«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»
Оценка 4.8

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
правоведение
10 кл
26.03.2023
«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»
конкурсный материал. Мазуренко.docx

Мазуренко Елена Александровна

г. Пролетарск МБОУ гимназия №3

учитель истории и обществознания

Номинация «Методическая разработка урока»

 

 

УРОК ПО ПРАВУ

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ)»

Аннотация. Использование инновационных форм и методов обучения позволяет провести урок эмоционально, помогает сделать его живым и увлекательным. Использование кейс технологии и игровое моделирование на уроке позволяют изучить теоретический материал с точки зрения реальных событий, содействуют активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях». Развивающий потенциал урока связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим применением на практике.

Ключевые слова. Конституция РФ, права человека и гражданина, кейс технология, игровое моделирование жизненных ситуаций, аттестационный лист.

 

 

Цель: Создать условия для получения обучающимися  новых знаний о правах и свободах человека и гражданина в РФ и  применения их   в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;

- формирование навыка практического применения полученных знаний.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, исследовать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

Воспитательная:

- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;

- формировать основы правовой культуры.

Здоровьесохранная:

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;

-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция РФ);

- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;

-  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем;

- развитие сотрудничества при работе в группах.

Технологии: кейс технология, игровое моделирование

Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».

Этапы работы с кейсом:

1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.

2. Навигатор решений. (Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений. Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач).

3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.

Методы обучения:

- частично-поисковый (поиск информации);

- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);

- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);

Формы организации учебной деятельности:

 - групповая

- фронтальная

 

Этапы урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)

  - Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)

- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)

- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции. 

- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия?  (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).

Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

Актуализация знаний.  Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?

(Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные).

Этапы осмысления.

1 этап. Углубление знаний.  Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем  с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена.  Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом.  2. Составление сравнительной таблицы. 3. Решение жизненных ситуаций.

После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.

2 этап. Работа с кейсом (каждая группа получает пакет документов, в который входят: глава 2 Конституции РФ, аттестационный лист с заданиями)

Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона (не менее 3-х). 

№ статьи

Содержание

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских прав и свобод)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

- право на жизнь (ст.20)

-  право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- право на неприкосновенность жилища (ст.  25)

- право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совестиивероисповедания (ст. 28)

- право на свободупередвижения (ст. 27)

 

Правильно приведены примеры 3-х и более прав с указанием статьи Конституции

2

Правильно приведены примеры 2-х прав с указанием статьи Конституции

1

Правильно приведен пример 1 права с указанием статьи Конституции

Или

Ответ неправильный

0

 

Задание № 2. Используя свой социальный опыт,  приведите 2 примера  жизненных ситуаций,  реализующих конституционные права и свободы (Сначала назовите конституционное право, затем приведите пример жизненной ситуации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Примеры жизненных ситуаций (2примера)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы 2 конституционных права  и проиллюстрированы примерами:

1)       право на социальное обеспечение (ст. 39). Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости.

2)      право на частную собственность (ст.35). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту.

Могут быть названы другие статьи Конституции

и проиллюстрированы примерами.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто

(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

 

Правильно названы 2 конституционных права и

проиллюстрированы примерами.

2

Правильно названо 1-2  конституционных права и

проиллюстрировано примерам только одно из них.

1

Правильно названы только один – два конституционных права.

ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы)

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

 

Задание № 3.  К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

    Ситуация №1  (первая группа) 

Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции РФ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (на примере группы гражданских  прав и свобод человека и гражданина)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы статья Конституции и дано обоснование:

нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

 

Правильно названа статья Конституции и дано обоснование

2

Правильно названа только статья Конституции или дано только обоснование

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

 

Ситуация № 2 (вторая группа)

На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).

    Ситуация №3 (третья группа)

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

    Ситуация №4(четвёртая группа)

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

 (ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))

 

- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего, следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

·        Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

·        Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

·        Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

·        Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Задание № 4. (Творческое задание). Нарисовать предмет, символизирующий одно из прав человека (Например, обручальное кольцо (право на заботу и любовь), дом (право на имущество и др.) Предложить ребятам из других групп определить конституционное право человека, изображённое на рисунке. (1 балл)

3-й этап. Подведение итогов работы групп. Предоставление продукта деятельности – заполненный аттестационный лист.

6-7 баллов

«5»

4-5 баллов

«4»

2-3балла

«3»

0-1 балл

«2»

 

Рефлексия.

- И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, наша цель достигнута?

- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.   

Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др.).

1. Конституция РФ (глава вторая)

3. Аттестационные листы для каждой группы

 

 

 

 


 

Мазуренко Елена Александровна г

Мазуренко Елена Александровна г

Планируемые результаты: - овладение обществоведческими понятиями:

Планируемые результаты: - овладение обществоведческими понятиями:

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др

Баллы В правильном ответе должны быть следующие элементы: - право на жизнь (ст

Баллы В правильном ответе должны быть следующие элементы: - право на жизнь (ст

Могут быть названы другие статьи

Могут быть названы другие статьи

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены?

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены?

Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др

Ресурсы урока (учебные пособия, источники для работы учащихся, пособия для учителя, др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2023