Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03. «Организация занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Шалаевой Анжелики Владимировны (специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата:
ДОО: МБДОУ Детский сад № 17 «Березка».
Группа: Младшая группа (дети 3 - 4 лет).
Воспитатель:
Руководитель практики:
Методист: Соломина Елена Владимировна.
Тема: стихотворение Агнии Барто «Кораблик»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе.
Форма НОД: игра – занятие.
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности.
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети знакомятся со стихотворением Агнии Баото «Кораблик».
- Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения.
- Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.
- Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи (Идти по пятам).
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение;
- Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
- Дети выразительно читают наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники.
- Дети умеют воспроизводить ритм стихотворения.
- Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
- Дети проявляют умение подводить итоги.
- Дети умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого.
- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Цель: развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения Агнии Барто «Кораблик»
Задачи образовательной деятельности |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: ü Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения. ü Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. ü Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. Развивающие задачи: ü Развивать у детей любознательность. ü Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. ü Отрабатывать речевое дыхание. ü Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнений. ü Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. ü Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения. Обучающие задачи: ü Познакомить детей со стихотворением Агнии Баото «Кораблик». ü Обогащать словарь детей (Идти по пятам), уточнять смысл слов и использовать их в речи; ü Побуждать детей запоминать стихотворение Агнии Барто «Кораблик» ü Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники. ü Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи.
|
Ян – развивать интонационную выразительность. Артем – продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов.
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствии условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов).
Принципы развития речи: принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Методы воспитания и обучения.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, беседа, чтение, поощрение, ситуация свободного выбора.
Методы обучения:
· Словесные: беседа, художественное слово, выразительное чтение.
· Наглядные: иллюстрация, демонстрация, приемы мнемотехники (мнемоквадраты), показ.
· Практические: игра, упражнение.
Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихов: приёмы мнемотехники, досказывание детьми рифмующего слова.
Приемы, направленные на формирование выразительности речи: образец выразительного чтения, прием выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Средства обучения: игрушка журавль, портрет поэта П. Н. Воронько, листы бумаги, цветные карандаши, краски, мнемоквадраты, листочки, сделанные из цветной бумаги на ниточке для каждого ребенка.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
3. Конструкт занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Заучивание стихотворения Агнии Барто «Кораблик»»
Предварительная работа: Рассматривание картинок «Разновидности кораблей», беседа о водном транспорте.
Ход занятия.
Этапы деятельности |
Методы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап. Задачи: - Мотивировать детей на предстоящую деятельность. - Развивать у детей любознательность. - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием. - Игровая ситуация. Наглядный: - Демонстрация. |
Педагог эмоционально включает в действие детей, вовлекает в слушание, создает условия для принятия игровой задачи. Стук в дверь. - Ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там. Педагог подходит к двери, берет в руки игрушку лягушонка и заходит обратно в групповую комнату. - Дети, узнаете? Кто это? (Лягушонок) - Верно. Поздоровайтесь с ним. - Здравствуйте! Л: Здравствуйте, ребята! Лягушонок, а почему ты такой грустный? Л: Я сегодня встретил мальчика, он катил по реке красивый кораблик и мне так захотелось на нем прокатиться, но он меня не взял с собой. - Ребята, скажите, чем мы можем с вами помочь Лягушонку, чтобы он смог уговорить мальчика прокатить его на корабле? - Ой, кажется, я придумала нужно помочь Лягушонку выучить стихотворение « Кораблик» что бы он смог рассказать его мальчику и тогда мальчик обязательно прокатит его на своем кораблике. - Хотите помочь Лягушонку выучить стихотворение? - Но для начала его нужно прочитать. |
Дети
подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание,
|
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности. - Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
2 этап. 2.1.Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание. Задачи: - Познакомить детей со стихотворением Агнии Баото «Кораблик». - Воспитывать у детей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения. - Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. |
Словесный: - Беседа. - Художественное слово. - Выразительное чтение. Наглядный: - Иллюстрация. |
Педагог предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Педагог организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. - Присаживайтесь на стульчики, а я пока возьму книгу со стихотворением «Кораблик». - Ребята о корабликах написано очень много стихов, а я вас хочу познакомить со стихотворением Агнии Барто Ребята Агния Барто Русская детская поэтесса, писательница. (Обращает внимание на ее портрет) Она написала множество замечательных детских стихотворений и с одним из них я вас познакомлю, называется он «Кораблик». Послушайте его. Педагог выразительно читает стихотворение. «Кораблик»
Матросская шапка,
|
Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, сосредотачивают внимание, внимательно слушают стихотворение.
|
- Дети знакомятся со стихотворением Агнии Баото «Кораблик». - Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения. - Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. |
2.2. Работа над текстом. Задачи: - Обогащать словарь детей (Идти по пятам), уточнять смысл слов и использовать их в речи; - Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. - Отрабатывать речевое дыхание. - Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнений.
