Тема: Одна и две буквы н в отымённых прилагательных (1 урок)
Ц е л и у р о к а: познакомить с условиями выбора одной и двух букв н в
суффиксах прилагательных (орфограмма 38); научить правильно писать одну
и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной
орфограммой, графически обозначать условия выбора.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного
пособия и сообщений учителя, её переработка. Коммуникативные УУД.
Учебное сотрудничество.
1. Организация детей к уроку.
Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть».
2.Подведение к теме. Создание проблемной ситуации.
Задание: На доске записаны слова. Нужно объяснить правописание пропущенных
букв.
Морж…вый, глянц…вый, пунц…вая, плюш…вые, воробьи..ные, серебря…
ых, тыкве…ое.
(дети объясняют правописание гласных в суффиксах прилагательных после
шипящих и ц)
А как мы напишем последние три прилагательных? Итак, ваши мнения
разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы
разрешить возникшие у нас разногласия? (Дети формулируют вопрос: Н или НН
пишется в данных именах прилагательных?)
Сформулируйте тему урока? (Н и НН в именах прилагательных)
Чему вы хотите научиться на уроке, что узнать, какие цели вы ставите перед
собой на сегодняшнем занятии? (Познакомиться с правилом написания Н и НН в
прилагательных, образованных от существительных и уметь применять данное
правило при написании прилагательных, образованных от существительных).
следовать требованиям учителя)
3.Объяснение нового материала.
От чего образованы данные имена прилагательные? (от имен
существительных) Такие имена прилагательные называются отымёнными. Мы ещё
раз с вами убедимся в том, как важно видеть образование нового слова, чтобы его
написать. Разделимся на группы и выполним задания. Затем каждая группа
расскажет о своих результатах.
(после подготовки провести физкультминутку, а затем приступить к выступлению
групп)
Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?( выполнить упражнения, 1группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на
что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для
образования прилагательных. Сделать вывод.
Луна лунный
Пустыня пустынный
Камень каменный
Машина машинный
Весна весенний
Макароны макаронный
Вывод: учащиеся должны определить, что основа сущ. заканчивается на –н и для
образования прилаг. прибавляется суффикс –н. Значит, в прилагательных
пишется НН, если они образованы от основы сущ.на –н с помощью суффикса н.
2 группа: Произвести словообразовательный разбор слов старинный, глубинный,
овчинный, окраинный.
Почему нам важно, определять, на что заканчивается основа сущ? Какой
будет корень в этих словах? (корень совпадает с основой) Можно ли
говорить, что пишем нн, потому что одна в корень, а другая является
суффиксом? (в словах подобного рода можем)
А какая основа и какой корень будет в словах старинный, глубинный,
овчинный, окраинный? Давайте посмотрим на словообразовательный разбор
этих слов
Старый старина старинный
Глубокий глубина глубинный
Овца овчина овчинный
Край окраина окраинный
Вывод: корень не совпадает с основой, которая заканчивается на н. Здесь нн
пишутся на стыке двух суффиксов ин+н)
3 группа: выяснить, какой является основа прилагательных синий, зелёный,
румяный, юный,. Выяснить, на что заканчивается основа прилагательных и надо ли
прибавлять суффикс н? Сделать вывод.
Вывод: Это непроизводные прилагательные. В них пишется одна буква н в корне.
4 группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на
что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для
образования прилагательных. Сделать вывод.
Утро утренний
Экскурсия экскурсионный
Мгновение мгновенный
Революция революционный
Солома соломенный Вывод: основа сущ не заканчивается на н, а для образования прилаг. прибавляем
суффиксы –енн, онн с НН. Эти суффиксы имеют отвлеченное значение или
указывают на материал
Давайте найдем в учебнике теоретический материал к этому положению. Что
добавим? (Есть исключение ветреный)
Ветер ветреный (искл.) безветренный (не искл.)
5 группа: от данных существительных образовать прилагательные, выяснить, на
что заканчивается основа существительных и какой суффикс надо прибавить для
образования прилагательных. Сделать вывод.
Глина глиняный
Лед ледяной
Комар комариный
Мышь мышиный
Вывод: основа сущ не заканчивается на н, а для образования прилаг прибавляем
суффиксы ан, ян, ин. Эти суффиксы образуют относительные и притяжательные
прилаг.
Давайте найдем в учебнике теоретический материал к этому положению. Что
добавим? (Есть исключения оловянный, стеклянный, деревянный)
Подведём итоги. Что мы узнали о правописании н и нн?
4. Закрепление материала
Выполнение упражнений из учебника (упр. 367, 366)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали? Что показалось вам легким, а что трудным?
Почему для написания н и нн в прилагательных важно учитывать
словообразовательный и морфемный анализ слова?
6. Домашнее задание: Упр.370
Конспекты уроков "Н и НН в отыменных прилагательных"
Конспекты уроков "Н и НН в отыменных прилагательных"
Конспекты уроков "Н и НН в отыменных прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.