Конструкт урока литературного чтения по преддипломной практике
“Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения”
обучающейся 46 группы специальности
“Коррекционная педагогика в начальном образовании”
Шибановой Дарьи Андреевны
Дата: 22.04.2021
Класс: 3
Тема урока: Ю. Ермолаев «Воспитатели»
Учитель:
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
УМК: «Школа России»
Цель: развитие умения искать и выделять нужную информацию посредством чтения и анализа произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; этические чувства — совести как регуляторов морального поведения; демонстрируют понимание чувств других людей и сопереживание им; обучающиеся ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Метапредметные: Умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации; умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя; обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий).
Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения).
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
Предметные: познакомить обучающихся с биографией писателя, познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; этические чувства — совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; ориентацию в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
● Коррекционно - развивающие: развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики; корректировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении текста; формировать пространственную ориентировку в классе посредством физминутки, развивать умение ставить логические связи; Развивать регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий);
Развивать познавательные УУД: (использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения);
Развивать коммуникативные УУД: (формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
Образовательные: актуализировать информацию о биографии писателя, познакомить с содержанием произведения Ю. Ермолаева;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
● Принцип наглядности;
● принцип доступности;
● принцип деятельности;
● принцип последовательности.
Принципы воспитания:
● Принцип положительного эмоционального подъема;
● воспитание через взаимодействие;
● связь с жизнью.
Принципы коррекционного обучения:
● Совместная деятельность и общение;
● Ведущий вид деятельности (наглядно-действенный);
● Зона ближайшего развития;
● Учет сензетивных периодов развития.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы получения новых знаний: беседа, рассказ, объяснение.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение .
Методы эмоционального стимулирования: поощрение.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в парах.
Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом.
Методы воспитания:
Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение.
Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
Информационное обеспечение урока:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
3. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудио прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.2 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. –М. : Просвещение, 2015. – 223 с. :ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-035619-0.
4. Литературное чтение. 3 класс. Поурочные планы к учебнику - Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2016 - 430 с.- (в помощь школьному учителю)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: Сервис Google для создания интеллект – карт «Coggle» аншлаги.
Индивидуальные: учебник, пишущие принадлежности, раздаточный материал для осуществления рефлексии, самостоятельной работы, словарной работы
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.
3.Решение проблемы
4.Физминутка (2 мин)
5.Первичное закрепление
6.Организация самостоятельной работы
7.Инструкция домашней работы
Конспект урока
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
-Здравствуйте, ребята! Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться, Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!». – Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Организует чтение текста: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте рассказ «Проговорился» по ролям.
– Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: • вдох носом, выдох через рот; • нюхаем цветок; • тушим свечу. Организует речевую разминку. Ок-ок-ок – падает снежок. Ип-ип-ип – слышу снега скрип. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. – Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове «снежном». – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро · |
Познавательные УУД: ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; применять ранее полученные знания. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
|
III. Выявление места и причины затруднения |
Выявление и фиксация места и причины затруднения |
- Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.
|
Регулятивные: постановка и формулировка проблемы |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
- Как вы думаете, тема нашего урока? Правильно! Автор этого рассказа Ю.И. Ермолаев. - Какова цель урока? Мотивация: для чего нам это нужно? Сформулируйте задачи: 1. Узнать……… 2. Понять………. 3. Применить……
|
Регулятивные: целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели планирование Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем |
V. Реализация построенного проекта |
Построение и фиксация нового знания |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Белокурый – имеющий светло-русые волосы; светловолосый (о человеке). Пригрозить – сопроводить предупреждение угрожающим жестом. Укоризненно – с укоризной, осуждающе.
– Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом: вто-ро-класс-ни-ки – второклассники тор-жест-вен-но – торжественно до-школь-ни-цы – дошкольницы всхли-пы-ва-ла – всхлипывала съе-жи-лась – съежилась пер-во-класс-ник – первоклассник мно-го-зна-чи-тель-но– многозначительно пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем Организует первичное прослушивание текста. Затем чтение самостоятельно. Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Как звали главных героев рассказа? (Федя и Костя.) – В каком классе они учились? (Во втором классе.) – Что решили сделать мальчики? – Что делал Вова на скамейке? – Что делала Надя в песочнице? – Почему плакала Маша? – Что сказал мальчикам Вова? Прочитайте строчки из текста. – Что сказала Маша Наде? Прочитайте строчки из текста. – Рассказ Юрия Ермолаева, который вы прочитали, называется «Воспитатели». Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»?
– Почему же писатель дал такое название рассказу? – Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? Вопросы к рассказу Ю. Ермолаева "Воспитатели" 1. Кто главные герои рассказа? 2. Что они хотели сделать? 3. Почему у них не получилось перевоспитать дошколят? 4. Почему плакала Маша? 5. Почему воспитатели хотели добраться до Вовы? 6. Почему воспитатели решили призвать к ответу девочку Надю? 7. Какова главная мысль рассказа? 8. Как можно было бы по-другому назвать рассказ? Ответы к рассказу Ю. Ермолаева "Воспитатели" 1. Главные герои этого рассказа второклассники Костя и Федя. 2. Они хотели навести порядок во дворе и перевоспитать дошколят. 3. Мальчики торопились с выводами и лезли не в своё дело. 4. У куклы по имени Надя оторвалась коса. 5. Маша плакала и поглядывала на Вову. Воспитатели решили, что это он обидел девочку. 6. Маша сказала, что плакала из-за Нади, но не уточнила, что это кукла. Воспитатели решили, что её обидела девочка с тем же именем. 7. Главная мысль рассказа в том, что прежде чем что-то делать, нужно всё продумать и узнать все факты. 8. Мне нравится название "Не разобрались".
– Прочитаем рассказ по ролям.
– Чтение какой группы вам понравилось больше других? – Назовите лучшего исполнителя каждой роли. Объясните, почему так считаете
Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение по ролям рассказа. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
|
Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника; построение логической цепи рассуждения, доказательство |
VIII. Включение в систему знаний и повторение |
Включение нового знания в систему знаний, повторения и закрепления ранее изученного |
Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека». Помог ли урок стать вам красивее и мудрее? . - Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил? (Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».) -Какой совет автора можно прочитать между строк? (Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.) -Какая из пословиц больше всего выражает главную мысль произведения? Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда». - Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? ( Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»)
|
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его |
IX. Рефлексия учебной деятельности |
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания |
- Какую цель ставили в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? Д.з. с.179- 181 чит. по ролям. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов действия. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.