деятельности на уроке
Домашнее задание Упр. 438
Да, люди издавна очень часто в своей
речи употребляли имена
числительные. Доказательством
этому служат народные пословицы,
поговорки, загадки и сказки
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Конспекты по русскому языку 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.