Конструкт урока литературного чтения
студента группы 46 А
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Мамонтовой Юлии Максимовны
Тема урока: Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского
УМК: Школа России
Цель: совершенствование умений находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение) в процессе анализа произведения В.Ю. Драгунского «Главные реки»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения
Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии В. Ю. Драгунского, знают определение понятия юмористические рассказы, определение понятия преувеличение, знают произведение В.Ю. Драгунского «Главные реки».
Задачи:
Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о биографии В. Ю. Драгунского, познакомить с определением понятия юмористические рассказы, определением понятия преувеличение, произведение В.Ю. Драгунского «Главные реки».
Принципы воспитания
ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
ü Создание положительного эмоционального подъема
ü Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
ü Принцип наглядности
ü Принцип систематичности и последовательности
ü Принцип доступности
Методы воспитания
1. Методы формирования социального опыта детей
ü Педагогическое требование
ü Упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
ü Беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
ü Поощрение
Методы обучения
1. По источнику получения знаний
ü Словесные (беседа, объяснение)
ü Наглядные (демонстрация)
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского»
индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной
деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из
затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий)
(14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Использованная литература:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст:
непосредственный
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)
Эскиз доски
|
22 апреля. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
|
-Доброе утро, ребята! -Я рада вас всех видеть, меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник. -Я вижу, что все готовы к уроку. -Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики. -Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте. -Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю Вам прикоснуться друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! -Сегодня нас ждет интересный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать. |
Приветствуют педагога
Проверяют готовность |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) |
Организовать актуализацию изученных способов действий. Организовать построение проекта изучения нового знания |
1. Методы формирования социального опыта детей Упражнение 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, мы с вами на уроках много читаем, и сегодня – не исключение, поэтому нам необходимо развивать речевой аппарат. -Для этого мы с вами прочитаем скороговорки. -Посмотрите на слайд. Перед Вами скороговорка, звучит она так Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была -Теперь прочитаем вместе вполголоса. -Отлично. А теперь попробуем быстрее. -Молодцы! Теперь каждый прочитает про себя. -Кто хочет прочитать для всех? …, читай -Спасибо -А кто может еще быстрее? …, читай -Спасибо -Предлагаю прочитать еще одну Королева кавалеру каравеллу подарила. Королева с кавалером в каравелле удалилась. -Теперь прочитаем вместе. Читайте вполголоса. -Отлично. А теперь попробуем быстрее. -Молодцы! Теперь каждый прочитает про себя. -Кто хочет прочитать для всех? …, читай -Спасибо -А кто может еще быстрее? …, читай -Спасибо -Сейчас, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть на слайд. Перед вами анаграмма. Ваша задача разгадать её. -Кто готов назвать тему урока, просигнализируйте. -…., как будет звучать тема урока? -Кто согласен поднимите руку -Отлично. Вы правы, Тема нашего урока: Средство выразительности «преувеличение» -Теперь, я предлагаю поставить цель на урок. -Как вы думаете, какую цель мы должны достичь? -Отлично. Цель: узнать, что такое средство выразительности «преувеличение» -Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению! -Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению |
Читают скороговорку
Читает
Читают скороговорку
Читает |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; |
Решение проблемы |
|
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-И так, для того чтобы достичь цели нашего урока, я предлагаю начать с игры, в которой мы вспомним биографию В.Ю. Драгунского. -На слайде мы будем видеть вопросы и варианты ответа, отвечать будем по поднятой руке. -1. В какой стране родился Виктор Юзефович? (США) -…, какой вариант верный? -Кто согласен поднимите руку -Вы правы. Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. 2.Кто из родственников Драгунского продолжает писательскую деятельность? (сын) - Первый рассказ Дениса Драгунского вышел ещё в 1976 году в газете «Неделя», а вот всерьёз писать он стал лишь в 59 лет. В 2008 году сборник «Произвольный пистолет. Двадцать рассказов» вышел в журнале «Знамя», а спустя год свет увидел первый отдельный сборник писателя «Нет такого слова» 3.Как зовут одного из героев рассказов Драгунского, названного в честь его сына? (Денис) - Сама книга появилась благодаря тому, что Драгунский очень любил своего маленького сына. В честь сына он и назвал главного героя книги Дениской. -Мы с вами молодцы! -Скажите, а с какими произведениями Драгунского вы знакомы? -Отлично, как вы думаете, а можем ли мы назвать эти произведения юмористическими? -Ребята, а что такое юмористические рассказы? -Спасибо. Предлагаю посмотреть на слайд. …, прочитай, пожалуйста, определение -Спасибо. …, можешь ли ты сказать определение своими словами -Отлично. -У юмористических рассказов есть свои средства выразительности. -Одним из таких средств является преувеличение. Вы слышали о таком средстве выразительности? -В таком случае, я предлагаю нам с ним познакомиться. -Как вы думаете, что это такое? Отвечаем по поднятой руке -Благодарю. Преувеличение – это средство художественной выразительности, которое заключается в приукрашивании какого-либо качества или обстоятельства событий -Иными словами, автор в произведении использует преувеличение, если хочет показать важность того, о чем он говорит, с помощью приукрашивания -Предлагаю посмотреть пример данного средства выразительности. -Пример: махнула птица крылом, закрыла солнце одним пером. -Как Вы думаете, где здесь преувеличение? Почему? -Кто согласен поднимите руку -Отлично, Вы правы. «Закрыла солнце одним пером» будет являться преувеличением, ведь перья у птиц слишком маленькие, чтобы закрыть солнце. |
Отвечают на вопросы
Ответы обучающихся
Юмористические рассказы – небольшие произведения, описывающие смешную или забавную ситуацию
Предположения обучающихся
«Закрыла солнце одним пером», потому что у птицы слишком маленькое перо, для того чтобы закрыть солнце |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии В. Ю. Драгунского, знают определение понятия юмористические рассказы, определение понятия преувеличение |
Физминутка |
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть, для этого встаньте со своих мест и встаньте так, чтобы не мешать друг другу.
