Допускаю________________
Разрешаю________________
Оценка за урок: _____________
Планконспект
урока русского языка
классе
в _1 «Б»
13.04.2017г.
дата
Консультация учителя_______________Консультация методиста_____________
Русский язык. 1 класс. УМК « Перспективная Начальная Школа».
(Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, стр.2931)
Тема урока: «Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки»
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления
блока учебной информации о звуковом столбике, гласных и согласных
звуках, для формирования фонетических и графических умений и понятий,
орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению
познавательной деятельности по различению гласных и согласных звуков,
различению согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости,
обозначению согласных и гласных звуков буквами, по формированию
фонематических и графических умений и понятий.
Развивающие: способствовать закреплению и актуализации ранее
изученного материала, развитию фонематического слуха, развитию речи,
мышления, памяти, воображения, любознательности, расширению кругозора;
орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков
письма обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное
отношение к предмету, положительную мотивацию к учебной деятельности;
интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному
языку, слову; формировать культуру межличностного общения через
организацию парной и фронтальной работы, формировать жизненно
необходимые качества: усидчивость,
самостоятельность,
работоспособность, внимательность, честность, силу воли, уважение к другим,
способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной
деятельности.
аккуратность,
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете,
чередование видов деятельности, применение методов, способствующих
активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного
эмоционального микроклимата, проведение физминуток.Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать
правила коммуникации; осознавать значимость личностных качеств для
терпение,
успешности обучения:
сила воли,
ответственность,
уважение к мнению
одноклассников; осознавать ценность совместной работы, богатство русского
языка, его величие и многогранность.
совместный труд,
аккуратность,
усидчивость,
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые
будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать
информацию, представленную в разных формах, находить закономерности,
используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку
рассуждений, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать
причинно следственные связи, владеть общим приемом решения
орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение
выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими
обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку
результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои
действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ,
самоконтроль,
взаимооценку учебной
деятельности.
взаимоконтроль,
самооценку,
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать
инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на
замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого
материала, высказывать свою точку зрения, выказывать свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки,
согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные и обозначать их
буквами; умение проверять слова с безударными гласными, обобщать,
сравнивать, классифицировать, правильно располагать слова в предложении с
опорой на предшествующее предложение, объединять несколько предложений
в логической последовательности, применять правила правописания,
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевоевысказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила
устного общения.
Основные понятия: буква, звук, гласные звуки, согласные звуки, звонкие
согласные, глухие согласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, парные
согласные, непарные согласные.
Тип урока: комбинированный урок
Межпредметные связи: обучение грамоте, письмо.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» , карточки
для индивидуальной работы, презентация.Организация начала урока.
I.
1. Приветствие.
Ход урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут
меня Елизавета Игоревна.
2.Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и
простой карандаш.
3.Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ребята, посмотрите на доску , что вы видите на доске?
О.: Квадраты.
У.: Чем они отличаются?
О.: Цветами: белый, черный и жёлтый.
У.: Правильно.
У.: Какое настроение у вас вызывает белый квадрат?
О.: теплые, светлые.
У.: Какое настроение черный квадрат?
О.: грустное, плохое.
У.: Жёлтый квадрат?
О.: радостное, теплое.
У.: Ребята какой квадрат нужно убрать , что бы на протяжении урока ,
настроение оставалось теплым , радостным , весёлым, хорошим.
О.: черный.
У.: Правильно, черный.
У.: С белым и желтым квадратом, наш урок пройдет , радостно, спокойно.
II. Актуализация умений и знаний.1. Каллиграфическая минутка
а) У: Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая наклон,
высоту, одинаковые расстояния между буквами.
б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.
У: Ребята, отгадайте загадку:
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву...
О: И.
У: Верно, ребята. Как Вы думаете, какую букву мы будем сегодня
прописывать в тетради?
О: Букву И.
У: Сегодня мы пропишем в тетради строчную букву «и» и соединения с этой
буквой «ин», «им», «ит».
в) Прописываем букву «и» и соединения с ней.