|
Словесный: - Беседа. - Чтение. Наглядный: - Иллюстрация. - Показ. Практический: - Упражнение, игра. |
Педагог вовлекает детей в совместную деятельность, задает вопросы, поощряет детей к высказываниям. - Ребята, кто запомнил, как называется стихотворение? (Кораблик). - Кто написал это стихотворение? (Агния Барто). - Кто может сказать, о чем это стихотворение? - Ребята, кто помнит, как начинается стихотворение? - Ребята, кто скажет, с каким настроением идет мальчик? (Веселым) - Почему? - Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией? (Нет) - Не все стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией. А в каком месте голос нужно изменить? (Когда лягушки просят прокатить) - Произнесите как лягушки просят «Прокати капитан» - Правильно. - Ребята, вы внимательно слушали стихотворение и теперь вместе попробуем его прочитать. - Я начну строку из стихотворения, а вы её заканчиваете. Матросская (шапка), - Молодцы, ребята! Вы внимательно слушали стихотворение, все старались. - Ребята, кто скажет, что означает фраза «За мной по пятам» Воспитатель с уважением выслушивает высказывания детей. - Хорошо, молодцы. По пятам это значит идти за кем либо, не отставая. Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания. - А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику для губ и языка. - Вытяните сомкнутые губы вперед. (Педагог показывает движение) Молодцы, сделаем, ещё раз. Повторяйте за мной. - А теперь, ребята, растяните губы в улыбку (зубы сомкнуты). Вот так. (Педагог показывает движение) Очень хорошо. Молодцы, сделаем ещё раз. - А теперь, мы чистим зубы. Делаем круговые движения языком. Вот так. (Педагог показывает движение) Хорошо. - А сейчас выполним качели. Широко открываем рот, высовываем язычок и двигаем им вверх-вниз. (Педагог показывает движение) Молодцы, очень хорошо. (Педагог демонстрирует дыхательное движение «Лягушки») - А теперь, ребята, давайте покажем лягушонку, как мы умеем надувать щеки. Сделайте вдох через нос, надуйте щеки и потом подуйте, вытянув губы «трубочкой» сдувая свои щеки. (Педагог показывает движение) - Молодцы, ребята! |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем и выполняют артикуляционную гимнастику, дыхательное упражнение.
|
- Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи (Идти по пятам). - Умеют отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
Физкультминутка Задача: - Способствовать снятию мышечного напряжения у дошкольников, переключению их внимания.
|
Словесный: - Эмоциональное стимулирование. Наглядный: - Показ. Практический: - Упражнение, игра. |
Педагог предлагает детям встать около стульчиков и сделать физминутку, и наблюдает за детьми во время выполнения упражнений. - Ребята, а вы знаете, как скачут лягушата? - Лягушонок предлагает вам превратиться в лягушат и сделать зарядку для лягушек.
На
болоте. Ножками
потопаем, - Молодцы ребята! Лягушонку очень понравилась с вами делать зарядку. |
Дети выполняют упражнения по образцу. |
Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности. |
2.3. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Задачи: - Побуждать детей запоминать стихотворение Агнии Барто «Кораблик» - Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. |
Словесный: - Беседа. - Выразительное чтение. Наглядный: - Иллюстрация.
|
- Ребята лягушонок пока делал зарядку, забыл стихотворение про кораблик. - Он просит, что бы вы помогли ему вспомнить. - Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение Агнии Барто «Кораблик», а вы слушайте внимательно и тоже запоминайте, вдруг лягушонок снова забудет стихотворение, а вы ему подскажете. А запомнить стихотворение вам помогут картинки. Вы готовы? Педагог читает еще раз стихотворение, раскладывая картинки - мнемоквадраты.
|
Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами.
|
- Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение; - Проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
|
2.4. Выразительное чтение детей. Задачи: - Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники. - Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения. - Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. |
Словесный: - Беседа. - Выразительное чтение. - Поощрение. - Объяснение. Наглядный: - Иллюстрация. Практический: - Упражнение.
|
Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных. Педагог использует приемы: подсказ, многократное повторение, отраженную речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает по мнемоквадратам наизусть стихотворение ещё раз. |
Дети выразительно читают стихотворение по картинкам – мнемоквадратам. Осуществляют самоконтроль. |
- Дети выразительно читают наизусть стихотворение Агнии Барто «Кораблик» с использованием приемов мнемотехники. - Умеют воспроизводить ритм стихотворения. - Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. |
3.Рефлексия Задачи: - Формировать у детей умение анализировать процесс и результат игровой задачи. -Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. |
Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми. - Дети, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня рассказывали по картинкам? - Какие вы молодцы! Правильно «Кораблик». - А кто его написал? Правильно Агния Барто. - Ребята, вы запомнили стихотворение «Кораблик»? - Ребята, помогли вам картинки запомнить стихотворение? - Трудно было запомнить стихотворение? - Ребята, как вы считаете, мы помогли Лягушонку? Как мы ему помогли? |
Дети слушают, вступают в диалог. |
- Дети проявляют умение анализировать процесс и результат игровой задачи - Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого. |
4.Открытость Задача: - Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. |
Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности. - Ребята, Лягушонку пора идти домой, а то его уже заждалась мама. Но он сказал, что к вам еще обязательно придет в гости. Говорите Лягушонку до свидания. Педагог провожает лягушонка за дверь. - Ребята у меня есть вот такие раскраски с разными корабликами и если вы захотите вы можете для лягушонка сделать сюрприз раскрасить много корабликов, он сможет поделиться ими со своими друзьями лягушатами. - Кто хочет, можете выбрать листочек с изображением корабля, взять карандаши или краски и начать раскрашивать. - А потом вы можете подарить свои рисунки Лягушонку. Педагог помещает рисунки детей на мольберт. Дети рассказывают, какими цветами раскрасили свои рисунки. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, раскрашивают. |
- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.