Конспекты уроков

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к открытому мероприятию

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Сценарий мероприятия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Магистральнинская СОШ № 22»                                                                                                       Подготовила и провела:                                                                                                 Руководитель ДО  «Узелок за узелком»  Гарная Н.М.                                                               2017 годЦель: познакомить учащихся с одним из видов декоративно­прикладного искусства              – макраме: историей его развития, основными узлами, показать, где             применяется.  Оборудование: мультимедийный проектор, нити для плетения, изделия из макраме,                               подушечки, булавки. План   мероприятия 1. Организационный момент. 2. Макраме – один из видов декоративно ­ прикладного искусства.  История развития макраме.   Презентация (где применяются изделия из макраме)  Основные узлы,  применяемые в макраме.  Практическая часть. 3. Подведение итогов. Учитель.: Здравствуйте ,ребята, уважаемые гости. Незадолго до классного часа  группа ребят провела опрос. Его результаты мы сейчас узнаем. Ученик:  Учащимся нашей школы было предложено 2 вопроса: 1. Знаете ли вы, что такое макраме? Ответы распределились так:                                    (презентация)   ( слайд) 2. Хотели бы вы научиться искусству макраме? ( слайд). Учит:  Наш класс тоже участвовал в опросе, поэтому  сегодня мы с вами  познакомимся  с одним из видов декоративно ­ прикладного искусства – макраме:  историей его  развития, увидим, где его можно применять. Лисин Василий  Никитович, дедушка Павленко Надежды,  покажет нам основные узлы, и  мы  вместе  с гостями попробуем их выполнить.       В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Одним из них является  макраме ­ узелковое плетение. Его популярности и широкому распространению,  особенно в последнее время, в немалой мере способствует то, что этот вид народного творчества не требует какого­либо специального приспособления, инструментов.       Ведь основным “орудием производства” являются умелые руки ­ плетение  осуществляется просто на пальцах, из­под которых выходят изумительные изделия.  Не зря в старину говорили: “Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что  добрым мастером сработано”.      Техника узелкового плетения макраме начинает свою историю с глубокой  древности, её  знали в Древней Греции, Древнем Египте, Ираке, Ассирии, Китае,  Перу. Макраме периодически забывалось, а затем снова возрождалось.К сегодняшнему занятию я просила другую группу ребят  подготовить экскурс в  историю. Им я предоставляю слово. Ученик 1: История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити ,и он завязал  первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав  плели сети. Ученик 2: На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к  узлам по­разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу,  соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на  одежде хотя бы один узел. На Руси вязать узлы ­"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"­ так  пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов­ амулетов. Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы,  наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу,­ об этом писал римский  историк Плиний Старший (1 век). Люди того времени, например, верили, что при  помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и  для лечения переломов. Ученик 3: Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение  служило самым различным целям, причем во многих древних цивилизациях.      Так, на Востоке существовала узелковая грамота ­  кипа, где каждый узелок имел свое символическое и цифровое значение. Из них плели пояса и отправляли с ними  гонцов;  китайцы пользовались узлами как памяткой; узлы применялись для счета, с  их помощью накапливалась и передавалась информация.      Ученик 1:  На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса,  облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который  люди так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах  персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях  фараонов. Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его  помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на  вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед. Ученик 2: В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и  завязать такой сложный узел, как "турецкий". Это служило своеобразным  соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем легендарным  гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над  Азией. А легенда такова. Ученик 3: Сын фригийского бедняка Гордия Мидас, когда в стране начались смуты,  на повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашен царем. Этупростую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле, Мидас  преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце. Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень  хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный узел, распутывание  которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть над Азией. По одним  источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел и, выхватив  меч, разрубил его; по другим ­ царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо,  чем и подтвердил свое право быть властелином Азии. Ученик 4: Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени  просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.  Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки,  кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В 14 в. моряки  ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же  макраме стало известно и популярно в Италии.  Ученик 1: Особый интерес представляют амулеты, входящие в состав женских  украшений. При раскопках в Новгороде найдены остатки плетеных сапожек,  плетеной гривны из нитей свинцово­оловянного сплава. Плетение на Руси считалось  особым искусством. Расцвета узелковое плетение достигает во время формирования  Киевской Руси.  Ученик 2: Узел воспринимался не просто как сплетение нитей, а выступал символом таких понятий, как жизнь, счастье, хлеб, солнце, любовь. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть “макраме”.   Ученик 3: Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево,  а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. И в том, и в другом случае ­ это  изделия из узелков.        (презентация) Учит:   Еще одна группа ребят подготовила презентацию о применении изделий  макраме в нашей жизни. Давайте все вместе посмотрим её. Ученик: С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в  моду. Плетеными изделиями ­ коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и  шторами, кашпо ­ стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с  ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов,  как качалка, гамак, беседка.Сегодня техника узелкового плетения заняла прочное место среди других видов  рукоделия. Аксессуары, выполненные узелковым плетением, элегантны, красивы.  Они способны дополнить, разнообразить и украсить костюм. Фрагменты узелкового  плетения применяли в своих изделиях ювелиры.  Учитель: Ребята,  обратите внимание, как прекрасны вещи, выполненные в технике  макраме.  Это искусство позволяет высказываться разнообразно и нестандартно,  никого и ничего не копируя. Вы обратили внимание, что изделия макраме прекрасно  сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Они красивы и изящны. С этого занятия  мы  далее начнем с вами из обычной в  руках веревки, завязывая узелки,  творить  чудо. Далее провожу экскурсию по выставке посвященной макраме. Практическая часть.    Подведение итогов.

Посмотрите также