Мазуренко Елена Александровна
г. Пролетарск МБОУ гимназия №3
учитель истории и обществознания
Номинация «Методическая разработка урока»
УРОК ПО ПРАВУ
«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
(ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»
Аннотация. Использование инновационных форм и методов обучения позволяет провести урок эмоционально, помогает сделать его живым и увлекательным. Использование кейс технологии и игровое моделирование на уроке позволяют изучить теоретический материал с точки зрения реальных событий, содействуют активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях». Развивающий потенциал урока связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим применением на практике.
Ключевые слова. Конституция РФ, права человека и гражданина, кейс технология, игровое моделирование жизненных ситуаций, аттестационный лист.
Цель: Создать условия для получения обучающимися новых знаний о правах и свободах человека и гражданина в РФ и применения их в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная:
- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;
- формирование навыка практического применения полученных знаний.
Развивающая:
- развивать умение анализировать, исследовать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;
- формировать основы правовой культуры.
Здоровьесохранная:
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;
-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция РФ);
- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем;
- развитие сотрудничества при работе в группах.
Технологии: кейс технология, игровое моделирование
Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».
Этапы работы с кейсом:
1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.
2. Навигатор решений. (Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений. Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач).
3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.
Методы обучения:
- частично-поисковый (поиск информации);
- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);
- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- фронтальная
Этапы урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)
- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)
- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)
- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)
- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.
- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).
Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.
Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?
(Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные).
Этапы осмысления.
1 этап. Углубление знаний. Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена. Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом. 2. Составление сравнительной таблицы. 3. Решение жизненных ситуаций.
После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.
2 этап. Работа с кейсом (каждая группа получает пакет документов, в который входят: глава 2 Конституции РФ, аттестационный лист с заданиями)
Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона (не менее 3-х).
№ статьи |
Содержание |
|
|
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских прав и свобод) |
Баллы |
|
В правильном ответе должны быть следующие элементы: - право на жизнь (ст.20) - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23) - право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26) - право на свободу совестиᅠиᅠвероисповедания (ст. 28) - право на свободуᅠпередвижения (ст. 27) |
|
|
Правильно приведены примеры 3-х и более прав с указанием статьи Конституции |
2 |
|
Правильно приведены примеры 2-х прав с указанием статьи Конституции |
1 |
|
Правильно приведен пример 1 права с указанием статьи Конституции Или Ответ неправильный |
0 |
|
Задание № 2. Используя свой социальный опыт, приведите 2 примера жизненных ситуаций, реализующих конституционные права и свободы (Сначала назовите конституционное право, затем приведите пример жизненной ситуации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Примеры жизненных ситуаций (2примера)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы 2 конституционных права и проиллюстрированы примерами: 1) право на социальное обеспечение (ст. 39). Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости. 2) право на частную собственность (ст.35). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту. Могут быть названы другие статьи Конституции и проиллюстрированы примерами. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров) |
|
Правильно названы 2 конституционных права и проиллюстрированы примерами. |
2 |
Правильно названо 1-2 конституционных права и проиллюстрировано примерам только одно из них. |
1 |
Правильно названы только один – два конституционных права. ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы) ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Задание № 3. К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.
Ситуация №1 (первая группа)
Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:
- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции РФ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских прав и свобод человека и гражданина) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы статья Конституции и дано обоснование: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. |
|
Правильно названа статья Конституции и дано обоснование |
2 |
Правильно названа только статья Конституции или дано только обоснование |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Ситуация № 2 (вторая группа)
На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).
Ситуация №3 (третья группа)
Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.
- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.
- Но я с понедельника должен быть в отпуске!
- Ничего, с отпуском можно подождать.
- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.
- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)
Ситуация №4(четвёртая группа)
Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))
- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?
Прежде всего, следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.
Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В нашей стране это:
· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;
· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;
· Уполномоченный по правам студентов в России.
Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.
Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
Задание № 4. (Творческое задание). Нарисовать предмет, символизирующий одно из прав человека (Например, обручальное кольцо (право на заботу и любовь), дом (право на имущество и др.) Предложить ребятам из других групп определить конституционное право человека, изображённое на рисунке. (1 балл)
3-й этап. Подведение итогов работы групп. Предоставление продукта деятельности – заполненный аттестационный лист.
6-7 баллов |
«5» |
4-5 баллов |
«4» |
2-3балла |
«3» |
0-1 балл |
«2» |
Рефлексия.
- И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?
- Как вы думаете, наша цель достигнута?
- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др.).
1. Конституция РФ (глава вторая)
3. Аттестационные листы для каждой группы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.