Конструкт коррекционного занятия по русскому языку 2 класс по теме "Совершенствование знаний по теме Однокоренные слова"
Оценка 4.6

Конструкт коррекционного занятия по русскому языку 2 класс по теме "Совершенствование знаний по теме Однокоренные слова"

Оценка 4.6
docx
10.11.2021
Конструкт коррекционного занятия по русскому языку 2 класс по теме "Совершенствование знаний по теме Однокоренные слова"
10.11.21 КЗ по русскому языку.docx

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 46 группы Дьячковой Анны Сергеевны

 

Дата: 10.11.21

ОО: СОШ №21

Класс: 2 «Г»

Учитель: Черепанова Ирина Игоревна                                                                                    Оценка:                 Подпись:________________

Методист: Чащина Татьяна Васильевна                                                                               

Тема: «Совершенствование знаний по теме: Однокоренные слова»

Цель: закрепить знания об однокоренных словах.

Планируемые результаты:

·         Личностный: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

·         Метапредметный: выполняют операции анализа, синтеза, умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя.

·         Коррекционный: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему, памятку и вопросы педагога.

·         Предметный: знают правила определения родственных и однокоренных слов, знают части слова, умеют находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

·         Коррекционно-воспитательная: воспитывать качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

·         Коррекционно-развивающая: формировать операции анализа, синтеза в процессе выполнения упражнений, развивать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

·         Коррекционно-образовательная: актуализировать знания о частях слова, о понятиях «корень», «родственные слова», «однокоренные слова», отработать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, психологической комфортности, сознательности, активности, индивидуального подхода, связи с жизнью.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

·         По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

·         По дидактическим целям:

·         Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

·         Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.

·         Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.

·         Методы развития психических функций.

·         Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

·         Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

·         Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

·         Демонстрационное: презентация по теме «Однокоренные слова», аншлаги на доску.

·         Индивидуальное: карточки с заданиями для выполнения, памятка о признаках однокоренных слов.

Информационные источники:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

2.      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

Макет доски:

Тема:

Задачи:

Презентация

 

 

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия, задачи работы

Методы и приемы  обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный момент

Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, меня зовут Анна Сергеевна, коррекционное занятие проведу у вас я. На партах лежит только ручка. Уберите остальное.

- Итак, первый ряд сядет, если скажет, какое сегодня число? (десятое ноября) Спасибо, присаживайтесь.

- Второй ряд сядет, если скажет, по какому предмету у нас сегодня пройдёт занятие? (русский язык) Спасибо, присаживайтесь.

- Третий ряд сядет, если скажет, какого цвета туфли у … . (ответы детей) Спасибо, присаживайтесь.

- Посмотрите на слайд. Кто это? (детектив)

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы не просто ученики и учитель. Мы - детективное агентство.

- Чем занимается детективное агентство? (разыскивают пропавших людей, собирают сведения и информацию)

- Правильно, и мы сегодня будем вести настоящее расследование!

- Кто такие детективы? (картинка) Как вы думаете, какими качествами обладают детективы? (внимательные, умные, скрытные, храбрые) Желаю на нашем занятии вам тоже продемонстрировать эти качества.

- Что же такое расследование? Это раскрытие преступлений. Поднимите руку кто готов стать детективами.

Обучающиеся

осуществляют волевую саморегуляцию.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

 

2. Сообщение темы и цели задания.

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности.  Формировать операции анализа, синтеза, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, планировать при помощи учителя.

Актуализировать знания о понятиях «корень», «однокоренные слова».

 

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация).

По дидактическим целям:

Методы развития психических функций

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

- Ребята, нам пришло письмо от лесных жителей! Хотите узнать, что в нем? (дети читают) «Здравствуйте, ребята! У нас случилось беда. Потерялись наши родственники! Помогите нам их найти!»

- Поможем найти родственников лесных жителей? (да)

- Но перед тем как начать, нужно доказать, что вы настоящие детективы!

- Посмотрите на слайд. Отгадайте ребус.

- Что вы видите на картинке? Если в слове «пень» заменить первую букву на «кор», то какое слово получится? (корень)

- Это слово «корень», верно. А у слов есть корень? (да) А если у двух слов одинаковый корень, как они называются? (однокоренные или родственные)

- Это первая улика! Мы будем искать слова-родственники, т.е. однокоренные слова.

- Молодцы, я вижу, что вы это помните эти понятия.

