КОНСТРУКТ
организации совместной непрерывной непосредственно-образовательной деятельности
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Формирование элементарных математических представлений
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата: 18.10.2018
Возрастная группа: средняя (4-5)
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 12»
Тема: «Путеводный клубок»
Форма НОД: Игра-путешествие по формированию элементарных математических представлений:
по формированию пространственных представлений и практических ориентировок у детей.
Формы организации деятельности детей: фронтальная, по кругу, индивидуальная
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная
Образовательная область: интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Учебно-методический комплект: 1) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155./Издательский дом «Ажур», 2017. – 24 с.
Цель: Формирование пространственных представлений, умений ориентироваться на плоскости.
Планируемый результат:
· Дети демонстрируют желание участвовать в совместной деятельности со сверстниками.
· Дети проявляют эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживают сказочным героям.
· Проявляют умение определять пространственное расположение объекта (справа); демонстрируют организованность.
· Дети проявляют умение различать цвета спектра, геометрические фигуры (овалы), ориентироваться на плоскости листа (нижняя, верхняя, правая, левая часть).
· Дети демонстрируют умение вести счёт до пяти; проводить сравнение больше, меньше, 4 и 5.
· Дети демонстрируют умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
· проявляют умения устанавливать связи между качествами предмета, выявлять простейшие зависимости предметов (по цветовым спектрам, по количеству, по пространственному расположению) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
· Дети проявляют внимание, память, мышление.
· Дети стараются выполнять задания, соблюдая правила.
· Дети сняли мышечное напряжение.
· Закрепили звукопроизношение гласного звука «у».
· Дети демонстрируют умение определять пространственные ориентировки в плоскости по направлению (вверх, вниз, влево, вправо), по количеству.
· Дети способны обсуждать результаты своей деятельности и всей группы.
· Дети сориентированы на самостоятельную работу в семье и в режимных моментах.
Задачи |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей |
Воспитательные: - Смотивировать желание участвовать в совместной деятельности; - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживать сказочным героям; -воспитывать организованность; - воспитывать желание выполнять задания, соблюдая правила. -сориентировать на самостоятельную работу в семье и в режимных моментах. Развивающие: -развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; -способствовать обсуждению детьми результатов деятельности своей и всей группы. -развивать внимание, мышление, память; Обучающие: - закреплять умение определять пространственное расположение объекта (справа); -продолжать учить различать цвета спектра, геометрические фигуры (овалы), ориентироваться на плоскости листа (нижняя, верхняя, правая, левая часть); -закреплять счёт до пяти; проводить сравнение больше, меньше, 4 и 5; -учить устанавливать связи между качествами предмета, выявлять простейшие зависимости предметов (по цветовым спектрам, по количеству, по пространственному расположению) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам. |
Максим: способствовать активной вовлечённости в совместную деятельность
Вероника: учить отвечать на вопросы полными ответами
Ирина: помочь сориентироваться между пирамидками (левой и правой).
Саша, Алина: указать на пятый овал, который не нужно раскрашивать.
Маша: помочь отличить зелёный и синий цвета спектра. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастая адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы обучения и воспитания:
· Принцип наглядности
· Принцип доступности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип научности
· Принцип деятельности
· Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы воспитания: создание положительного фона и атмосферы эмоционального подъёма, беседа, поощрение, игровая ситуация. Методы обучения: беседа, художественное слово, демонстрация, показ, упражнение, инструкция. Средства воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические. Оборудование и материалы: цветные карандаши, листы с наглядными дидактическими играми и заданиями; клубок из толстого шнура, внутри его письмо; две корзинки пустые и коробка с сосновыми шишками.
Предварительная работа: 1) Знакомство с цифрами от 1до 5 на предыдущих разных занятиях.
2) Подготовка материала, проветривание группы, подготовка группы к проведению занятия, просьба младшего воспитателя в определённый момент выбросить по полу в круг клубочек.
Словарная работа: «Свиток», «Леший», «Баба Яга», «Справа», «Слева», «Верхняя», «Нижняя», «Справа», «Подвох», «План», «Карта (местности)», «Тюльпан», «Кикимора болотная», «Ориентировки».
