Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 10.11.21
ОО: СОШ №21
Класс: 2 «Г»
Учитель: Черепанова Ирина Игоревна Оценка: Подпись:________________
Методист: Чащина Татьяна Васильевна
Тема: «Совершенствование знаний по теме: Однокоренные слова»
Цель: закрепить знания об однокоренных словах.
Планируемые результаты:
· Личностный: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
· Метапредметный: выполняют операции анализа, синтеза, умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя.
· Коррекционный: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему, памятку и вопросы педагога.
· Предметный: знают правила определения родственных и однокоренных слов, знают части слова, умеют находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
· Коррекционно-воспитательная: воспитывать качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
· Коррекционно-развивающая: формировать операции анализа, синтеза в процессе выполнения упражнений, развивать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.
· Коррекционно-образовательная: актуализировать знания о частях слова, о понятиях «корень», «родственные слова», «однокоренные слова», отработать умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, психологической комфортности, сознательности, активности, индивидуального подхода, связи с жизнью.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
· По дидактическим целям:
· Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
· Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
· Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.
· Методы развития психических функций.
· Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
· Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
· Демонстрационное: презентация по теме «Однокоренные слова», аншлаги на доску.
· Индивидуальное: карточки с заданиями для выполнения, памятка о признаках однокоренных слов.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Макет доски:
Тема: Задачи: |
Презентация |
|
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационный момент Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование |
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, меня зовут Анна Сергеевна, коррекционное занятие проведу у вас я. На партах лежит только ручка. Уберите остальное. - Итак, первый ряд сядет, если скажет, какое сегодня число? (десятое ноября) Спасибо, присаживайтесь. - Второй ряд сядет, если скажет, по какому предмету у нас сегодня пройдёт занятие? (русский язык) Спасибо, присаживайтесь. - Третий ряд сядет, если скажет, какого цвета туфли у … . (ответы детей) Спасибо, присаживайтесь. - Посмотрите на слайд. Кто это? (детектив) - Сегодня у нас необычное занятие. Мы не просто ученики и учитель. Мы - детективное агентство. - Чем занимается детективное агентство? (разыскивают пропавших людей, собирают сведения и информацию) - Правильно, и мы сегодня будем вести настоящее расследование! - Кто такие детективы? (картинка) Как вы думаете, какими качествами обладают детективы? (внимательные, умные, скрытные, храбрые) Желаю на нашем занятии вам тоже продемонстрировать эти качества. - Что же такое расследование? Это раскрытие преступлений. Поднимите руку кто готов стать детективами. |
Обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
|
2. Сообщение темы и цели задания. Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности. Формировать операции анализа, синтеза, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, планировать при помощи учителя. Актуализировать знания о понятиях «корень», «однокоренные слова».
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация). По дидактическим целям: Методы развития психических функций Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
- Ребята, нам пришло письмо от лесных жителей! Хотите узнать, что в нем? (дети читают) «Здравствуйте, ребята! У нас случилось беда. Потерялись наши родственники! Помогите нам их найти!» - Поможем найти родственников лесных жителей? (да) - Но перед тем как начать, нужно доказать, что вы настоящие детективы! - Посмотрите на слайд. Отгадайте ребус.
- Что вы видите на картинке? Если в слове «пень» заменить первую букву на «кор», то какое слово получится? (корень) - Это слово «корень», верно. А у слов есть корень? (да) А если у двух слов одинаковый корень, как они называются? (однокоренные или родственные) - Это первая улика! Мы будем искать слова-родственники, т.е. однокоренные слова. - Молодцы, я вижу, что вы это помните эти понятия. - Какие задачи расследования мы поставим перед собой? - Знаем ли мы что-то об однокоренных словах? (да) - Значит, что нам необходимо сделать? Познакомиться или закрепить? (закрепить) - Умеете ли вы находить к словам однокоренные? (да) - Значит, что нам необходимо потренироваться делать? 1. Закрепить знания об однокоренных словах (в плане: что такое однокоренные слова) 2. Потренироваться находить однокоренные слова (в плане: как найти однокоренные слова) - В процессе расследования мы с вами повторим что такое корень и однокоренные слова, потренируемся находить корень слова и найдем потерявшихся родственников. |
Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют планирование при помощи учителя. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности. Предметные результаты: демонстрируют знания о понятиях «корень», «однокоренные слова». |
3.Разминка Задача: развивать умения по теме «Однокоренные слова». Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя. Отработать умение находить корень слова. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы развития психических функций Методы формирования умений и навыков, применения знаний Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
- Детективы собирают информацию. Поэтому, сейчас мы соберем информацию об однокоренных словах. - Посмотрите на слайд. Подумайте, чем похожи все эти слова?
