Конструкт урока литературного чтения № 2
УМК: Школа России
Тема урока: И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к творчеству И. Токмаковой и её стихотворениям; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контроль; коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществляют рефлексию деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы товарищами; осознают познавательную задачу, ориентируются в учебнике; работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
Предметный: обучающиеся знают биографию И. Токмаковой; умеют воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух стихотворения «Плим», «В чудной стране»; работать в группе.
Цель: формирование осознанного чтения в процессе выразительного чтения стихотворений И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране».
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся интереса к уроку литературное чтение, к творчеству И. Токмаковой и её стихотворениям; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Корекционно – развивающая: способствовать развитию волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; контроль, коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществлять рефлексию деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; осознавать познавательную задачу, ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.
Образовательная: познакомить с биографией И. Токмаковой; развивать умение воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух интерес к стихотворения «Плим», «В чудной стране»; работать в группе.
Принципы обучения:
· Принцип наглядности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип доступности
· Принцип деятельности
· Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема
· Стимулирование активности
· Гуманистической направленности воспитания
· Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· словесные: беседа, работа с учебником
· практические: упражнения
2. Методы закрепления и повторения изученного материала:
· беседа, повторение
3. Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха
· поощрение
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
5. Методы формирования ответственности и обязанности:
· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы воспитания:
1. Методы осмысления детьми своего социального опыта:
· беседа
2. Методы самоопределения личности ребенка:
· рефлексия
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
· поощрение
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение:
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
1.2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2);
1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.4. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». Л. Ф. Климанова; М. В. Бойкина;
1.5. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» на 2022-2023 уч. год;
1.6. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс, 2022-2023 учебный год. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа;
1.7. Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.
Оборудование:
2.1Демонстрационное: мультимедийная презентация на тему «И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»
2.2 Индивидуальное: учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал, карточки с критериями выразительного чтения.
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Этап проектной деятельности |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
Мотивационный |
3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Подготовительно-планирующий |
5 мин |
Решение проблемы |
Информационно-операционный |
13 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
|
Первичное закрепление |
13 мин |
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) |
|
|
Рефлексия |
Рефлексивно-оценочный |
4 мин |
Итого |
|
40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Классная работа. Мультимедийная презентация «И Токмакова «Плим», «В чудной стране» |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы
|
Этапы урока Этапы проектной деятельности |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей
на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Мотивационный |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Да-нетка»
|
-Здравствуйте, ребята! -Предлагаю встать и поприветствовать друг друга. -Проверим готовность к уроку. На партах у вас лежат: учебник, дневник и письменные принадлежности. -Отлично, вижу, что все готовы. -Давайте вспомним как правильно вести себя на уроке. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или «нет». -На уроке можно качаться на стуле? -А внимательно слушать учителя? -На уроке нужно ругаться с другом? -Старательно выполнять задания? -На вопросы учителя выкрикивать ответы? -Мешать рядом сидящему соседу? -Правильно сидеть за партой? -Молодцы, вы хорошо знаете, как должен себя вести на уроке ученик. -Сейчас для того чтобы настроиться на урок, выполним дыхательную гимнастику «Дровосек». - Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
|
Приветствуют учителя Отвечают на вопросы учителя: да, нет
Выполняют дыхательную гимнастику |
Личностные: проявляют интерес к уроку «литературное чтение; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача:
|
Подготовительно-планирующий |
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
|
- Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы с вами на прошлом уроке? - Какие произведения мы с вами читали? - Вспомните, кто такой В. Берестов? - Спасибо за ваши ответы! - Сегодня у нас новое интересное знакомство с новым автором и её творчеством. - Предлагаю вам составить тему сегодняшнего урока, для этого поставить буквы в правильном порядке. На слайде: Ирниа Токмакова «Плим», «В удчонй стрена» Тема урока: Ирина Токмакова «Плим», «В чудной стране» - Ребята, знакомы ли вы с этим писателем? - Какую задачу перед собой мы можем поставить? - 1. Познакомиться с биографией Ирины Токмаковой - Ребята, знакомы ли вам стихотворения «Плим», «В чудной стране»? - Какую задачу мы можем перед собой поставить? - 2. Прочитать стихотворения «Плим», «В чудной стране» и обсудить их. - Ребята, а можем ли мы с вами побывать в роли писателей и придумать своё собственное стихотворение? - 3. Организовать прочтение стихотворений собственных и выставку рисунков -Для того чтобы организовать прочтение стихотворений, мы с вами попробуем придумать и составить свои собственные стихотворения, проявив фантазию и оригинальность мышления. А также, к этим стихотворениям мы с вами нарисуем рисунки и представим их. - Перед вами готовый план, которому мы с вами будем следовать на протяжении всего урока. -Предлагаю не медлить и приступить к выполнению нашего плана прямо сейчас! |
Отвечают на
вопросы
Составляют тему урока
-Нет Отвечают на вопросы и составляют план урока
|
Личностные:
проявляют интерес к уроку «литературное чтение. |
Решение проблемы
Задача: Выявить пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Информационно-операционный
|
Методы получения новых знаний: беседа, Методы эмоционального стимулирования: поощрение По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Опросник»
|
-Имя, какой у нас 1 пункт плана? -Сейчас мы познакомимся с биографией И.Токмаковой - Она родилась 3 марта 1929 года в городе Москве, Токмакова - наш современник. Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста. Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. - И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова? - Совершенно верно, вижу, что вы внимательно слушали. -Мы познакомились с биографией И.Токмаковой, выполнили ли мы с вами 1 пункт плана? -Что мы сделаем дальше? -Да, прочитаем стихотворения «Плим», «В чудной стране». - На 153-ой странице прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? - Что можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию она вам поможет. - Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”. - Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения. - И так, ребята, что такое плим? (Слово, которое придумал мальчик) истории веселого мальчика. мальчик придумал слово и повторял его) – Чем оно необычно? (Тем, что автор дает необычные определения слов. Например ложка- это ложка -Каким словом играл мальчик? - Какое открытие сделал мальчик? (Слово плим – ничего не значит) – Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное? (она творческий человек) - Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать? - Как надо читать это стихотворение? (Правильность чтения, выразительность, соблюдение настроения) -Какие чувства вызывают у вас это стихотворение? Почему? -А сейчас давайте выразительно прочитаем. На прошлом уроке мы с вами создали памятку выразительного чтения, приготовьте их пожалуйста. Какие критерии необходимо соблюдать при чтении? Критерии выразительного чтения:
- С какой интонацией будем читать это стихотворение? -Как будем читать первую часть? - Какие знаки препинания подсказывают нам, как надо читать? Что означает тире между словами? -А с каким чувством будем читать 2 часть? -Какие знаки препинания нам подсказывают? Как будем читать? - С какой интонацией читает автор? -Имя, прочитай выразительно стихотворение. -Ребята, удалось ли ребятам передать настроение мальчика? - Хорошо, молодцы ребята! -На 154-ой странице прочитайте название стихотворения. -Ребята, можно прочитать и «чУдной» и «чуднОй». Мы с вами сейчас выясним, как в нашем стихотворении нужно поставить ударение. -Рассмотрите иллюстрацию, как думаете, о чем это стихотворение? -А вы верите в чудеса? - А как вы можете объяснить значение слова «чУдный». -Чудный-дивный, красивый, прекрасный, вызывающий удивление; -А что значит «в чуднОй»? -Чудной - Странный, необычайный, вызывающий удивлений. - А что для вас является чуднЫм? Давайте послушаем стихотворение и узнаем, про какую чуднУю
страну нам рассказывает автор. *Запись стихотворения «В чудной стране» О чем же это стихотворение? - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его
слушали? -К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения? (к нам) - Верите ли вы ей? Почему? - Где может находиться такая страна? (в сказках) - Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? -Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове «чудной»? -Обсудите в парах: почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочным? -Прочитайте последнюю строчку стихотворения. К кому обращается автор? -Где может находиться такая страна? -Ребята, а как надо читать это стихотворение? - Какие знаки препинания нам помогают? -Обратите внимание на многоточие. Для чего служит? -Многоточие служит для обозначения незаконченности высказывания или пропуска в тексте - С какой интонацией прочитаем последнее предложение? Почему? -А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение. |
-Познакомиться с биографией И.Токмаковой
-Стихи, рассказы, сказочные повести
-Да
Предполагают о чём стихотворение
Слушают стихотворение «Плим» Отвечают на вопросы учителя по содержанию стихотворения
Читают стихотворение «Плим»
Слушают стихотворение «В чудной стране» Отвечают на вопросы учителя по содержанию
Обсуждают в парах Отвечают на вопросы Читают стихотворение «В чудной стране»
Отвечают на вопросы учителя
Выражают своё мнение
Отвечают на вопросы учителя
Читают стихотворение «В чудной стране» |
Личностные:
проявляют интерес к творчеству В. Д. Берестова и его стихотворениям;
доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
|
Физкультминутка
Задача: Снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности.
