АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА
Рим! всемогущее, таинственное
слово!
ново!
И вековечно ты, и завсегда ты
Уже во тьме времен, почивших
мертвым сном,
Звучало славой ты на языке
Народы от тебя, волнуясь,
Тобой исписаны всемирные
земном.
трепетали,
скрижали;
Конспекты. презентации по искусству
Искусство Древнего Рима, считают
завершением художественного
творчества античного общества.
Правомерно утверждать, что, хотя
продолжали традиции эллинских,
все же искусство древнего Рима -
древнеримские мастера
явление самостоятельное,
определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями
жизни, и своеобразием религиозных
воззрений, свойствами характера
римлян, и другими факторами.
Конспекты. презентации по искусству
Архитектура
играет ведущую роль в римской
культуре.
Римляне положили начало новой
котором основное место
эпохе мирового зодчества, в
принадлежало общественным
сооружениям, рассчитанным на
огромные количества людей:
базилики, термы (общественные
бани), театры, амфитеатры, цирки,
библиотеки, рынки. В перечень
строительных сооружений Рима
следует включить и культовые:
храмы, алтари, гробницы.
Конспекты. презентации по искусству
Римляне стремились подчеркнуть в
своих зданиях и архитектурных
сооружениях идею силы, мощи и
величия, которые подавляют
поражают воображение.
человека. Отсюда родилась любовь
монументальности и масштабности
их сооружений, которые до сих пор
римских архитекторов к
Конспекты. презентации по искусству
Архитектура Древнего
Рима
Влияние греческой
культуры сказалось и на
архитектуре Древнего
Рима.
Этрудия дала римлянам
арку, Древняя Греция –
ордер.
Римляне, соединив арку
и колонну ввели в
строительную практику
аркаду, которая стала
излюбленным элементом
для разного типа
Конспекты. презентации по искусству
В римской архитектуре,
поражающей обычно своими
ансамблевыми размахами,
предпочтение отдавалось
замкнутым формам. Зодчие
любили псевдоперипетры с
колоннадой, наполовину
утопленной в стену.
Конспекты. презентации по искусству
Архитектура Древнего Рима
Строительные
особенности
Горы Италии богаты
строительным лесом и
камнем. На основе
природных
цементирующих добавок
в вяжущие растворы -
вулканического пепла
(пуццоланы) - здесь
впервые стал
применяться в
Конспекты. презентации по искусству
Архитектура Древнего Рима
Римляне
научились
строить из
камня
простые
своды и
купола для
перекрытия
зданий
Конспекты. презентации по искусству
Архитектура Древнего Рима
Конспекты. презентации по искусству
«Фундамент»
современной Европы
До наших дней дошли немногие
архитектурные памятники.
Остальные нам знакомы лишь из
описаний их историками и
современниками. Памятники
Древнего Рима - это прежде
всего городские форумы, храмы,
дворцы, базилики,
триумфальные арки,
амфитеатры, акведуки,
крепостные стены - объекты,
оказавшие огромное влияние на
Конспекты. презентации по искусству
Памятники Древнего
Памятники Древнего Рима
Рима
можно условно
подразделить на три
территориальные группы. К
первой из них относится сам
город Рим - наиболее яркое
третьей - довольно
многочисленные
и полное средоточие
шедевров античной
архитектуры. Ко второй -
другие памятники
античности на территории
современной Италии. А к
Конспекты. презентации по искусству
Колизей
Форум
Базилика
Обелиски
Пантеон
Капитол
ий
Термы
Храм
Весты
Конспекты. презентации по искусству
Колизей
Из всех памятников Рима, встреча с
Колизеем наиболее волнительна. Именно
здесь, гладиаторы встречались в
смертном бою, а на осужденных
заключенных спускали голодных львов.
Конспекты. презентации по искусству
Архитектурные памятники
Древнего Рима. Колизей
Самый
большой
римский
цирк
Колизей
вмещал
48000
зрителей.
