АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА
Рим! всемогущее, таинственное
слово!
ново!
И вековечно ты, и завсегда ты
Уже во тьме времен, почивших
мертвым сном,
Звучало славой ты на языке
Народы от тебя, волнуясь,
Тобой исписаны всемирные
земном.
трепетали,
скрижали;
Искусство Древнего Рима, считают
завершением художественного
творчества античного общества.
Правомерно утверждать, что, хотя
продолжали традиции эллинских,
все же искусство древнего Рима -
древнеримские мастера
явление самостоятельное,
определявшееся и ходом
исторических событий, и условиями
жизни, и своеобразием религиозных
воззрений, свойствами характера
римлян, и другими факторами.
Архитектура
играет ведущую роль в римской
культуре.
Римляне положили начало новой
котором основное место
эпохе мирового зодчества, в
принадлежало общественным
сооружениям, рассчитанным на
огромные количества людей:
базилики, термы (общественные
бани), театры, амфитеатры, цирки,
библиотеки, рынки. В перечень
строительных сооружений Рима
следует включить и культовые:
храмы, алтари, гробницы.
Римляне стремились подчеркнуть в
своих зданиях и архитектурных
сооружениях идею силы, мощи и
величия, которые подавляют
поражают воображение.
человека. Отсюда родилась любовь
монументальности и масштабности
их сооружений, которые до сих пор
римских архитекторов к
Архитектура Древнего
Рима
Влияние греческой
культуры сказалось и на
архитектуре Древнего
Рима.
Этрудия дала римлянам
арку, Древняя Греция –
ордер.
Римляне, соединив арку
и колонну ввели в
строительную практику
аркаду, которая стала
излюбленным элементом
для разного типа
В римской архитектуре,
поражающей обычно своими
ансамблевыми размахами,
предпочтение отдавалось
замкнутым формам. Зодчие
любили псевдоперипетры с
колоннадой, наполовину
утопленной в стену.
Архитектура Древнего Рима
Строительные
особенности
Горы Италии богаты
строительным лесом и
камнем. На основе
природных
цементирующих добавок
в вяжущие растворы -
вулканического пепла
(пуццоланы) - здесь
впервые стал
применяться в
Архитектура Древнего Рима
Римляне
научились
строить из
камня
простые
своды и
купола для
перекрытия
зданий
Архитектура Древнего Рима
«Фундамент»
современной Европы
До наших дней дошли немногие
архитектурные памятники.
Остальные нам знакомы лишь из
описаний их историками и
современниками. Памятники
Древнего Рима - это прежде
всего городские форумы, храмы,
дворцы, базилики,
триумфальные арки,
амфитеатры, акведуки,
крепостные стены - объекты,
оказавшие огромное влияние на
Памятники Древнего
Памятники Древнего Рима
Рима
можно условно
подразделить на три
территориальные группы. К
первой из них относится сам
город Рим - наиболее яркое
третьей - довольно
многочисленные
и полное средоточие
шедевров античной
архитектуры. Ко второй -
другие памятники
античности на территории
современной Италии. А к
Колизей
Форум
Базилика
Обелиски
Пантеон
Капитол
ий
Термы
Храм
Весты
Колизей
Из всех памятников Рима, встреча с
Колизеем наиболее волнительна. Именно
здесь, гладиаторы встречались в
смертном бою, а на осужденных
заключенных спускали голодных львов.
Архитектурные памятники
Древнего Рима. Колизей
Самый
большой
римский
цирк
Колизей
вмещал
48000
зрителей.
Это был
амфитеатр
- так и
теперь
строят
Вступительные
игры длились в
течение 100 дней и
ночей, в течение
которых были
вырезаны
примерно 5000
животных. С
падением Империи,
Колизей был
оставлен. В
Средневековье
Колизей стал
крепостью, занятой
воинами города.
Поврежденный
Пантеон
Пантеон Маркуса
Агриппы - это одно
из всемирных
достояний.
Построенный в 27
году до нашей эры
и восстановленный
в 120 году нашей
эры, Пантеон
Храм был разграблен и поврежден за
лучше всего
годы существования. В 17-ом столетии
сохраненных
является одним из
Римский папа позволил Бернини
древних памятников
расплавить бронзовый потолок портика
для украшения главного алтаря собора
Рима.
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете
архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его
двух тысяч человек.
в гармоничном сочетании четких объемов:
цилиндра ротонды, полусферы купола и
параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более
В основу художественного образа Пантеона
положен строгий расчет. Диаметр ротонды
равен общей высоте храма, так что, если в его
пространство вписать шар, половину его
образует купол. В совершенных гармонических
формах круга и шара зодчий воплощает идею
полного покоя, создает впечатление
особенного, возвышенного величия.
Римский форум
Римский Форум
(Форо Романо) был
коммерческим,
политическим и
религиозным
центром древнего
Рима с
Республиканской
эры до 4-ого
столетия нашей
эры. Его важность
уменьшалась
наряду с Римской
империей.
Форум Цезаря
Форум Цезаря являл
собой классический
пример монументальной
архитектуры периода
империи. Форум
украшала арочная
галерея с двойным
рядом колонн, ведущая
к храму Венеры, от
которой, как считалось,
происходил род
Цезарей.
Три полукруглых яруса
Траянских базаров
служили римлянам
центральным рынком,
Капитолий
Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: “Здесь будет город”.
“Город, как солнце”, — ответил Рем.
Капитолийский холм
– земное сердце
Древнего Рима.