|
Информационно-операционный
|
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
|
- Ребята, перед тем как приступить к нашей следующей деятельности, я предлагаю вам немного отдохнуть Поднимает руки класс - это «раз» (потягивания под счёт учителя) Повернулась голова – это «два». (Движения головой). Руки вниз, вперед смотри- Это «три». (приседания). Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». (Повороты туловища). С силой их к плечам прижать – это «пять». (Движения руками). Всем ребятам тихо сесть – это «шесть» |
Выполняют физминутку |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
Первичное закрепление
Задача: Проверить уровень освоения пройденного материала |
Информационно-операционный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Обучение в команде»
|
-К выполнению какого пункта плана мы сейчас с вами приступим? -Работу мы с вами будем выполнять в группах. *Осуществляется жеребьевка – деление на 3 группы по 3 человека -Теперь, когда вы уже объединились в группы. Вспомним правила работы. -Спасибо большое! -Послушайте внимательно критерии выполнения данной работы. Критерии: 1. самостоятельность 2. оригинальность 3. смыслообразование 4. презентабельность 5. логичность - Критерий «самостоятельность» говорит о том, что вы должны сами написать это стихотворение или придумать его идею. - Критерий «Оригинальность» говорит о том, что проявление оригинальности приветствуется. - Критерий «Смыслообразование» говорит о том, что в вашем стихотворении или идее должен быть смысл. - Критерий «Презентабельность» говорит о том, что презентуя свое стихотворение вам необходимо четко и выразительно его читать, выглядеть презентабельно. - Критерий «Логичность», говорит о том, что ваше выступление должно быть логичным. -Также, вам необходимо будет придумать название своему стихотворению и нарисовать рисунок, подходящий по смыслу. -Ваша задача распределить обязанности в своей группе, кто-то будет работать над сочинением стихотворения, а кто-то будет выполнять рисунок - На выполнение этого задания у вас есть ровно 10 минут. -После выполнения каждая группа представит своё стихотворение для всего класса, а также оценим работу по критериям. -Если у вас возникают какие-либо вопросы, то поднимите руку и я к вам подойду. - Закончили. |
-Третьего
Делятся на группы
Слушают критерии выполнения
Приступают к выполнению задания
|
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую
саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, учитывать
выделенные ориентиры действий; адекватно воспринимают оценку своей работы
товарищами; работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок);
выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; обучающиеся умеют работать в группе. |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)
Задача: Закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях.
|
Информационно-операционный |
Методы обучения: По источнику получения знаний: практические: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Приём «Обучение в команде» |
- 1 группа, выходите и
представьте своё стихотворение, а также рисунок к нему. |
-Группы обучающихся представляют свои стихотворения и рисунки для всего класса.
Оценивают свою работу по критериям
Высказывают своё мнение |
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к друг другу в процессе совместной деятельности. Предметный: |
Подведение итогов. Рефлексия
Задача: Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. |
Рефлексивно-оценочный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Прием «Плюс минус интересно» |
-Наш урок подходит к концу. - И так, какая же тема была у нас сегодня на уроке? - Какие задачи мы решали на уроке? - Подводя итог урока, я предлагаю вам с помощью приема «Плюс минус интересно» - На карточках, которые лежат на вашем столе я предлагаю вам подвести итог вашей сегодняшней работы. - В первой колонке «Плюс» запишите все, что на сегодняшнем уроке вам показалось интересным и полезным, а также можете указать то, с кем вы сегодняшней информацией можете поделиться. - Во второй колонке «Минус» запишите то, что вам показалось лишним на уроке, либо вызвало у вас не понимание. - В третьей колонке «Интересно», вы можете написать интересные факты, которые вам понравились на сегодняшнем уроке, либо задать вопрос, который вас интересует. - Вижу вы закончили, кто готов с нами поделиться тем, что он записал? - Отлично! Спасибо, что поделились своим мнением! - Всем спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы учителя
Работают в карточках, заполняют колонки «Плюс, минус, интересно»
Делятся своими записями |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию деятельности; строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.