- Они все имеют схожее значение, верно. С чем оно связано? (с листьями) Чем ещё похожи эти слова? - У них есть общая часть «лист», верно. Как называется эта общая часть? (корень) - Что такое корень? (это главная часть слова) А почему она главная? (в ней спрятано значение слова) - Давайте попробуем закрыть общую часть слов карточкой.
- Если убрать корень слова, будет ли смысл у оставшихся букв? (нет, без корня слово не имеет смысла) Поэтому корень – главная часть слова. - Отлично! Вы справились с заданием. - Давайте повторим, как звучит правило об однокоренных словах.
- Отлично, мы вспомнили правило. - Итак, сделаем вывод. Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая называется «корень». |
Обучающиеся выполняют операции анализа, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя. Предметные результаты: демонстрируют умение находить корень слова. |
4. Основное содержание занятия. 4.1 «Приметы однокоренных слов» Задача: закрепить знание понятий корень и однокоренные слова, умение находить корень слова. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.
4.2. «Узнай родственника» Задача: развивать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания.
4.3 Индивидуальная работа. Задача: отработать умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации. |
Методы обучения и воспитания: Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применения знаний. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы развития психических функций Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
- Итак, нам нужно выделить главные приметы однокоренных слов. Для этого поработаем с карточками. Вам нужно заполнить пропуски в тексте.
- Давайте проверим. (проверка со слайдом фронтально) Молодцы! - Настоящие детективы всегда проверяют информацию. Проверим наши приметы на словах на слайде. Вам нужно найти «третий-лишний» из этих слов. - Лес, лошадь, лесник. Почему слово лошадь это «третий-лишний»? (потому что у слов «лес» и «лесник» есть схожее значение – они связаны с лесом, а слово «лошадь» – нет; у слов «лес» и «лесник» есть общий корень «лес», а у слова «лошадь» корень «лошадь», он не подходит) – аналогично проверяем две следующие строчки - Новый, старый, старинный. - Розовый, роза, ромашка. - Молодцы! Мы вспомнили, что однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая называется «корень», и что корень – это главная часть слова, сохраняющая смысл слова. Также мы вспомнили, что, чтобы выделить корень слова, нужно найти однокоренные слова.
Физминутка - А как настоящие детективы, мы должны быть очень внимательными и ловкими. Встаем со своих мест. Повторяем движения за мной. - Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль), Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний), Быстро, быстро убегаем (бег на месте). Ай да сыщики-ребятки (гладят себя по голове), Не играйте с нами в прятки (2 раза) - Спасибо, ребята, присаживайтесь.
- Итак, применим полученную информацию! Сейчас мы поработаем в парах. Придвиньте к себе карточку. (демонстрирую её) Что вы на ней видите? (слова) Ваша задача к каждому слову слева, написанному синим цветом, подобрать однокоренное слово из предложенных справа. Прочитайте выделенные синим цветом. (белка, дерево, гриб) В этих словах выделите корень.
