Брякотнина Ирина Александровна, педагог дополнительного образования,
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» города Междуреченска Кемеровской области
Тема: Рыбы – обитатели водоёма.
Цель: Создание условий для формирования представлений о многообразии животного мира.
Задачи:
- Уточнять и расширять знания детей о рыбах, их внешних признаках.
- Развивать память, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Воспитывать интерес ко всему окружающему миру и гуманному отношению к природе, интерес к занятиям.
Оборудование:
1. Конверт с письмом, на котором написана загадка про рыбку.
2. Иллюстрация сказочной рыбки (слайд №1 на интерактивной доске).
3. Несколько картинок с изображением рыб: окунь, щука, хариус, сом, (слайд №2 на интерактивной доске)
4. Иллюстрация с изображением батискафа (слайд №1 на интерактивной доске)
5. 12 тарелочек с 9-ю палочками на каждого ребёнка.
6. Образец выкладывания рыбы из палочек.
7. Волшебная коробочка.
8. Медаль для каждого ребёнка.
9. Музыкальная композиция «Звуки природы – журчание воды»
10. Волны, водоросли для оформления доски (слайд №2 на интерактивной доске)
Ход занятия:
Содержание этапов
|
Примечания |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Педагог: Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу и начнём заниматься.
2. Введение в тему занятия. У педагога в руках конверт (письмо).
Педагог: Что это? Как оно здесь появилось? (варианты детей) Интересно узнать, от кого оно? Посмотрим.
Здесь загадка. Послушайте и отгадайте.
Загадка: Не хожу и не летаю, А, попробуй – догони! Я бываю золотая. Ну – ка, в сказку загляни! (Рыбка). (на интерактивной доске появляется изображение золотой рыбки)
Педагог: Это настоящая рыбка? (волшебная)
Педагог: Она приглашает нас в гости в речное царство. ? Как туда попасть? (дети предлагают подходящий транспорт).
Педагог: Ребята, вы правы, но лучше всего нам подойдёт транспорт, который я вам сейчас покажу (на интерактивной доске появляется изображение батискафа) Что это? Батискаф. Он предназначен для погружения под воду.
Педагог: Обычно батискаф погружается в море, так как для реки он большой. Но у нас есть волшебная рыбка. Она нам поможет – уменьшит нас и мы поместимся в маленький батискаф!
Педагог: Итак, мы все сели в батискаф. Закройте глаза, погружение начинается (звучит музыка – журчание воды, на интерактивной доске появляется слайд - «речное царство» с несколькими изображениями рыб: карась, щука, сом, хариус, налим)
3. Уточнение и расширение знаний о рыбах, их внешних признаках. Педагог: На дне речном нас встречают хозяева. Кто это? (рыбы) ? Какие из этих рыб вам знакомы? (ребёнок, называющий рыбку, выходит к доске и показывает её) ? Они одинаковые или разные? (разные) Но всё – таки у них есть что-то общее. Что? (Форма тела – вытянутая, похожа на капельку, для того, чтобы легко было плыть. Тело покрыто чешуёй, а каждая чешуйка смазана жиром – чтобы рыбе было легко скользить в воде. Есть хвост для того, чтобы разворачиваться. Есть плавники: верхний – не даёт рыбе переворачиваться в воде, нижние – помогают рыбе плыть ровно.)
4. Развитие внимания и мелкой моторики.
Задание: Сделаем рыбу из палочек (по образцу). На партах стоят тарелочки со счётными палочками. Во время выполнения задания играет музыка – журчание воды.
После выполнения задания убираем палочки обратно на тарелочки.
5. Физминутка «Рыбки». Педагог: Ребята, а что рыбы делают зимой? Правильно, они опускаются глубоко, на самое дно, чтобы не погибнуть от мороза, который превращает воду в лёд. Когда река замерзает, то воздуха в ней становится мало. И тогда люди приходят на помощь.
? Как люди могут помочь в этой ситуации рыбам? Они прорубают во льду проруби, отверстия, через которые под воду проходит воздух. И тогда рыбы плавают, веселятся и играют.
Педагог: Давайте поиграем вместе с ними. Рыбки плавали, ныряли (дети имитируют движения плавающих рыбок) В чистой, светленькой воде. То сожмутся (присесть, сжаться), разожмутся (разжаться, встать), То зароются в песке (присесть, изобразить, как рыбки зарываются в песок).
6. Закрепление. Развитие внимания и памяти. Педагог:А сейчас рыбки хотят поиграть с вами в прятки. Давайте вспомним их названия. Учитель показывает на рыбок на доске, дети их называют.
Игра «Прятки» (приложение 1). Рыбки прячутся и больше не показываются.
? Ребята, смотрите, рыбки спрятались, а показываться больше не хотят. Почему как вы думаете? Педагог: Конечно, они кого – то испугались. Как вы думаете, кого? Конечно тех, кто ловит рыбу. Как называются те, кто ловит рыбу? (рыболовы) ? А вы хотите половить рыб? Но мы ведь находимся у них в гостях… Поэтому ловить их мы не будем, а будем ловить слова, обозначающих названия рыб.
Игра «Ловушка» (приложение 2) Слова: лодка, карась, осьминог, лягушка, окунь, вода, хариус, утка, тюлень, налим, щука.
7. Итог. Педагог: Нам пора возвращаться. Закрываем глаза, батискаф поднимается (Играет музыка, на интерактивной доске исчезает «подводное царство» и появляется изображение батискафа).
? Где мы сегодня побывали? А на чём мы погружались?
Педагог: Сегодня мы познакомились всего с несколькими рыбами, а их в водоёмах очень много и о них можно узнать много интересного. Как? (варианты: спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть фильм о рыбах, найти в интернете вместе с родителями)
Педагог показывает блестящую коробочку. Педагог: А в этой коробочке лежат вам подарки на память от рыб. Но сначала нужно открыть коробочку.
Пальчиковая гимнастика «Замок». На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили, потянули и открыли.
Педагог: Здесь лежат медали. Чтобы получить медаль, нужно рассказать, что запомнилось сегодня на занятии (дети говорят, учитель награждает).
Занятие заканчивается вручением «золотых» медалей.
|
Задачи: заинтересовать, привлечь внимание, активизировать мышление
Задача: активизировать мышление
Задача: Обогащение словарного запаса
Задачи: Познакомиться с названиями рыб, их внешними особенностями, развивать умение сравнивать
Задача: развивать зрительное внимание, мелкую моторику
Задача: развивать общую моторику, сменить деятельность (отдохнуть)
Задачи: развивать зрительное внимание и память, закрепить изученных рыб, расширять словарный запас
Задачи: развивать слуховое внимание, повторить названия изученных рыб
Задача: активизировать внимание, развивать мелкую моторику, подвести итог - рефлексия
|
Приложение 1.
Игра «Прятки».
На доске картинки с изображением рыб. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают, какая рыбка «спряталась». На данном занятии рыбки исчезают при нажатии на интерактивную доску.
Приложение 2.
Игра «Ловушка»
Педагог называет слова, а обучающиеся хлопают в ладоши («ловят слова»), когда слышат названия рыб.
Слова: лодка, карась, осьминог, лягушка, окунь, вода, хариус, утка, тюлень, налим, щука.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.