Примыкая к
Римскому Форуму,
холм являлся
элементом этого
величественного
архитектурного
ансамбля древности.
На холме, выходя
фасадами на Форум,
возвышались храмы
Юпитера
Капитолийского и
Юноны Монеты, одни
Базилика
Константина
Базилика была
основана
императором
Над храмом
возвышалась
колоссальная статуя
Константина.
Константином в 4-ом
столетии и стала
первым христианским
храмом, построенным
в Риме. Базилика
Максенция и
Константина — самое
большое здание,
когда-либо
построенное на
Римском форуме.
древнеримским
Даже по
Храм Весты
римской богини домашнего очага —
Храм Весты (tempio di Vesta) —
располагается неподалёку от
храма Цезаря. Это круглый храм,
окружённый двадцатью коринфскими
колоннами. Здесь поддерживали
Термы (Римские
бани)
Римская баня - античная
баня в Древнем Риме,
возникшая по греческому
образцу и ставшая
центром общественной
жизни.
Императоры не только
стремились к
художественной отделке
своих терм, не только
облицовывали стены
мрамором, покрывали
мозаиками полы и ставили
великолепные колонны:
они систематически
Термы Каракаллы
Уже в V в. н.э. Термы
Каракаллы считались
одним из чудес Рима.
Они занимали площадь в
11 га. Главное здание,
"банный корпус", лежит в
парке, который окружен
сплошной линией разных
помещений. В бронзовые
переплеты огpoмных
полукруглых окон
главного зала вставлены
тонкие пластинки из
полупрозрачногo камня
цвета слоновой кости. Из-
за этогo зал освещен
ровным золотистым
Термы Каракаллы
Посетитель находил здесь и клуб, и
стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый
мог выбрать себе то, что было ему по вкусу:
одни, вымывшись, усаживались поболтать с
друзьями, шли поглядеть на борьбу и
гимнастические упражнения и самим заняться
ими; другие бродили по парку, любовались
статуями, засиживались в библиотеке. Люди
уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и
обновленные не только физически, но и
нравственно.
Обелиски Рима
Отдельное внимание стоит обратить
на проживающие в центре города
обелиски. Это стойкие свидетели
некоторые из них ровно впятеро
старше, чем сам «вечный город».
исторических метаморфоз, и
из Египта мраморные
возводили для зрелищ громадные
В те времена, когда Рим был
центром мира, а императоры
цирки, специально вывезенные
обелиски водружали посреди
арены - чтобы было вокруг чего
устраивать скачки на колесницах
Позднее их
переносили на
площади перед
храмами – во славу
римских завоеваний
или в честь
императоров.
надписи на
Иероглифические
каменных гранях
никто прочесть не
мог, но в
обелисков римляне
грандиозности
видели особую
значимость и
величие.
Много позднее, когда Рим вторично
сделался центром мира обелиски
вернулись в моду: их стали поднимать
на причудливых фигурных постаментах,
а также приспосабливать под солнечные
и заново расставлять по главным площадям
часы и фонтаны. И именно из
Рима обелиск перешел в архитектуру
Нового времени как форма триумфального
и мемориального памятника. В настоящее
время их в Риме тринадцать.
Самый древний и высокий (31 м)
гранитный обелиск - на площади Сан
Джованни ин Латерано
подобный ему, но чуть меньше (23,6 м) в центре
площади Св. Петра. (Этот обелиск из красного
гранита привезли в Рим еще при Калигуле).
Великое наследие
античности
Античность завещала
самосовершенствовании.
Прекрасные греческие статуи
стали эталоном красоты
человеческого тела, греческая
последующим эпохам максиму
“человек — мера всех вещей” и
показала, каких вершин может
достичь свободный человек в
искусстве, знании, политике,
государственном строительстве,
наконец, в самом главном —
самопознании и
Античное наследие
В античном мире была
предпринята грандиозная
попытка соединения Запада и
Востока в единой цивилизации,
преодоления разъединения
народов и традиций в великом
культурном синтезе,
обнаружившем, насколько
плодотворно взаимодействие и
взаимопроникновение культур.
Одним из результатов такого
синтеза было возникновение
христианства, родившегося как
Античное наследие
Античное наследие на
протяжении веков питало и
продолжает питать мировую
культуру и науку. Из
античности человек вынес
мысль о космическом
происхождении и судьбе
Земли и рода человеческого,
о единстве природы и
человека, всех обитавших и
обитающих на нашей планете
существ. Разум человеческий
уже тогда достиг звезд.
Античное наследие
Античность стала
кормилицей литературы и
искусства последующих
эпох. Любой подъем в
культурной жизни
Средневековья или Нового
времени был сопряжен с
обращением к античному
наследию. С наибольшей
полнотой и мощью это
выразилось в эпохе
Возрождения, давшей
величайших гениев и
Античное наследие
Античные художественные
формы, культурные традиции
отличаются тем, что
усваиваясь другой культурой,
они органично входят в ее
плоть и кровь, становятся
“своими”. Нас, например, не
удивляют подражающие
античным образцам
дворянские особняки в
российской глубинке. С XVIII
в. дома с классическими
колоннами стали
Античное наследие
Поистине, древние воздвигли себе
“нерукотворный памятник” в самом
нетленном и прекрасном материале — душах
людей с вечно живущей в них жаждой
прекрасного и высокого.
Античность продолжает жить в нас, питая
современную науку и культуру, проникнув в
ментальность современного человека, даже
если он не вполне отдает себе в этом отчет.
Античность — основание того мира, в
котором мы живем сегодня