«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурсный материал. Мазуренко.docx

Мазуренко Елена Александровна

г. Пролетарск МБОУ гимназия №3

учитель истории и обществознания

Номинация «Методическая разработка урока»

 

 

УРОК ПО ПРАВУ

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»

Аннотация. Использование инновационных форм и методов обучения позволяет провести урок эмоционально, помогает сделать его живым и увлекательным. Использование кейс технологии и игровое моделирование на уроке позволяют изучить теоретический материал с точки зрения реальных событий, содействуют активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях». Развивающий потенциал урока связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим применением на практике.

Ключевые слова. Конституция РФ, права человека и гражданина, кейс технология, игровое моделирование жизненных ситуаций, аттестационный лист.

 

 

Цель: Создать условия для получения обучающимися  новых знаний о правах и свободах человека и гражданина в РФ и  применения их   в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;

- формирование навыка практического применения полученных знаний.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, исследовать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

Воспитательная:

- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;

- формировать основы правовой культуры.

Здоровьесохранная:

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;

-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция РФ);

- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;

-  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем;

- развитие сотрудничества при работе в группах.

Технологии: кейс технология, игровое моделирование

Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».

Этапы работы с кейсом:

1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.

2. Навигатор решений. (Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений. Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач).

3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.

Методы обучения:

- частично-поисковый (поиск информации);

- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);

- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);

Формы организации учебной деятельности:

 - групповая

- фронтальная

 

Этапы урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)

  - Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)

- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)

- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции. 

- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия?  (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).

Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

Актуализация знаний.  Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?

(Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные).

Этапы осмысления.

1 этап. Углубление знаний.  Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем  с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена.  Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом.  2. Составление сравнительной таблицы. 3. Решение жизненных ситуаций.

После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.

2 этап. Работа с кейсом (каждая группа получает пакет документов, в который входят: глава 2 Конституции РФ, аттестационный лист с заданиями)

Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона (не менее 3-х). 

№ статьи

Содержание

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских прав и свобод)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

- право на жизнь (ст.20)

-  право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- право на неприкосновенность жилища (ст.  25)

- право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совестиивероисповедания (ст. 28)

- право на свободупередвижения (ст. 27)

 

Правильно приведены примеры 3-х и более прав с указанием статьи Конституции

2

Правильно приведены примеры 2-х прав с указанием статьи Конституции

1

Правильно приведен пример 1 права с указанием статьи Конституции

Или

Ответ неправильный

0

 

Задание № 2. Используя свой социальный опыт,  приведите 2 примера  жизненных ситуаций,  реализующих конституционные права и свободы (Сначала назовите конституционное право, затем приведите пример жизненной ситуации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Примеры жизненных ситуаций (2примера)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы 2 конституционных права  и проиллюстрированы примерами:

1)       право на социальное обеспечение (ст. 39). Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости.

2)      право на частную собственность (ст.35). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту.

Могут быть названы другие статьи Конституции

и проиллюстрированы примерами.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто

(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

 

Правильно названы 2 конституционных права и

проиллюстрированы примерами.

2

Правильно названо 1-2  конституционных права и

проиллюстрировано примерам только одно из них.

1

Правильно названы только один – два конституционных права.

ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы)

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

 

Задание № 3.  К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

    Ситуация №1  (первая группа) 

Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции РФ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских  прав и свобод человека и гражданина)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы статья Конституции и дано обоснование:

нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

 

Правильно названа статья Конституции и дано обоснование

2

Правильно названа только статья Конституции или дано только обоснование

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

 

Ситуация № 2 (вторая группа)

На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).

    Ситуация №3 (третья группа)

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

    Ситуация №4(четвёртая группа)

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

 (ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))

 

- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего, следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

·        Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

·        Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

·        Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

·        Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Задание № 4. (Творческое задание). Нарисовать предмет, символизирующий одно из прав человека (Например, обручальное кольцо (право на заботу и любовь), дом (право на имущество и др.) Предложить ребятам из других групп определить конституционное право человека, изображённое на рисунке. (1 балл)

3-й этап. Подведение итогов работы групп. Предоставление продукта деятельности – заполненный аттестационный лист.

6-7 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3балла

«3»

0-1 балл

«2»

 

Рефлексия.

- И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, наша цель достигнута?

- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.   

Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др.).

1. Конституция РФ (глава вторая)

3. Аттестационные листы для каждой группы