Разрешаю:_______________
Допускаю:_______________
Оценка за урок:___________
Планконспект
урока русского языка
в 2 «Б» классе
07.04.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________Русский язык 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник «Русский язык» Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., ч. 3, стр. 9598)
Тема урока: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой
соединительного гласного».
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления
блока новой учебной информации о словообразовании сложных слов с
соединительными гласными о, е; для формирования морфемных
и
словообразовательных умений и понятий, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задачи:
Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению
познавательной деятельности по формированию словообразования сложных
слов с соединительными гласными о, е;
правильного правописания
соединительных гласных “о”, “е” в сложных словах; умению работать с
обратным словарем; совершенствованию навыка грамотного и осознанного
правописания слов.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения правильного
написания соединительных гласных “о”, “е” в сложных словах; связной речи,
оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления,
воображения.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для
формирования культуры межличностного общения через организацию
групповой и фронтальной работы; для воспитания усидчивости, аккуратности,
самостоятельности, настойчивости, бережного отношения к русскому
ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие:
чередование видов деятельности, создание
положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в
соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток,
соблюдение СанПиН.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:
«труд и творчество», «литература и искусство», проявлять интерес к изучению
русского языка, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению
темы, осознавать ценность совместной работы; понимания того, что правильнаяустная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры
человека; овладения словами речевого этикета.
Метапредметные УУД:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже
известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, умение решать
орфографические задачи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать
правильность выполнения действия на уровне; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его
завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в
диалоге; задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и
письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила
работы в паре, группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения на
события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи); адекватно реагировать на замечания
учителя, одноклассников.
Предметные: формирование умения в словообразовании сложных слов с
соединительными гласными о, е; правильного правописания соединительных
гласных “о”, “е” в сложных словах; работать с обратным словарём; навыка
грамотного и осознанного правописания слов.
Основные понятия: сложные слова, соединительная гласная, корень.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Тип урока:урок систематизации знаний.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа,
фронтальная работа.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,
учебник «Русский язык».Ход урока
I.
Организация начала урока.
1. Приветствие.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я,
зовут меня Елизавета Игоревна.
2. Проверка готовности к уроку.
У.:Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и
простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
У.:Как вы думаете, какое слово в этом девизе главное?
О.: Сам.
У: Можно ли когото заставить учиться?
О.: Нет, каждый должен сам этого захотеть.
У.: Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке успешно
выполнить его учебные задачи.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
а) У.: Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая
наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами.
б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.
У.: Ребята, отгадайте загадку.
Мех красивый – зверь пушной,
В чаще я живу лесной.Домом для меня дупло,
И уютно, и тепло.
Хвост пушистый, полосатый,
Молод я, хоть и усатый.
Ну, узнал меня хоть ктото?
Ведь зовут меня –.
О.: Это Енот.
У.: Правильно. Ребята, какая буква стоит в начале слова?
О.: Это буква «е».
У.: Правильно. Ребята, кто догадался, какую букву мы будем прописывать
на каллиграфической минутке?
О.: Букву «Е».
У.: Правильно, на каллиграфической минутке прописываем строчную букву
«е».
в) Прописываем букву «е» и соединения с ней.
У.: Ребята, из каких элементов состоит строчная буква «е»?
О.: Петля, малый левый полуовал.
У.: Итак, приготовились к написанию буквы: выпрямили спины, сели
ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию.
Начинаем писать петлю с середины рабочей строки, ведем вверх, касаясь
верхней линии рабочей строки, пишем левый малый полуовал касаясь нижней
линии рабочей строки до её середины.
У.: Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «е».
У.: Хорошо. Теперь прописываем соединения букв «ел», «еш», «ен».
Прописываем букву «е» с нижним соединением к букве «л», с верхним
соединением к букве «ш», с верхним соединением к букве «н».
У.: Посмотрите на доску, там карточки со словами (дом, домработница,
домище).
У.: Прочитайте слова про себя.
У.: Ребята, какое из этих слов лишнее?
О.: Домработница.
У.: Правильно, а почему?
О.: Потому что это сложное слово.
У.: Какие слова называют сложными?
О.: Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня.
У.: Сейчас, я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.
1). И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
О.: Самовар
У.: От каких слов образовано это слово?
О.: Сам + варить
У.: Слушайте внимательно вторую загадку?
2).Там где гордая гряда
Вниз срывается Вода
Со скалы спуститься рад
Вниз бесстрашный…
О.: Водопад.
У.: От каких слов образовано это слово?
О.:Вода + падать
У.: Молодцы, ребята! А какая гласная буква помогала нам соединять эти
слова?
О.: Буква «О».
III.Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Откройте учебник на стр.94 упр. 105
У.: Петя, прочитай отрывок из стихотворения.
У.: Почему мальчик поразному называл папу во время игры? Какие слова в
тексте помогали тебе догадаться?