Этапы |
Методы, приёмы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивацио ный этап Задача: - Смотивировать желание участвовать в совместной деятельности; - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживать сказочным героям.
|
Словесный: (худ.слово, рассказ, объяснение);
наглядный: (клубочек, письмо).
Проблемная ситуация. |
В: -Давайте поиграем, для этого попрошу вас построиться в круг. В: Для начала встанем в круг, Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы готовы поиграть, Ну что, можно начинать! (Младший воспитатель выбрасывает в круг по полу клубочек) В: Ребята, смотрите, кто к нам катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете? В: Смотрите, внутри письмо! (вытаскиваю из клубка). Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, я лесной леший, я увидел, как баба-яга, заманила к себе гулявшего одного без родителей мальчика, кажется, его зовут Вова. Сейчас он находится в избушке у бабы-яги и просит о помощи. Мне жалко мальчишку, но сам я не могу ему помочь, поэтому послал к вам клубочек, который укажет вам дорогу. Я знаю, вы храбрые ребята, ничего не боитесь, ведь вас уже многому научили в детском саду; путь вы сможете преодолеть. Будьте осторожны, по дороге вас могут ждать различные испытания, ведь в наших сказочных лесах без этого не бывает. Поторопитесь!» В: - Ну что, ребята отправимся спасать Вову?... (да). |
Дети выстраиваются в круг; рассматривают письмо; слушают воспитателя, как он читает письмо.
|
Дети демонстрируют желание участвовать в совместной деятельности; проявляют эмоциональ ную отзывчи вость к взрослым и детям, сопереживают сказочным героям. |
2. Основной этап 2.1 Упражнение «Связующая нить» Задача: -закреплять умение определять пространственное расположение объекта (справа);
-воспитывать организованность. |
Поиск, решение задачи, проблемы;
словесный: (рассказ, объяснение),
игровой: (игровое упражнение).
|
- Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Вовочку. Пусть каждый из вас, у кого окажется клубок в руках, назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Игровое упражнение «Связующая нить» Каждый называет своего друга, соседа справа, передавая клубочек дальше по кругу…(дети разворачивают клубок и называют имена своих соседей справа) В: Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. (Сворачиваю в клубок нить). В.: Отправляемся в путь. Ты катись клубочек, укажи нам путь к дому бабы Яги! (бросаю клубочек вперед, к заранее приготовленному свитку с заданиями). |
Называют своего друга справа. Берут: каждый ниточку, натягивают её и слушают воспитателя.
Слушают воспитателя, наблюдают за его действиями. |
Проявляют умение определять пространственное расположение объекта (справа); демонстрируют организованность |
2.2 Представ ление цветовых признаков и пространственных ориентировок в продуктивных видах деятельности Задачи: -продолжать учить различать цвета спектра, геометрические фигуры (овалы), ориентироваться на плоскости листа (нижняя, верхняя, правая, левая часть); -закреплять счёт до пяти; проводить сравнение больше, меньше, 4 и 5; -развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; -учить устанавливать связи между качествами предмета, выявлять простейшие зависимости предметов (по цветовым спектрам, по количеству, по пространствен ному расположению) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; -развивать внимание, мышление; -воспитывать желание выполнять задания, соблюдая правила.
|
Словесный: (рассказ, объяснение, условие, поощрение); наглядный: (раздаточный материал: дидактические игры); практичес кий: (выполнение заданий). |
-Смотрите, клубочек привёл нас к какому–то свитку. (прошу самого шаловливого ребёнка развернуть свиток и все вместе смотрим что там). - Клубочку дальше путь запрещен, пока мы не выполним задание из свитка. Задание 1. Раскрась в нижней части листа правую пирамидку, как показано на - примере, ровно столько овалов, сколько раскрашено на образце. Смотрите, какой подвох - то есть обман: на правой пирамидке на образце - меньше овалов, чем на той, которую нам надо раскрасить. Посчитайте сколько овалов на правой пирамидке на образце?... Четыре, а на той, что на надо раскрасить?... Пять. Как будем поступать?... В: Я подскажу, как вам сделать правильно, просто отсчитайте с верхней части пирамидки по порядку вниз 4, а нижний пятый овал оставьте не раскрашенным.
