Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного костюма. : «Изготовление выкройки казахского костюма»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
10 кл—11 кл
22.01.2018
Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. В 18 - начале 19 века в одежде преобладали красный и синий цвета. С распространением торговли стали шить платья из российских ситцев и других хлопчатобумажных тканей.
Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины 19 века стоячим воротником. Спереди - прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник. Наиболее обычная форма - треугольник ткани с пришитыми сверху тесемками или узеньким стоячим воротником с застежкой сзади, иногда со срезанными и закругленными нижними углами.
К концу 19 века появился новый покрой платья. Оно состояло из лифа в ширину одного полотнища, сохранившего прежнюю туникообразную форму, к нему пришивали очень широкую юбку в сборку или складку по швуразработка урока
11 класс
Тема раздела: Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного
костюма
Тема занятия: «Изготовление выкройки казахского костюма»
Цель урока: ознакомить учащихся с конструированием казахского костюма
Задачи:
Образовательная:
– научить конструировать и моделировать казахское платье
Развивающая:
– развивать эстетический вкус учащихся; вовлечь их в творческий процесс изготовления
казахского национального костюма
Воспитательная:
– воспитание точности и аккуратности
Тип занятия:
комбинированный
Методы обучения:
частично – поисковый метод – ученик решает проблему самостоятельно (подготавливают
фасоны национального женского костюма );
объяснительно – иллюстративный (беседа, инструктаж, демонстрация);
методы учёта и контроля: (контроль со стороны учителя и самоконтроль)
Объект труда: плечевое изделие с воротником (халат)
Межпредметные связи: история (традиции казахского народа)
Материально – техническое оснащение:
журналы МОД,
Литература для учителя:
Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательной школы / К.Устемиров, Н. Адамкулов, Г. Чимекеева, Д.
Альмагамбетова, Алматы: Алтамұра, 2013. – 192 с., илл.
В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) /
В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: ВентанаГрафф, 2002. – 240 с.: ил.
Технология. методическое руководство: Для учителей 11 класса общеобразовательной школы / Вележанина М.,
1.
2.
3.
Кутпанбаев А., Жасанова А. – Алматы: Алтамұра, 2003. – 104 с.
Сунцова «Закройщик женского лёгкого платья»
4.
Литература для ученика:
5.
Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательной школы / К.Устемиров, Н. Адамкулов, Г. Чимекеева, Д.
Альмагамбетова, Алматы: Алтамұра, 2013. – 192 с., илл.
6.
В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы (вариант для
девочек) / В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: ВентанаГрафф, 2002. – 240 с.: ил.
7.
Сунцова «Закройщик женского лёгкого платья»
Ход урока
I. Организационный момент.
а) проверка наличия учащихся (сведения об отсутствующих подаёт дежурный);
б) проверка готовности к уроку, подготовка рабочего места
II. Проверка домашнего задания
Проверить наличие принадлежностей к данному уроку
III. Изложение нового материала
Казахский национальный костюм, как костюмы других народов, чрезвычайно самобытен и
демонстрирует не только талант и мастерство умельцев его создавших, но и отражает те условия, в
которых происходила его эволюция: кочевой образ жизни самих казахов и влияние оседлых
народов Средней Азии.
Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя
распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили нераспашную рубаху
«койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. В 18 начале 19 века в одежде преобладали красный и синий цвета. С
распространением торговли стали шить платья из российских ситцев и других хлопчатобумажных
тканей.
Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины 19 века стоячим
воротником. Спереди прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно
обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник. Наиболее обычная форма
треугольник ткани с пришитыми сверху тесемками или узеньким стоячим воротником с застежкой
сзади, иногда со срезанными и закругленными нижними углами.
К концу 19 века появился новый покрой платья. Оно состояло из лифа в ширину одного
полотнища, сохранившего прежнюю туникообразную форму, к нему пришивали очень широкую
юбку в сборку или складку по шву. Покрой этот распространился с севера. В это же время
появились девичьи платья, на отрезные юбки которых нашивали дветри оборки, а подол
завершался широким воланом. Оборочками иногда украшали и концы узких рукавов.
Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и аппликацией из
яркой ткани по краям подола, рукавов, ворота. Поверх платья женщины носили камзолы без
рукавов и с открытым воротом.
Чтобы украсить камзол молодые женщины обшивали открытый ворот широкой полоской
ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по краям полочек и
подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжкизастежки или серебряные
пуговицы.
Женские халаты «шапан»
самая обычная одежда, которую носили многие
представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. Главное отличие женского
халата от мужского состояло в том, что для женского шапана подбирали более яркие расцветки
тканей. Украшали праздничные халаты очень скромно каймой из ткани другого цвета, которая
одновременно служила и для долговременной сохранности шапана.
Это объясняется и тем, что со второй половины 19 века шили нарядные камзолы.
Особенно красивым был свадебный наряд невесты обязательная до начала 20 века часть
приданого девушки. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с
очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными
украшениями.
Женские головные уборы
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили «такия» маленькую шапочку из ткани, и «борик» шапку с меховым
околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или
различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.
На макушку пришивали «уки» султанчик из перьев филина, служивших не столько
украшением, сколько оберегом.
Девичья шапка «борик» отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда
снаружи, а не отворачивался.
«Саукеле» свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким
до 70 см. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком,
чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус,
серебряных бляшек, невесты богатых родителей золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными
камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные
пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда
длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным
дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или
позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из
легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю ее фигуру. Желек
украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями.
Кимешек носили молодые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь,
плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были
значительные различия и в разных родоплеменных группах
IV. Вводный инструктаж и выполнение практической работы:
«Технология
конструирования национального костюма по выбранной модели», с учетом возрастных
особенностей женщин казашек
V. Текущий инструктаж с целью контроля правильности выполнения практического
задания
VI. Анализ и оценка выполненной практической работы
VII. Рефлексия урока (Понравился ли Вам урок и прошедшие уроки, связанные с
конструированием плечевых изделий?).
Домашнее задание:
принести линейку закройщика и сантиметровую
ленту, бумагу для выкроек
Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного костюма. : «Изготовление выкройки казахского костюма»
Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного костюма. : «Изготовление выкройки казахского костюма»
Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного костюма. : «Изготовление выкройки казахского костюма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.