Это был
амфитеатр
- так и
теперь
строят
Конспекты. презентации по искусству
Вступительные
игры длились в
течение 100 дней и
ночей, в течение
которых были
вырезаны
примерно 5000
животных. С
падением Империи,
Колизей был
оставлен. В
Средневековье
Колизей стал
крепостью, занятой
воинами города.
Поврежденный
Конспекты. презентации по искусству
Пантеон
Пантеон Маркуса
Агриппы - это одно
из всемирных
достояний.
Построенный в 27
году до нашей эры
и восстановленный
в 120 году нашей
эры, Пантеон
Храм был разграблен и поврежден за
лучше всего
годы существования. В 17-ом столетии
сохраненных
является одним из
Римский папа позволил Бернини
древних памятников
расплавить бронзовый потолок портика
для украшения главного алтаря собора
Рима.
Конспекты. презентации по искусству
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете
архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его
двух тысяч человек.
в гармоничном сочетании четких объемов:
цилиндра ротонды, полусферы купола и
параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более
Конспекты. презентации по искусству
В основу художественного образа Пантеона
положен строгий расчет. Диаметр ротонды
равен общей высоте храма, так что, если в его
пространство вписать шар, половину его
образует купол. В совершенных гармонических
формах круга и шара зодчий воплощает идею
полного покоя, создает впечатление
особенного, возвышенного величия.
Конспекты. презентации по искусству
Римский форум
Римский Форум
(Форо Романо) был
коммерческим,
политическим и
религиозным
центром древнего
Рима с
Республиканской
эры до 4-ого
столетия нашей
эры. Его важность
уменьшалась
наряду с Римской
империей.
Конспекты. презентации по искусству
Форум Цезаря
Форум Цезаря являл
собой классический
пример монументальной
архитектуры периода
империи. Форум
украшала арочная
галерея с двойным
рядом колонн, ведущая
к храму Венеры, от
которой, как считалось,
происходил род
Цезарей.
Три полукруглых яруса
Траянских базаров
служили римлянам
центральным рынком,
Конспекты. презентации по искусству
Капитолий
Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: “Здесь будет город”.
“Город, как солнце”, — ответил Рем.
Капитолийский холм
– земное сердце
Древнего Рима.
Примыкая к
Римскому Форуму,
холм являлся
элементом этого
величественного
архитектурного
ансамбля древности.
На холме, выходя
фасадами на Форум,
возвышались храмы
Юпитера
Капитолийского и
Юноны Монеты, одни
Конспекты. презентации по искусству
Базилика
Константина
Базилика была
основана
императором
Над храмом
возвышалась
колоссальная статуя
Константина.
Константином в 4-ом
столетии и стала
первым христианским
храмом, построенным
в Риме. Базилика
Максенция и
Константина — самое
большое здание,
когда-либо
построенное на
Римском форуме.
древнеримским
Даже по
Конспекты. презентации по искусству
Храм Весты
римской богини домашнего очага —
Храм Весты (tempio di Vesta) —
располагается неподалёку от
храма Цезаря. Это круглый храм,
окружённый двадцатью коринфскими
колоннами. Здесь поддерживали
Конспекты. презентации по искусству
Термы (Римские
бани)
Римская баня - античная
баня в Древнем Риме,
возникшая по греческому
образцу и ставшая
центром общественной
жизни.
Императоры не только
стремились к
художественной отделке
своих терм, не только
облицовывали стены
мрамором, покрывали
мозаиками полы и ставили
великолепные колонны:
они систематически
Конспекты. презентации по искусству
Термы Каракаллы
Уже в V в. н.э. Термы
Каракаллы считались
одним из чудес Рима.
Они занимали площадь в
11 га. Главное здание,
"банный корпус", лежит в
парке, который окружен
сплошной линией разных
помещений. В бронзовые
переплеты огpoмных
полукруглых окон
главного зала вставлены
тонкие пластинки из
полупрозрачногo камня
цвета слоновой кости. Из-
за этогo зал освещен
ровным золотистым
Конспекты. презентации по искусству
Термы Каракаллы
Посетитель находил здесь и клуб, и
стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый
мог выбрать себе то, что было ему по вкусу:
одни, вымывшись, усаживались поболтать с
друзьями, шли поглядеть на борьбу и
гимнастические упражнения и самим заняться
ими; другие бродили по парку, любовались
статуями, засиживались в библиотеке. Люди
уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и
обновленные не только физически, но и
нравственно.