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.) Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.) Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.) «Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.) Вот четыре буквы: «Воды». (4 хлопка в ладоши.) Вот еще четыре :«Моды». (4 хлопка в ладоши.) «Воды» - «моды» — «лимонад»!(Приседания.) Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.) Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.) Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.) Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.) Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте. - Отлично, садимся на места. - Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок. |
Выполняют физминутку
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Первичное закрепление |
Организовать возможность применения нового способа действий |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Для того, чтобы закрепить знания о преувеличении, я предлагаю нам с Вами немного поиграть. У меня есть мяч, я буду кидать его одному из Вас и называть фразу, Ваша задача вернуть мне мяч и сказать объяснить, где преувеличение в этой фразе Мы с тобой сто лет не виделись! Кошмарный беспорядок Бесконечная равнина Я так голоден, что слона бы съел Слезы в три ручья -Отлично, мы справились -Теперь я предлагаю нам с Вами поработать с произведением В.Ю. Драгунского «Главные реки» и найти в нем преувеличения. -Вы уже знакомы с данным произведением, я предлагаю поработать в парах. -Какие правила работы в паре вы помните? Отвечаем по поднятой руке -Отлично, при работе в паре нужно слушать и слышать друг друга, а также не перебивать собеседника -Теперь ваша задача выделить преувеличения в рассказе, на работу у вас 5 минут. -И так, кто закончил поднимите руку -Отлично. Предлагаю поделиться вашими вариантами -…, какие фразы вы выделили? Почему? -Кто согласен поднимите руку -Вы правы, в рассказе есть две фразы, в которых используется преувеличение. «Я прямо к ней как будто приклеился» и «И думал, что сейчас уже наверняка я умру.» -Данные фразы являются преувеличением, тк автор приукрашивает ситуацию. Ведь мы с вами понимаем, что Дениска не мог приклеится к стулу из-за того, что Раиса Ивановна вызвала его к доске, и умереть от вопроса он тоже не мог, но с помощью преувеличения Дениска показал свои чувства страха, из-за невыполненной домашней работы. -Ребята, а кто использовал фразы характеристики? -Вы правы, это Дениска. А можете ли Вы дать характеристику Дениски используя произведение «Главные реки»? -Спасибо. Действительно, Дениска любознателен, его лучшим другом является Мишка, Дениска веселый и общительный, а также безответственный, потому что совсем забыл про домашнее задание |
Играют в игру
слушать и слышать друг друга, не перебивать собеседника
Я прямо к ней как будто приклеился» и «И думал, что сейчас уже наверняка я умру.» Дениска не мог приклеится к стулу из-за того, что Раиса Ивановна вызвала его к доске, и умереть от вопроса он тоже не мог |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; составлять высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения Предметные: обучающиеся знают произведение В.Ю. Драгунского «Главные реки». |
Инструктаж домашнего задания |
Организовать обсуждения и запись домашнего задания |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
|
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности. |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, кто может напомнить, с каким средством выразительности мы сегодня познакомились? -Конечно, Преувеличение. -Кто может сказать, что такое преувеличение? -Верно, это приукрашивание какого-либо качества или ситуации. -Ребята, покажите ладонь, если на уроке вам было интересно. -Покажите кулак, если вам было неинтересно. -Спасибо вам большое за урок, вашу внимательность, активность и отзывчивость. -Мне было приятно с вами работать. -До свидания! |
Преувеличение
приукрашивание какого-либо качества или ситуации. |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.