У: Итак, приготовились к написанию: выпрямили спины, сели ровно,
положили тетрадь с наклоном, приступили к написанию (объяснение
написания букв учителем)
Начинаю писать букву «и» от верхней линии рабочей строки, пишу
короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо касаясь нижней
линии рабочей строки веду до верхней линии рабочей строки, не отрывая
руки пишу вторую удлиненную наклонную линию с закруглением внизу
вправо, касаясь нижней линии рабочей строки.
Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «и».
У: Хорошо, теперь прописываем соединения букв «им», «ин», «ит».
Прописываем букву «и» с нижним соединением к букве «м», с верхним
соединением к букве «н», с верхним соединением к букве «т».
2. Повторение изученного
У: Какая бывает речь?О: Устная и письменная.
У: Как вы отличаете устную речь от письменной?
О: Устную речь – говорим, слышим; письменную речь – видим, пишем.
У:Молодцы! Теперь вы легко сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповне
«К какой речи относятся буквы, а к какой звуки?»
У: Вспомните, а какая речь является главной?
О: Они обе важны. В устной речи есть ударение, а в письменной есть особые
правила.
У: Какие?
О: Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая
буква в именах собственных.
У: Попробуйте составить устно предложения со словами [p][P]оза, [ш]
[Ш]арик.
3.Индивидуальный опрос (работа по индивидуальным карточкам)
У: У вас на партах лежат карточки с заданиями, которые вы выполните
самостоятельно. На выполнение задания вам 5 7 минут. Обязательно
напишите свою фамилию на карточке.
У:1 вариант выполняет под цифрой 1, а 2 вариант под цифрой 2.
1.Сравни написание слов мишкаМишка. Придумай и запиши по одному
предложению с каждым из этих слов.
1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
2._________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
2. Сравни написание слов шарикШарик. Придумай и запиши по одному
предложению с каждым из этих слов.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
IV. У: Волшебница очень довольна вашими ответами и предлагает вам вместе с
Машей и Мишей отправится в Волшебный лес ,а поможет нам главная книга
учебник. Работаем по содержанию. Какой условный знак поможет нам?У: Откройте учебник на странице 29. Обратите внимание на закладку. Что
там изображено? Сколько листьев?
О: Один.
У: Что он означает?
О: Что сегодня мы будем изучать новую тему.
У: Прочитайте тему урока сначала про себя, а теперь Маша прочитает громко
и четко для всех. О чем мы сегодня будем говорить?
О: О звуковом столбике.
У: Какую себе цель вы поставите, зная тему урока?
О: Познакомиться со звуковым столбиком. Узнать, что это такое!
У: Может быть, вы сами попробуете разобраться в теме урока и в рисунках
на странице 29. Если вы самые внимательные и наблюдательные! Что же там
нового вы видите?
О: справа на странице столбик из букв разноцветных, но не знаю, почему он
звуковой?
У: Правильно. Вы знаете, что с помощью букв обозначаются звуки? Маша и
Миша это знали. А вы это знаете?
О: Да, мы это знаем.
У: Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены
звуки. Почему для обозначения звуков выбрали разные цвета?
О: Что бы их различать.
У: Какие звуки обозначены красным цветом? Произнеси их Петя!
О: [a], [э] [й’э], [o] [й’о], [и], [o], [y], [ы] , [э], [у] [й’у], [а] [й’а]
У: Почему для обозначения согласных звуков используют два цвета: зелёный и
синий?
О: Потому что есть звонкие и глухие согласные.
У: Произнеси Петя несколько согласных звуков , обозначенных зелёным, и
прислушайся к себе. Ты использовал голос?
О: Да.У: А теперь произнеси несколько согласных звуков, обозначенных голубым.
Слышишь разницу?
О: Да.
У: Оля, произнеси все звонкие согласные.
О: [б],[в],[г],[й],[ж],[з],[й],[л],[м],[н],[р].
У: Ира, а ты произнеси все глухие согласные.
О: [к],[п],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ч],[ш],[щ].
У: Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука? Какую пару
они составляют?