Конспекты. презентации по искусству
Обелиски Рима
Отдельное внимание стоит обратить
на проживающие в центре города
обелиски. Это стойкие свидетели
некоторые из них ровно впятеро
старше, чем сам «вечный город».
исторических метаморфоз, и
из Египта мраморные
возводили для зрелищ громадные
В те времена, когда Рим был
центром мира, а императоры
цирки, специально вывезенные
обелиски водружали посреди
арены - чтобы было вокруг чего
устраивать скачки на колесницах
Конспекты. презентации по искусству
Позднее их
переносили на
площади перед
храмами – во славу
римских завоеваний
или в честь
императоров.
надписи на
Иероглифические
каменных гранях
никто прочесть не
мог, но в
обелисков римляне
грандиозности
видели особую
значимость и
величие.
Конспекты. презентации по искусству
Много позднее, когда Рим вторично
сделался центром мира обелиски
вернулись в моду: их стали поднимать
на причудливых фигурных постаментах,
а также приспосабливать под солнечные
и заново расставлять по главным площадям
часы и фонтаны. И именно из
Рима обелиск перешел в архитектуру
Нового времени как форма триумфального
и мемориального памятника. В настоящее
время их в Риме тринадцать.
Конспекты. презентации по искусству
Самый древний и высокий (31 м)
гранитный обелиск - на площади Сан
Джованни ин Латерано
подобный ему, но чуть меньше (23,6 м) в центре
площади Св. Петра. (Этот обелиск из красного
гранита привезли в Рим еще при Калигуле).
Конспекты. презентации по искусству
Великое наследие
античности
Античность завещала
самосовершенствовании.
Прекрасные греческие статуи
стали эталоном красоты
человеческого тела, греческая
последующим эпохам максиму
“человек — мера всех вещей” и
показала, каких вершин может
достичь свободный человек в
искусстве, знании, политике,
государственном строительстве,
наконец, в самом главном —
самопознании и
Конспекты. презентации по искусству
Античное наследие
В античном мире была
предпринята грандиозная
попытка соединения Запада и
Востока в единой цивилизации,
преодоления разъединения
народов и традиций в великом
культурном синтезе,
обнаружившем, насколько
плодотворно взаимодействие и
взаимопроникновение культур.
Одним из результатов такого
синтеза было возникновение
христианства, родившегося как
Конспекты. презентации по искусству
Античное наследие
Античное наследие на
протяжении веков питало и
продолжает питать мировую
культуру и науку. Из
античности человек вынес
мысль о космическом
происхождении и судьбе
Земли и рода человеческого,
о единстве природы и
человека, всех обитавших и
обитающих на нашей планете
существ. Разум человеческий
уже тогда достиг звезд.
Конспекты. презентации по искусству
Античное наследие
Античность стала
кормилицей литературы и
искусства последующих
эпох. Любой подъем в
культурной жизни
Средневековья или Нового
времени был сопряжен с
обращением к античному
наследию. С наибольшей
полнотой и мощью это
выразилось в эпохе
Возрождения, давшей
величайших гениев и
Конспекты. презентации по искусству
Античное наследие
Античные художественные
формы, культурные традиции
отличаются тем, что
усваиваясь другой культурой,
они органично входят в ее
плоть и кровь, становятся
“своими”. Нас, например, не
удивляют подражающие
античным образцам
дворянские особняки в
российской глубинке. С XVIII
в. дома с классическими
колоннами стали
Конспекты. презентации по искусству
Античное наследие
Поистине, древние воздвигли себе
“нерукотворный памятник” в самом
нетленном и прекрасном материале — душах
людей с вечно живущей в них жаждой
прекрасного и высокого.
Античность продолжает жить в нас, питая
современную науку и культуру, проникнув в
ментальность современного человека, даже
если он не вполне отдает себе в этом отчет.
Античность — основание того мира, в
котором мы живем сегодня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.