- Какие задачи расследования мы поставим перед собой?

- Знаем ли мы что-то об однокоренных словах? (да)

- Значит, что нам необходимо сделать? Познакомиться или закрепить? (закрепить)

- Умеете ли вы находить к словам однокоренные? (да)

- Значит, что нам необходимо потренироваться делать?

1. Закрепить знания об однокоренных словах

(в плане: что такое однокоренные слова)

2. Потренироваться находить однокоренные слова

(в плане: как найти однокоренные слова)

- В процессе расследования мы с вами повторим что такое корень и однокоренные слова, потренируемся находить корень слова и найдем потерявшихся родственников.

Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют планирование при помощи учителя.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

Предметные результаты: демонстрируют знания о понятиях «корень», «однокоренные слова».

3.Разминка

Задача: развивать умения по теме «Однокоренные слова».

Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя.

Отработать умение находить корень слова.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы развития психических функций

Методы формирования умений и навыков, применения знаний

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

- Детективы собирают информацию. Поэтому, сейчас мы соберем информацию об однокоренных словах.

- Посмотрите на слайд.  Подумайте, чем похожи все эти слова?

- Они все имеют схожее значение, верно. С чем оно связано? (с листьями) Чем ещё похожи эти слова?

- У них есть общая часть «лист», верно. Как называется эта общая часть? (корень)

- Что такое корень? (это главная часть слова) А почему она главная? (в ней спрятано значение слова)

- Давайте попробуем закрыть общую часть слов карточкой.

- Если убрать корень слова, будет ли смысл у оставшихся букв? (нет, без корня слово не имеет смысла) Поэтому корень – главная часть слова.

- Отлично! Вы справились с заданием.

- Давайте повторим, как звучит правило об однокоренных словах.

- Отлично, мы вспомнили правило.

- Итак, сделаем вывод. Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая называется «корень».

Обучающиеся

выполняют операции анализа, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя.

Предметные результаты: демонстрируют умение находить корень слова.

4. Основное содержание занятия.

4.1 «Приметы однокоренных слов»

Задача: закрепить знание понятий корень и однокоренные слова, умение находить корень слова.

Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

 

 

 

 

4.2. «Узнай родственника»

Задача: развивать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Индивидуальная работа.

Задача: отработать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение

Методы развития психических функций

Методы контроля и самоконтроля.

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

- Итак, нам нужно выделить главные приметы однокоренных слов. Для этого поработаем с карточками. Вам нужно заполнить пропуски в тексте.

- Давайте проверим. (проверка со слайдом фронтально) Молодцы!

- Настоящие детективы всегда проверяют информацию. Проверим наши приметы на словах на слайде. Вам нужно найти «третий-лишний» из этих слов.

- Лес, лошадь, лесник. Почему слово лошадь это «третий-лишний»? (потому что у слов «лес» и «лесник» есть схожее значение – они связаны с лесом, а слово «лошадь» – нет; у слов «лес» и «лесник» есть общий корень «лес», а у слова «лошадь» корень «лошадь», он не подходит) – аналогично проверяем две следующие строчки

- Новый, старый, старинный.

- Розовый, роза, ромашка.

- Молодцы! Мы вспомнили, что однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая называется «корень», и что корень – это главная часть слова, сохраняющая смысл слова. Также мы вспомнили, что, чтобы выделить корень слова, нужно найти однокоренные слова.

 

Физминутка

- А как настоящие детективы, мы должны быть очень внимательными и ловкими. Встаем со своих мест. Повторяем движения за мной.

- Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),

Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),

Быстро, быстро убегаем (бег на месте).

Ай да сыщики-ребятки (гладят себя по голове),

Не играйте с нами в прятки (2 раза)

- Спасибо, ребята, присаживайтесь.

 

- Итак, применим полученную информацию! Сейчас мы поработаем в парах. Придвиньте к себе карточку. (демонстрирую её) Что вы на ней видите? (слова) Ваша задача к каждому слову слева, написанному синим цветом, подобрать однокоренное слово из предложенных справа. Прочитайте выделенные синим цветом. (белка, дерево, гриб) В этих словах выделите корень.

- Итак, проверим, что у вас вышло. Первая пара, какое слово вы подобрали к слову «белка»? (беличий) Какой корень вы выделили? («бел») Ребята, у вас получилось так же? Первая пара, эти слова похожи по значению? Чем? (относятся к белке) Проверим со слайдом. Верно, всё так. (аналогично две других строчки)

- Мы применили информацию об однокоренных словах и нашли некоторых родственников лесных жителей – это «грибник» и «беличий».