Сколько овалов мы раскрасим на правой пирамидке?... А сколько оставим не раскрашенными? … А левую пирамидку будем раскрашивать? … Нет, потому что в задании не было такого условия, нужно быть внимательным и не делать лишнего. Приступаем, к работе. (Контролирую и подсказываю индивидуально тем, кто не справляется и начинает не правильно выполнять…).
Молодцы, ребята! А мы не зеваем отправляемся дальше!
А вот и новое задание.
Задание 2. В какой замок попадет принцесса, если она будет двигаться по плану-схеме, расположенному в левом углу? Отметь, её путь синим или красным карандашом. Принцесса сейчас в какой у нас части листа, левой или правой?...А привести мы её должны в какую часть?.. Правую, в какой-то из замков. А в какой, мы узнаем, когда раскрасим дорогу, но не как вам захочется, а в её родной замок, путь, к которому выложен по плану (по-порядку). Смотрим в верхнюю левую часть листа, в квадрате изображены объекты, в определённом порядке, по которому, будет следовать принцесса, чтобы попасть домой. Первый у нас в квадрате гриб, значит, заштриховываем дорожку до гриба, следующим объектом или остановкой должна быть ёлка, но будьте внимательны, после ёлки ещё должен быть тюльпан (поле из тюльпанов) и дерево дуб; ромашкового поля не должно встречаться на пути, так, что не ошибитесь. Вот ребята, вы такие старательные и сообразительные, с любыми заданиями справляетесь! Отправляемся дальше. Что это, посмотрите? А это нас уже следующее задание ждет!
Задание 3. Справа от Леши стоит Сережа в красной рубашке, а слева от Алеши – Вова в зеленой рубашке. А у Леши – желтая рубашка. Раскрась одежду мальчиков, обведи Вову.
Теперь мы знаем как выглядит Вова.
Следующее задание на пути от кикиморы болотной, у которой разбежались все улитки.
Задание 4. Соедини всех улиток ползущих направо, раскрась желтым цветом, тех улиток, которые ползут налево.
- Молодцы ребята справились с этим заданием.
Идем дальше: Налево пойдём – домой попадём, Прямо пойдём – к гостям попадём, Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу, она услышит шум, на шум полетит, а мы в это время прокрадёмся к её избушке. |
Смотрят, внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют практические задания. Выдвигают свои предположения. Считают овалы в пирамидке; отвечают на вопросы. Раскрашивают пирамидку. Решение 1.
Решение 2.
Внимательно смотрят и слушают.
Выполняют задание: заштриховывают линию (путь), соблюдая правила
Выполняют задание 3. Решение 3.
Выполняют задание 4.
Решение 4.
Слушают воспитателя.
|
Дети проявляют умение различать цвета спектра, геометричес кие фигуры (овалы), ориентироваться на плоскости листа (нижняя, верхняя, правая, левая часть); демонстрируют умение вести счёт до пяти; проводить сравнение больше, меньше, 4 и 5; демонстрируют умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; проявляют умения устанавливать связи между качествами предмета, выявлять простейшие зависимости предметов (по цветовым спектрам, по количеству, по пространственному расположению) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; проявляют внимание, мышление; стараются выполнять задания, соблюдая правила.