- Итак, проверим, что у вас вышло. Первая пара, какое слово вы подобрали к слову «белка»? (беличий) Какой корень вы выделили? («бел») Ребята, у вас получилось так же? Первая пара, эти слова похожи по значению? Чем? (относятся к белке) Проверим со слайдом. Верно, всё так. (аналогично две других строчки) - Мы применили информацию об однокоренных словах и нашли некоторых родственников лесных жителей – это «грибник» и «беличий». - Напомните, как найти однокоренные слова. (чтобы подобрать к слову однокоренное, нужно найти слово, близкое по значению и с таким же корнем) - Чтобы закончить расследование, мы отправимся в прокуратуру.
Физминутка - А перед этим разомнёмся и сделаем ещё одно детективное задание. Нам нужно передать сообщение о том, сколько родственников мы уже нашли. Давайте посчитаем - мы нашли родственников «грибник» и «беличий». Значит, мы нашли двух родственников. Чтобы передать сообщение, в воздухе нарисуйте носом цифру два. Не забывайте, что мы пишем цифру два сверху, поэтому носом рисуем её тоже сверху. Молодцы! - В числе пропавших – 6 слов. Передадим сообщение с цифрой шесть. Нарисуйте носом эту цифру. - А всего родственников – 12. Чтобы передать это сообщение, какие цифры нарисуем? Сначала один, затем два, верно. - Отлично, мы передали сообщения, и можем продолжить расследование.
- В прокуратуре есть список всех родственников пропавших. Сейчас нам нужно определить, всех ли родственников мы нашли. Для этого выполним задание на карточке. (демонстрирую карточку) В первом столбике указаны лесные жители, а во втором – их слова-родственники. Нужно соединить слова из первого столбика со вторым. Дерево – деревянный Белка – беличий Гриб – грибник Сова – совиный Ягода – ягодный Берёза – подберёзовик - Давайте проверим, верно ли мы выполнили задание. Обменяйтесь карточками. Поставьте плюс, если верно выделен корень. Верните карточку. (проверка со слайдом) - Назови, …, какой корень в первой паре слов. Каким общим значением они связаны? Как называются эти слова? (однокоренные) (аналогично остальные пары слов) -
Отлично! Мы помогли лесным жителям найти их родственников! Мы повторили, что однокоренные
слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, которая
называется «корень», а, чтобы подобрать к слову однокоренное, нужно найти
слово, близкое по значению и с одинаковым корнем. Наше расследование закрыто. |
Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему. Предметные результаты: демонстрируют умение находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
|
5.Рефлексия прошедшего занятия. Задача: самооценка результатов деятельности. Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: · педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
- Ребята! Посмотрите! Лесные жители прислали нам еще одно письмо. «Ребята, спасибо большое за то, что нашли наших родственников! Вас всей душой благодарю За помощь Вашу и старания, Спасибо Вам я говорю И блага все я Вам желаю.» - Кем мы сегодня были? (детективами, детективным агентством) Понравилось ли вам быть детективами и вести расследование? Если понравилось, покажите класс. Что вам понравилось делать больше всего? (ответы детей) - Как вы думаете, те знания умения, которые мы сегодня закрепили, помогут вам в жизни? Где они нам могут пригодиться? (на уроках русского языка / при написании сочинений / в описании какой-то вещи или явления) |
Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию. |
6.Подведение итогов Задача: подвести итог занятия, выявить трудности при закреплении темы «Однокоренные слова». Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Методы обучения и воспитания: Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Метод создания ситуации успеха Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: · поощрение. |
- Темой нашего занятия были однокоренные слова. Скажите, что особенного есть у однокоренных слов? (они имеют общий корень и схожи по смыслу) - Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнений? - Получилось ли у нас достичь поставленных задач? (на слайде) - В начале урока мы с вами - Лесные жители приготовили для вас подарочки. Т.к. мы помогли им найти родственников, лесные жители дарят нам памятки по признакам однокоренных слов. Сейчас вам нужно подумать и выбрать одну памятку. Возьмите зелёную памятку, если вы запомнили, что такое однокоренные слова и знаете, как их найти. Возьмите оранжевую памятку, если вы запомнили, что такое, однокоренные слова, но ещё затрудняетесь находить их.
- На этом наше занятие окончено, я благодарю вас за активную работу. |
Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.