- Напомните, как найти однокоренные слова. (чтобы подобрать к слову однокоренное, нужно найти слово, близкое по значению и с таким же корнем)

- Чтобы закончить расследование, мы отправимся в прокуратуру.

 

Физминутка

- А перед этим разомнёмся и сделаем ещё одно детективное задание. Нам нужно передать сообщение о том, сколько родственников мы уже нашли. Давайте посчитаем - мы нашли родственников «грибник» и «беличий». Значит, мы нашли двух родственников. Чтобы передать сообщение, в воздухе нарисуйте носом цифру два. Не забывайте, что мы пишем цифру два сверху, поэтому носом рисуем её тоже сверху. Молодцы!

- В числе пропавших – 6 слов. Передадим сообщение с цифрой шесть. Нарисуйте носом эту цифру.

- А всего родственников – 12. Чтобы передать это сообщение, какие цифры нарисуем? Сначала один, затем два, верно.

- Отлично, мы передали сообщения, и можем продолжить расследование.

 

- В прокуратуре есть список всех родственников пропавших. Сейчас нам нужно определить, всех ли родственников мы нашли. Для этого выполним задание на карточке. (демонстрирую карточку) В первом столбике указаны лесные жители, а во втором – их слова-родственники. Нужно соединить слова из первого столбика со вторым.

Дерево – деревянный

Белка – беличий

Гриб – грибник

Сова – совиный

Ягода – ягодный

Берёза – подберёзовик

- Давайте проверим, верно ли мы выполнили задание. Обменяйтесь карточками. Поставьте плюс, если верно выделен корень. Верните карточку. (проверка со слайдом)

- Назови, …, какой корень в первой паре слов. Каким общим значением они связаны? Как называются эти слова? (однокоренные) (аналогично остальные пары слов)

- Отлично! Мы помогли лесным жителям найти их родственников! Мы повторили, что однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая называется «корень», а, чтобы подобрать к слову однокоренное, нужно найти слово, близкое по значению и с одинаковым корнем. Наше расследование закрыто.

Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему.

Предметные результаты: демонстрируют умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

 

5.Рефлексия прошедшего занятия.

Задача: самооценка результатов деятельности.

Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

- Ребята! Посмотрите! Лесные жители прислали нам еще одно письмо.

«Ребята, спасибо большое за то, что нашли наших родственников!

Вас всей душой благодарю

За помощь Вашу и старания,

Спасибо Вам я говорю

И блага все я Вам желаю.»

- Кем мы сегодня были? (детективами, детективным агентством) Понравилось ли вам быть детективами и вести расследование? Если понравилось, покажите класс. Что вам понравилось делать больше всего? (ответы детей)

- Как вы думаете, те знания умения, которые мы сегодня закрепили, помогут вам в жизни? Где они нам могут пригодиться? (на уроках русского языка / при написании сочинений / в описании какой-то вещи или явления)

Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию.

6.Подведение итогов

Задача: подвести итог занятия, выявить трудности при закреплении темы «Однокоренные слова».

Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Метод создания ситуации успеха

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

- Темой нашего занятия были однокоренные слова. Скажите, что особенного есть у однокоренных слов? (они имеют общий корень и схожи по смыслу)

- Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнений?

- Получилось ли у нас достичь поставленных задач? (на слайде)

- В начале урока мы с вами

- Лесные жители приготовили для вас подарочки. Т.к. мы помогли им найти родственников, лесные жители дарят нам памятки по признакам однокоренных слов. Сейчас вам нужно подумать и выбрать одну памятку. Возьмите зелёную памятку, если вы запомнили, что такое однокоренные слова и знаете, как их найти. Возьмите оранжевую памятку, если вы запомнили, что такое, однокоренные слова, но ещё затрудняетесь находить их.

 

- На этом наше занятие окончено, я благодарю вас за активную работу.

Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

 

 


 

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку

По дидактическим целям: ·

По дидактическим целям: ·

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация)

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация)

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение

Узнай родственника» Задача: развивать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова

Узнай родственника» Задача: развивать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова

Индивидуальная работа. Задача: отработать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова

Индивидуальная работа. Задача: отработать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова

Рефлексия прошедшего занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021