Конструкт урока литературного чтения
по преддипломной практике по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 12.05.2022
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
УМК: «Школа России»
Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
Предметные: знают и анализируют содержание сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Цель: развивать умения находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, создавать высказывание или доказательство своей точки зрения в процессе знакомства и анализа произведения Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Задачи:
Воспитательные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать основы умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Развивающие: развивать способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
Образовательные: развивать умение анализировать содержание сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, художественное слово
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: учебник, тетрадь, карточки для рефлексии.
· Демонстрационные: презентация «Гадкий утёнок»
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Программа литературного чтения. 3 класс.
Ход занятия:
Этапы урока, задачи работы
|
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха |
- Прозвенел звонок, давайте настроимся на работу, проверим готовность к уроку, на столах у вас лежат учебник, дневник, пенал, у кого все готово присаживайтесь на свое место.
- Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.
|
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию;
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Задачи: актуализировать имеющиеся знания обучающихся и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха.
|
- Сегодня мы начнём знакомится с зарубежной литературой. - А с каким произведением мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если отгадаете анаграмму: .конёту йикдаГ
- Верно, сегодня мы познакомимся с произведением «Гадкий утёнок» - Кто ни будь знаком с данным произведением? - Вы знаете, кто его написал? - Произведение «Гадкий утёнок» написал Ганс Христиан Андерсен.
- Сформулируйте тему урока - Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» - Какую цель поставим перед собой на урок? - Цель звучит так: Познакомиться с произведением «Гадкий утёнок»
- Что вы знаете о данном писателе? Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец - Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг. Ганс Христиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”.
- Что вы запомнили про семью Андерсена? (родился в семье башмачника и прачки, папа был книголюб и мечтатель) - Чем автор любил заниматься в детстве? (играть в кукольный театр) -Как называли автора, когда он был маленький в его городе? (маленький Уильям Шекспир) - Молодцы ребята, вы очень внимательно меня слушали, а сегодня мы познакомимся с одним из произведений Андерсена «Гадкий утенок» |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей. |
3.Освоение нового знания и способов действия. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование, художественное слово. поощрение. |
- Откроем учебник на странице 200. - Что вам сообщает название произведения? (Сказка о животных, главный герой - утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение) - Сейчас по цепочке начинаем читать произведение.
(чтение до 148 стр) - Что мы узнали из прочитанного? - Все ли утята сразу вылупились из яиц? (нет) - Верно, осталось ещё большое яйцо и утка долго его высиживала. - Что сказала старая утка про это яйцо? (что оно индюшачье) -Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается? (перестать высиживать) - Что отвечала молодая утка?
- Продолжаем читать дальше. (читаем до 149 стр) - Итак, мы узнали, что птенец наконец-таки вывалился из скорлупы. - Как утка назвала его? (ужасный урод) - Почему она его так назвала? (он был не похож на остальных) - Куда отправилась утка со своей семьёй на следующий день? (к канаве) - Смог ли поплыть гадкий утёнок по воде? (да) - Верно, тогда утка убедилась, что это точно не индюшонок. - Куда отправились они далее? (на птичий двор) - Верно.
- Продолжаем читать. (читаем до 150 стр) - Что произошло на птичьем дворе? (над утёнком начали издеваться и называть его гадким) - Что сказала знатная утка? (все очень милы, кроме одного. не удался) - Верно, ещё она сказала, чтобы они чувствовали себя как дома.
- Читаем дальше. (читаем до 151 стр) -Как относились к утенку на дворе? (все над ним издевались) -Как они его называли? -Почему к нему так относились? (отличался от других) -Любила ли его мать? (нет, мать говорила: чтоб мои глаза тебя не видели) -Как вы думаете почему? - Что сделал утёнок, когда не выдержал всех издевательств? (перебрался через забор и бежал, не зная куда. Пока не очутился в болоте, где жили дикие утки)
- Продолжаем читать. (читаем до 152 стр) - Что сказали дикие утки, когда увидели утёнка? (какой он гадкий, но им не было до него дела. Главное, чтобы он к ним в родню не лез) - Что произошло на третий день? (прилетели два диких гусака и предложили дружить утёнку) - Что случилось далее с дикими гусаками? (в них выстрелили, и они упали в болото) - Охотники окружили болото и начали стрелять.
- Продолжаем читать (читаем до 153) - Бедный утёнок был напуган от выстрелов, которые продолжались несколько часов. - Что он сделал, когда выстрелы закончились? (пустился бежать дальше по лугам и полям) - Куда он добрался? (до маленькой избушки) - Верно, утёнок пробрался через щель в избушку. - Кто жил в избушке? (старуха с курицей и котом) - Старуха оставила утёнка у себя.
- Продолжаем читать. (читаем до 154) -Как ему жилось в этом доме? -Почему его обижали курица и кот? (не умел делать то, что делала курица – высиживать яица, кот – прогибать спину) -Полюбил ли его кто-нибудь? -Куда ушел утенок из этого дома? (на озеро)
- Продолжаем читать. (читаем до конца) -Кого он встретил на озере? (лебедей) -Почему он не решался подплыть к лебедям? (не знал как их зовут и куда они летят) - И утёнок стал прекрасным лебедем. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они. |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение контролировать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Предметные: знают и анализируют содержание сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
|
4.Первичное закрепление. Задачи: Закрепить полученные знания. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. временная работа в группах. Методы воспитания: педагогическое требование, поощрение. |
- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой? Объясните почему? - Неужели, утёнок был гадким? -Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя? -Как вы думаете, почему Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? -Кого мы обычно так называем?
-Понравилась ли вам сказка? -Что особенно запомнилось? -Встретились ли вам герои, которые показались вам неприятными, злыми, жестокими? -Было ли кого-нибудь жалко? Почему? -Когда именно вам было жалко утенка? -Когда вы за него радовались?
|
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществляют волевую саморегуляцию; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. Предметные: знают и анализируют содержание сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
5.Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение. |
- Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги урока, с каким произведением мы сегодня познакомились? -Хороший или плохой конец у этой сказки? -Почему вы так считаете? -Чему научила вас эта сказка? - Правильно ли ценить только по внешне красоте? -Красота бывает внешняя и внутренняя. - Дайте характеристику утёнку, лебедю. Я хочу поблагодарить …: За проявление лидерских качеств За креативность За умение сотрудничать За активность За внимательность
- Урок окончен. |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.