Работа в учебнике.
Упр. 98 – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм.
Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.
Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий, дремлет.
Например, Чуткий камыш дремлет.
– Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)
– Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить, о чём будет говориться в предложении и что именно будет говориться.)
– Что поможет нам в этом? (Вопросы.)
– Определяйте, из каких слов будет состоять основа.
– О чём будет говориться в предложении? (О камыше – (что?) камыш.)
На доске фиксируется: 1. кто? что?
Русский язык
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Урок 54 (42).
Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Цель:
– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений конструировать предложения из слов.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
1. Самостоятельная работа.
Учитель предлагает выполнить в Рабочей тетради задания № 1–3,
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
© ООО «Баласс», 2012
1тема 7–8. После выполнения (выбора варианта) провести самопроверку
с помощью ключей.
Выявить, кто сделал без ошибок, с одной ошибкой, вообще не
справился. Похвалить тех, кто справился, попросить оказать помощь
соседу, если у него были ошибки.
2. Словарная работа (письмо по памяти).
На слайде (закрытой части доски) записаны словарные слова.
Задание:
– Прочитайте слова. Что у них общего? (Сочетание оро.)
– Посмотрите ещё раз на эти слова в течение 30 секунд и запишите их по
памяти.
Хорошо корова
ворона порошок
дорога коромысло
воробей
Затем слова открываются (появляется тот же слайд с выделенными
сочетаниями оро).
– Проверьте себя, сравнив с образцом.
– Подчеркните сочетания оро в словах.
– Составьте и запишите предложение с любым словом.
1 3 3
На слайде (доске) слова:
жила, Вовы, ручная, у, ворона
– Что записано на доске? (Слова.)
– Составьте из них предложение. (У Вовы жила ручная ворона.)
– Есть ли ещё какиенибудь варианты? (Ручная ворона жила у Вовы.
Ручная ворона у Вовы жила.)
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
© ООО «Баласс», 2012
2формулирование
правила
(определения).
– Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Поставили
слова в нужном по смыслу порядке.)
– Всегда ли был одинаковый порядок слов? (Нет, возможны варианты.)
– Сформулируйте на основе этого задания цель урока.
Сегодня мы будем учиться составлять предложения из слов,
расставляя слова в нужном порядке.
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Составлять предложения из слов.
2. Составить алгоритм действий.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 5 3 1
Работа в учебнике.
Упр. 98 – развивается умение конструировать предложения из слов,
расставляя их в определённом порядке. Для выработки умения вместе
с детьми составляется алгоритм.
Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.
Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий, дремлет.
Например, Чуткий камыш дремлет.
– Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)
– Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы
предложения: определить, о чём будет говориться в предложении и что
именно будет говориться.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
© ООО «Баласс», 2012
3выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Что поможет нам в этом? (Вопросы.)
– Определяйте, из каких слов будет состоять основа.
– О чём будет говориться в предложении? (О камыше – (что?) камыш.)
На доске фиксируется: 1. кто? что?
– Что именно о нём говорится? (Камыш (что делает?) дремлет.) Как
вы понимаете значение этого слова?
Ниже на доске записывается: 2. что делает?
– От какого слова надо поставить вопрос к слову чуткий? (От слова
камыш – камыш (какой?) чуткий.)
Ниже ещё одна запись: 3. другие вопросы.
– А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И. Никитина
«Утро». У него такой порядок слов:
Дремлет чуткий камыш,
Тишь, безлюдье вокруг...
– Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)
– Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении?
(Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться
местами.)
– Покажите графически связь слов в предложении.
Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на
алгоритм:
1. кто? что?
2. что делает?
3. другие вопросы.
Упр. 99 – совершенствуется умение конструировать из слов
предложения, наблюдать разные варианты составления предложений.
© ООО «Баласс», 2012
4Ученикам можно дать задание:
– Опираясь на алгоритм, расскажите ещё раз о том, как нужно действовать
при составлении предложения.
– Проверьте себя по памятке на с. 172.
– Есть ли расхождения? Если есть, то в чём? (Может быть не только
вопрос какой?)
– Приведите пример. (В упр. 98 – в предложении Сонная река медленно
течёт. Течёт (как?) медленно.)
– Что такое капель?
Чтение статьи из толкового словаря в учебнике.
– А может капель быть летом? (Это капли тающего снега, а снега летом
нет.)
– Составьте три предложения. Прочитайте их сразу.
– Есть другие варианты?
Можно послушать несколько ответов.
– Что получилось? (Текст.)
– Подберите к нему название. («Начало весны». «Весна пришла».)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Назовите ключевые слова / сочетания урока.
– Составление предложения, порядок слов. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© ООО «Баласс», 2012
5– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 83 («Дидактический материал»).
2. Упр. 101 – подготовиться к словарному диктанту.
Деятельность учеников:
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
© ООО «Баласс», 2012
6