О: Пара по твёрдости и мягкости.
У: Паша, произнеси все твердые согласные звуки.
О: [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[к],[л],[м],[н],[п],[р],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ш].
У: Марина, а ты произнеси все мягкие согласные.
О:[б’],[в’],[г’],[д’],[з’],[й’],[к’],[л’],[м’],[н’],[п’],[р’],[с’],[т’],[ф’],[х’],[ч’],[щ’].
У: У каких твердых согласных мы не обнаружили парного мягкого?
О: [ж],[ц],[ш].
У: У каких мягких согласных нет парного твёрдого?
О: [й’],[ч’],[щ’].
У: Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными
по твёрдостимягкости.(читаем правило)
V. Физкультминутка.
Мальчик –пальчик, где ты был? сгибаниеразгибание большого пальца
Я на речке братьев мыл. «моем ручки»
С этим братцем в лес ходил сгибаниеразгибание указательного пальца
С этим братцем щи варил сгибаниеразгибание среднего пальца
С этим братцем кашу ел сгибаниеразгибание безымянного пальца
С этим братцем песни пел сгибаниеразгибание мизинчика
У: Молодцы. А сейчас продолжаем нашу работу.
У: Согласные звуки могут быть парными и по звонкостиглухости!объявила
Волшебница. Маша и Миша удивлённо переглянулись.У: Юля, произнеси сначала все парные по звонкостиглухости согласные,
которые являются твёрдыми.
У: Аня, произнеси все парные по звонкостиглухости согласные, которые
являются мягкими.
У: Сколько пар звонкихглухих согласных вы насчитали? Маша утверждает,
что таких пар 6, а Миша говорит, что их 11. Кто прав? Почему ошибся
другой?
О: Маша права, а Миша просто перечислил всё.
У: Звонкие и глухие могут быть непарными. Посмотрите на стр.31 схему.
У: Чем интересны звуки в верхней части плаката? Каким словом их можно
объединить? Есть ли у каждого из них парный глухой?
О: Верхние согласные всегда звонкие и у них нет пары по глухости.
У: Чем примечательны согласные звуки в нижней части плаката? Есть ли у
них парный звонкий?
О: Нижние согласные всегда глухие и у них нет парного звонкого.
У: Вернитесь еще раз к парным по звонкости глухости согласным звукам.
Произнесите их ещё раз по парам.
2.Индивидуальный опрос (работа по индивидуальным карточкам)
У: У вас на партах лежат карточки с заданиями, которые вы выполните
самостоятельно. Обязательно напишите свою фамилию на карточке.
выполнение задания вам 5 7 минут.
1.Определи звуки, которыми отличаются слова.
ЧАШКА ЧАШКИ
БАНТ БИНТ
МЫШКА МИШКА
БЕЛКА БУЛКА
2.Найди, и подчеркни слово, в котором 6 звуков, 7 букв, 2 слога, второй
ударный, все согласные звуки звонкие.
Февраль, тетрадь, глазурь, кольцо, деревья.
V.Итог урока.У:Анишит Йокоповна с большим удовольствием наблюдала за нашей работой
и ей захотелось вас спросить: «Нужно ли вам ещё изучать звуковой столбик?»
О:Мы будем ещё изучать, чтобы лучше запомнить все звуки!
У: Научимся рассказывать о каждом звуке, т.е. характеризовать каждый звук!
У:Мне жаль что урок, заканчивается, нам много ещё предстоит узнать.А какие
открытия вы сегодня сделали для себя!?
У:Вы ставили себе цель: узнать, что такое звуковой столбик, научиться с ним
работать! Кому это сегодня удалось?
VI.
Рефлексия.
Лесенка успеха.
VII. Домашнее задание.
У.: Откройте дневники и запишите домашнее задание, оно будет на карточках
те кто делал под номером 1, делают 2, а те кто делал 2,делают 1.
У.: Всем спасибо за урок! До свидания!
Дополнительный материал: Игра «Звонкийглухой».
У:Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается
на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на
глухой согласный – ударите ладошками по коленям.
Дом, кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза,
фазан, булка