Запишите слово-отгадку. Подберите к нему однокоренные слова. (Тетрадка, тетрадный.)
– Из истории слова. Слово тетрадь произошло от греч. tetro, что означает «сложенный вчетверо».
Работа со словом тетрадь в Орфографической тетради, с. 45.
2. Проверки домашнего задания.
– Назовите узкие темы к широким «Наша школа», «Космос», «Спорт».
– Придумайте тему, чтобы в тексте можно было рассказать о тетради.
– Какое заглавие придумали к тексту из упр. 25 «Дидактического материала»? Назовите ключевые слова. Как поняли, что такое «свод»? (Собранное, сведённое в виде дуги. Ср.: небесный свод.)
Русский язык
Текст
Урок 24 (20).
Тема: Конструирование текстов.
Цель:
– развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся
фрагментам текста).
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа. 4 3
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
1– Отгадайте загадку.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумейка.
Можешь и нарисовать –
Называюсь я … (тетрадь).
– Запишите словоотгадку. Подберите к нему однокоренные слова.
(Тетрадка, тетрадный.)
– Из истории слова. Слово тетрадь произошло от греч. tetro, что означает
«сложенный вчетверо».
Работа со словом тетрадь в Орфографической тетради, с. 45.
2. Проверки домашнего задания.
– Назовите узкие темы к широким «Наша школа», «Космос», «Спорт».
– Придумайте тему, чтобы в тексте можно было рассказать о тетради.
– Какое заглавие придумали к тексту из упр. 25 «Дидактического
материала»? Назовите ключевые слова. Как поняли, что такое «свод»?
(Собранное, сведённое в виде дуги. Ср.: небесный свод.)
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
1 3 1
Учитель читает сказку о кошке и собаке из Рабочей тетради, 2й кл.
(тема 3), №10, а дети должны закончить эту сказку, придумать
последнее предложение.
Выслушиваются версии детей. Обсуждается, какая концовка лучше.
– Как вы думаете, какая будет цель урока, чему вы будете учиться?
(Учиться заканчивать текст, подбирать концовку.)
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предполо
жение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2нового знания),
формулирование
правила
(определения).
– Какие ещё части кроме концовки есть в тексте?
– Предложите другие варианты работы с текстом. (По началу придумать
сказку, подобрать начало, озаглавить.)
– Озаглавьте прочитанную мною сказку о собаке и кошке так, чтобы
заголовок указывал на смысл, главную мысль сказки. («Как собака стала
врагом кошки»; «Ссора собаки и кошки»; «Враги».)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Будем
учиться прогнозировать содержание текста.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Учиться прогнозировать текст по началу.
2. Учиться прогнозировать начало текста.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 3 1
Работа в учебнике.
Упр. 41 – развивается умение прогнозировать содержание текста по
заданному началу.
Упр. 42 – развивается умение прогнозировать начало сказки по её
продолжению.
___________________________________________________________
Методическая рекомендация: орфографическую работу с опасными
местами (жи–ши) можно объединить в упр. 41 и 42.
___________________________________________________________
– Как называются в упр. 41 выделенные жирным шрифтом слова? Какие в
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3них есть опасные места?
– Найдите однокоренные к ним слова в упр. 42. Выпишите эти слова и
подчеркните опасные места.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Какие три «заветных желания» должны исполниться, чтобы сказка жила
и радовала детей и взрослых? (В ней должны быть три части: начало,
основная часть и концовка.)
– А что должно предшествовать тексту? (Заглавие.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
На выбор или по вариантам:
Упр. 26, «Дидактический материал». Придумать окончание сказки и
озаглавить.
Упр. 27, «Дидактический материал». Придумать начало текста и
озаглавить.
Деятельность учеников:
– Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
© ООО «Баласс», 2012
4