|
3.Физкульт минутка: Задача: - снять мышечное напряжение; закрепить звукопроизно шение гласного звука «у». |
Динамическая пауза, показ, упражнение на звукопроиз ношение гласного звука «у» |
Встаём. Разбегаемся кто куда, и повторяем то что я вам скажу. Бег на месте, а теперь: Мы потопаем, Мы похлопаем, Поаукаем: «Ау-Ауу….», Погугукаем: «Угу-гу, угу-гу…», Прокрадёмся, И на стулья заберёмся. |
Выполняют движения в соответствии со словами воспитателя, произносят громко сочетание звуков с «у»
|
Дети сняли мышечное напряжение; Закрепили звукопроизно шение гласного звука «у». |
4. Продолжение продуктивной деятельности по пространственным и цветовым ориентировкам на плоскости Задачи: - учить определять пространственные ориентировки в плоскости по направлению (вверх, вниз, влево, вправо), по количеству; -развивать внимание, память мышление |
Словесные: (рассказ, объяснение, условие, вопрос, поощрение); наглядный: (раздаточный материал:ди дактические игры); практичес кий: (выполнение заданий). |
Вот мы и отдохнули, набрались сил и теперь, нам нужно выполнять следующее задание, на которое нарвался наш клубок. «На вашем пути перед вами обрыв со скалы и внизу река, и нет моста. На каком транспорте вы можете перебраться со скалы на скалу и через реку?... Для вас подсказка-задание.
Задание 5. Соедини самолеты, которые летят вниз и раскрась их синим, а которые летят вверх – красным цветом. Которые летят влево или вправо раскрашивать не надо.
А теперь внизу листа, напишите, сколько синих самолётов в первом квадратике, во втором - сколько красных, в следующем квадрате укажите сколько летит самолётов влево (3) и в последнем квадрате, сколько вправо (5). Кто ещё плохо знает как пишется 3 и 5, на доске от 1до 5, расположены по-порядку цифры, вы можете посчитать и обнаружить необходимую вам цифру. 3 будет третья, а 5… Справились?... Молодцы! Значит, мы с вами сумели перелететь через реку и нас ожидает последнее задание.
Задание 6. Надо будет взять любой фломастер, кроме жёлтого и под мою диктовку будете прочерчивать по линиям наш последний путь до избушки бабы Яги. От точки на стрелочке вы должны вести линию по счёту, который я вам буду задавать: сколько клеток вверх рисовать, сколько влево, вправо, вниз. Все знают, как это делать? (показываю пример на доске мольберте на таком же расчерченном листе). А теперь давайте нарисуем весь путь, который мы прошли. Приготовились считать и вести фломастером по линиям клеток столько, сколько надо. И так, фломастер ставим на точку, готовы? … Начинаем: 1 клеточка вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх. Вот и добрались мы с вами до избы бабы Яги. А там Вова, прикованный цепями, мы его освобождаем.
|
Решение 5.
Решение 6.
|
Дети демонстрируют умение определять пространственные ориентировки в плоскости по направлению (вверх, вниз, влево, вправо), по количеству; Дети проявляют внимание, память мышление. |
5. Подведение итогов Задача: - способство вать обсуждению детьми результатов деятельности своей и всей группы. |
Словесный: (итоговая беседа, диалог, вопросы, поощрение).
|
В: Давайте, Вове расскажем, о том, как мы до него добирались. Что вам больше всего запомнилось на пути? … Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? Что полезного вы сегодня узнали, чему научились? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? …. Потому что, вы очень дружные, помогаете друг другу; умеете считать, ориентироваться в пространстве,. |
Рассказывают Вове, какой они преодолели путь и какие задания выполняли; дети делятся впечатлениями с воспитателем о сегодняшнем путешествии. Отвечают на вопросы. |
Дети способны обсуждать результаты своей деятельности и всей группы. |
6. Рефлексия Задача: -сориентиро вать на самостоятельную работу в семье и в режимных моментах |
Словесный: (просьба, условие, поощрение).
|
Попробуйте дома с родителями или братьями, сёстрами поиграть в игру «Найти предмет». Родители прячут игрушку, затем подсказывают вам, как её найти по направлениям (вправо, влево, вперёд на несколько шагов, вверх, вниз); а вы, выполняя эти ориентировки, находите игрушку. (Выставляю коробку с шишками). А сейчас, попрошу: кому понравилось путешествие, положите одну шишку в корзину, расположенную справа на столе, у окна, а кому не очень, то в корзину – слева. Я вас всех - благодарю за активное участие. Всем спасибо за внимание! |
|
Дети сориентированы на самостоятель ную работу в семье и в режимных моментах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.