О.: Вёз, плывёт, летит.
а)Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.
У: Выпишите сложные слова с двумя корнями. Выделите корни и подчеркните
букву соединительного гласного.
б) Проверка, анализ деятельности обучающихся.
У.: Читаем первое слово, называем корень.
О.: Пап,воз.
У.: Назовите корни второго слова
О.: Пап, ход.
У.:Назовите корни третьего слова.
О.: Пап, лёт.
У:Какую букву подчеркнули?
О.:Букву «о».
У: На какие другие слова похожи слова паповоз, папоход и паполёт.
О: Паровоз, пароход и самолёт.
У.: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Хочется отметить работу…
IY. Физкультминутка.
Мы капусту рубим.
(Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту).
Мы капусту трем.(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки).
Мы капусту солим.
(Движением пальцев имитируется посыпание солью).
Мы капусту жмем.
(Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки).
Y.Открытие новых знаний.
а) Работа с обратным словарём.
У.: Откройте учебник на стр. 95 и найдите упр.106. Маша, читай что нужно
сделать в этом упражнении.
О.:Нужно открыть обратный словарь и найти сложные слова на букву –Д.
У.: Посмотрите на сложные слова, обратите внимание, что у них цветом
выделены буквы соединительных гласных. Разные ли это буквы?
О.: Да, это разные буквы: «о» и «е».
У.:В каких словах буква «о» является буквой соединительного гласного?
О.: Снегопад, звездопад, водопад, листопад, природовед, музыковед,
дымоход, пароход, скороход.
У.:В каких словах буква «е» является буквой соединительного гласного?
О.: Оленевод, коневод, овцевод, птицевод, переход, пешеход.
У.: Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили?
О.: 5 групп.
У.: Какие корни стоят в них на втором месте?
О.: Пад, вед, ед, вод, ход.
У.: Найдите слова, где вторым корнем является корень –ход? Отыщите
среди них слово, подсказавшее поэту Усачеву слово папоход.
О.: Это слово пароход.
У.: Запишите это слово, выделите корни и соединительную гласную.
У.: Откройте обратный словарь на букву –Т. Найдите сложные слова, в
которых одним из корней является корень –лёт. Благодаря какому слову из
списка в голове у поэта Усачёва родилось слово паполёт?
О.: Благодаря слову самолёт.
У.: Запишите это слово, выделите корни и соединительную гласную.
У.: Откройте обратный словарь на букву –З. Паша, прочитай весь список
слов полностью.
У.: Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово паповоз.
О.: Это слово паровоз.
У.: Запишите это слово, выделите корни и соединительную гласную.
У.: Какие ещё сложные слова есть в этом списке?О.: Самокат, звездолёт, вертолёт.
У.: Какой у этих слов второй корень?
О.: кат и –лёт.
У.: Какая буква соединительного гласного у этих слов?
О.: Буква «о».
У.: Ребята, посмотрите на стр.96 внизу вы видите правило. Аня, прочитай
его.
Буквы О и Е могут соединять основы двух разделительных слов. Это
буквы соединительных гласных.
б) Работа с учебником.
Далее стр. 97 упр.107.
У.: Прочитай шуточный текст. (Учитель читает )
У.: Как ты думаешь, это – считалка? Загадка? Скороговорка? Подтверди свое
мнение.
О.: Это скороговорка на букву «К» и «Ш»
У.: Какие слова являются сложными?
О.: Кашеед, кашевар.
У.: Верно, почему ты так думаешь?
О.: Они образовались от слов : каша и дом, каша и варить.
У.: Поставьте сложные слова в начальную форму.
О.: Что? – каша ; еда; варить;
У.: Молодцы ребята.запишите эти слова, и подчеркните букву
соединительного главного в каждом случае.
У.: Маша написала два таких слова, а Миша три. Как ты думаешь, какое
третье слово ошибочно написал Миша? О чем он забыл?
О.: Он записал слово «кашалот». Это не сложное слово, а это слово означает
животного, которое изображено у нас в учебнике.
У.: Поднимите руку кто справился с заданием.
У.: Ира какую гласную букву ты подчеркнула?
О.: Букву «Е».
У.: Поднимите руку кто сделал так же. Опустите.
VI.Итог урока.
У.: Ребята, какие слова называются сложными и как они соединяются?
О.:Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня,
соединяются они с помощью соединительных гласных «о» и «е».
VII. Рефлексия.У.: Ребята, у вас на партах лежат карточки, поставьте плюсики, там где вы
считаете нужным.
Урок
интересно
скучно
Я на уроке
работал
отдыхал
Итог
понял материал
узнал больше, чем
знал
безразлично
помогал другим
не понял
VIII. Домашнее задание.
У.: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание в Р\т №62.
У.: Всем спасибо за урок! До свидания!
Дополнительный материал:упражнение 108.