Конструирование сочетаний слов и предложений.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Какое предложение здесь лишнее? Почему? (5-е предложение. Оно о фруктах, а в тексте говорится об уборке овощей.) – Можно ли теперь назвать это текстом? Докажите. – Напишите название тематической группы слов, которых здесь больше всего. (Овощи.) Правописание этого слова надо запомнить. Прочитайте слово три раза. – Слова какой ещё тематической группы есть в этом тексте? (День, ночь – время суток). – Выпишите из текста названия овощей. Подчеркните те, правописание которых надо запомнить. – Какие ещё знаете овощи? Подберите сравнения: во что бы они могли быть одеты (огурцы-голыши, яблоки-матрёшки…). Работа со словом «овощи» в Орфографической тетради на с. 23. – На какой вопрос отвечают слова тематической группы «овощи»?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur33.doc
Русский язык СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? Урок 33 (27). Тема: Конструирование сочетаний слов и предложений. Цель:   – понимать и читать схемы слов и предложений, конструировать сочетания слов и предложений с опорой на схемы. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. © ООО «Баласс», 2012 13. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.     4   3 1. – Прочитайте предложения (представлены на слайде). Уборка овощей. Дни   стали   ненастные,   ночи   холодеют.   На   огородах   начали   овощи убирать. Сначала убрали огурцы. Потом – лук в бумажных рубашках. Потом сняли яблоки. Убрали репу, морковку... Одна капуста осталась. Она холода не боится. (По Э. Шиму) –  Какое предложение здесь лишнее? Почему? (5­е предложение. Оно о фруктах, а в тексте говорится об уборке овощей.) – Можно ли теперь назвать это текстом? Докажите. –  Напишите название тематической группы слов, которых здесь больше всего.  (Овощи.)   Правописание   этого   слова   надо   запомнить.  Прочитайте слово три раза. – Слова какой ещё тематической группы есть в этом тексте? (День, ночь – время суток). –  Выпишите  из  текста названия овощей. Подчеркните те,  правописание которых надо запомнить. –  Какие ещё знаете овощи? Подберите сравнения: во что бы они могли быть одеты (огурцы­голыши, яблоки­матрёшки…). Работа со словом «овощи» в Орфографической тетради  на с. 23. – На какой вопрос отвечают слова тематической группы «овощи»? 2. Проверка тестовых заданий. К   заданию   №5   в   Рабочей   тетради:   какой   ответ   выбрали?   Почему? (Называет растения.) К заданию №4 в Рабочей тетради: какой ответ выбрали? Какая ещё группа © ООО «Баласс», 2012 2слов отвечает на вопрос: кто? (Названия людей.) К заданию №8: назовите группы слов, которые отвечают на вопрос: кто?, затем на вопрос: что? Какие ещё названия к ним можно добавить? II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения). 1   3   3 На доске (слайде) схемы: __________ и |_______ _____ ______. – Чем они отличаются? (Схема слова и схема предложения.)  Появляются другие схемы: (кто?) и (что?) |(Кто?) (что?). – Что вы можете сказать об этих схемах? (В схемах слов и предложений есть слова, отвечающие на вопрос: что? или кто?) – Какие схемы помогают придумать похожие друг на друга предложения? – Чем мы будем заниматься на уроке? Какая у нас будет цель? (Придумывать   слова,   предложения   к   схемам,   в   которых   есть   слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?) – Составим план урока. План (примерный). 1. Соотносить слова с вопросами. 2. Читать схемы слов. 3. Составлять предложения по схемам. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё предполо­ жение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  © ООО «Баласс», 2012 3– Какой кружок обозначает это умение? устной форме. 4. Умение работать в паре. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  6  3  1   Работа по учебнику. Упр. 54 – развивается умение соотносить названия книг и их авторов с вопросами: кто? или что? (выполняется устно). – Какие слова в названиях книг отвечают на вопрос: кто? Почему? А на вопрос: что? Докажите. Упр.   55  –   развивается   умение   читать   схемы   слов   и   составлять сочетания слов по схемам. – Из скольких слов состоит первое сочетание? (Из трёх.) – На какие вопросы отвечают 1­е и 3­е слова? (На вопрос: кто?) Значит, о ком нужно говорить? (О животных, людях.) – С какой буквы они написаны? (С большой.) – Какие это должны быть слова? (Это клички животных, имена людей.) – Подставьте подходящие слова. Что получилось? Запишите. И т.д. Можно на доске составить алгоритм рассуждения при составлении сочетаний. Количество слов. Вопросы. Большая или строчная буква. Запись сочетаний. Составление схем. Чуковский и Барто, берёза и осина, Шарик и шарик, сказки, рассказы и Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4басни. –  Подберите   к   3­й   схеме   сочетание,   в   котором   будут   одинаковые   по звучанию слова, но разные по написанию (с большой и маленькой буквы). –  Можно ли на слух определить, где слово с маленькой буквы, а где с большой?   Что   может   помочь?   (Предложение,   из   которого   будет   ясен смысл.) Упр. 57 – развивается умение составлять предложение по схемам. Можно   прокомментировать   с   помощью   одного   из   учеников   второе предложение,   затем   дети   работают   самостоятельно,   после   чего возможна взаимопроверка. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить предложение по схеме? – Ты записал все предложения? – Ты записал слова сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. –  Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.  – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Что   надо   знать,   чтобы   правильно   составить   сочетания   слов   или предложение по схеме? (К каким словам можно задать вопрос: кто? или что? Какие слова пишутся с большой буквы?)  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? © ООО «Баласс», 2012 5– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  Упр. 39, 41 по вариантам («Дидактический материал»). Подберите загадку об овоще. Деятельность учеников:     – Ставить к словам вопросы: кто? или что? – Классифицировать слова по вопросу. – Составлять словосочетания из слов. – Составлять предложение по схемам. © ООО «Баласс», 2012 6