Конструкт урока литературного чтения № 5
УМК: Школа России
Тема урока: Шарль Перро «Кот в сапогах».
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют положительно-эмоциональный настрой на урок, активность на уроке «литературное чтение», доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, интерес к чтению.
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществляют рефлексию деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы товарищами; осознают познавательную задачу, ориентируются в учебнике; работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); анализируют художественное произведение; устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
Предметный: обучающиеся знают биографию Ш.Перро, содержание сказки «Кот в сапогах», демонстрируют умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответ примерами из текста; умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, составлять характеристику персонажа.
Цель: формирование осознанного чтения в процессе знакомства с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах».
Задачи:
Воспитательная: воспитывать положительно-эмоциональный настрой на урок, активность на уроке «литературное чтение», доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, интерес к чтению.
Корекционно – развивающая: способствовать развитию волевой саморегуляции; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществлять рефлексию деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; осознавать познавательную задачу, ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); анализировать художественное произведение; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.
Образовательная: познакомить с биографией, Ш.Перро, содержанием сказки «Кот в сапогах»; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответ примерами из текста; умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, составлять характеристику персонажа.
Принципы обучения:
· Принцип наглядности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип доступности
· Принцип деятельности
· Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема
· Стимулирование активности
· Гуманистической направленности воспитания
· Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· словесные: беседа, работа с учебником
· практические: упражнения
2. Методы закрепления и повторения изученного материала:
· беседа, повторение
3. Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха
· поощрение
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
5. Методы формирования ответственности и обязанности:
· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы воспитания:
1. Методы осмысления детьми своего социального опыта:
· беседа
2. Методы самоопределения личности ребенка:
· рефлексия
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
· поощрение
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение:
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
1.2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2);
1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.4. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». Л. Ф. Климанова; М. В. Бойкина;
1.5. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» на 2022-2023 уч. год;
1.6. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс, 2022-2023 учебный год. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа;
1.7. Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.
Оборудование:
2.1Демонстрационное:
мультимедийная презентация на тему Ш.Перро «Кот в сапогах».
2.2 Индивидуальное: учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал.
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Этап проектной деятельности |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
Мотивационный |
4 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Подготовительно-планирующий |
5 мин |
Решение проблемы |
Информационно-операционный |
12 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
|
Первичное закрепление |
7 мин |
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) |
8 мин |
|
Инструктаж по домашнему заданию |
|
|
Рефлексия |
Рефлексивно-оценочный |
3 мин |
Итого |
|
40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Классная работа. Мультимедийная презентация на тему Ш.Перро «Кот в сапогах» |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Этапы проектной деятельности |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей
на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Мотивационный |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Художественное слово» |
- Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник по литературному чтению и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Итак, для того чтобы начать наш урок, предлагаю вам прослушать художественное вступление. Прослушайте и скажите, о чём будет наш урок. - За тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили были, не тужили сказки. Все они были разными, и истории у них были совершенно не похожими друг на друга. Но всех их объединяло то, что они очень любили делиться своими историями с другими. - Скажите, ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок? - Какие чувства у вас вызвал этот художественный отрывок? - Я надеюсь, что на нашем уроке вы тоже будете работать дружно и захотите поделиться с нами своими знаниями. - А сейчас, выполним речевую разминку, для того чтобы подготовиться к чёткому и выразительному чтению. - Прочитайте предложение, которое написано у меня на слайде. - Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет (на слайде) - Что это? (скороговорка) - Верно, это скороговорка. - О чём и о ком в ней говорится? (о Карле и Кларе, и о том, что они друг у друга украли) - Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (к,л,р) - Давайте попробуем четко, правильно и быстро произнести скороговорку. - Но для начала попробуем медленно, затем быстрее и быстрее. - Теперь каждый прочитает ее в своем темпе, четко и внятно, при этом старайтесь проговаривать ее быстро. - Кто желает прочитать нам ее в слух? - Только ребята, давайте договоримся о том, что, не смотря на быстрый тем, мы будет оценивать четкость и правильность произношения слов. - Как вы считаете, (Имя), на сколько четко и внятно прочитал скороговорку? А какой был темп? - Хорошо, спасибо. |
Проверяют готовность к уроку
|
Личностные:
обучающиеся проявляют интерес к
уроку «литературное чтение, положительно-эмоциональный настрой на урок |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача:
|
Подготовительно-планирующий |
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Исключение лишнего»
|
- Ребята, а помните ли вы, чем отличаются сказки от других художественных произведений? (в сказках есть некая поучительная мысль, они пишутся для детей, в них часто присутствуют какой-то фантастический сюжет и нереальные события) - Обратите внимание на слайд. Вспомните, какие виды сказок вы можете назвать? (бытовые, волшебные, о животных)
- Соедините название сказки и вид, к которому она относится. (устно соединяют) - Ребята, обратите внимание на следующий слайд. На какие ещё виды мы можем разделить сказки? (авторские и народные) - Чтобы узнать, какой будет тема урока, предлагаю вам обратить внимание на слайд. Знаете ли вы этого персонажа? (это Кот в сапогах) - Как вы думаете, какой будет тема урока? (сказка Шарля Перро «Кот в сапогах») - Верно, спасибо! - На слайде вы можете увидеть задачи, среди них есть несколько лишних. Подумайте и обсудите в паре, что необходимо убрать. План: 1.Повторить биографию Ш.Перро 2.Прочитать произведение Ш. Перро «Кот в сапогах» 4.Составить портрет героев |
|
Личностные: обучающиеся проявляют активность на уроке
«литературное чтение», демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи, интерес к чтению. |
Решение проблемы
Задача: Выявить пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Информационно-операционный |
Методы получения новых знаний: беседа, Методы эмоционального стимулирования: поощрение По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Чтение с пометками Инсерт»
|
- Ребята, а знакомы ли вы с таким автором как Шарль Перро? Что вы о нём знаете? Шарль Перро – это французский писатель и поэт. Он родился в 1628 году. - Для того, чтобы нам с вами выполнить первый пункт плана, предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с Шарлем Перро, его жизнью и творчеством, используя прием «Чтение с пометками Инсерт». - Обратите внимание, у каждого из вас на парте есть таблица из четырех столбцов. Первый столб V – в него вам необходимо внести информацию, которая вам уже была известна. Второй столб + вам нужно внести интересные факты из биографии, которые стали для вас новыми. Третий столб – вам необходимо внести те факты, о которых вы думали иначе. В четвертый столбик «?» – вам необходимо внести те факты, в которых вам захотелось разобраться более детально. - На выполнение этого задания у вас есть ровно 5 минут. Шарль Перро (1628–1703) — французский поэт и писатель. Шарль Перро родился 12 января 1628 года в Париже в семье адвоката. Шарль был младшим из пяти братьев. Его образованием занималась мать, она научила мальчика писать и читать. Когда ему исполнилось восемь, он начал учиться в университетском колледже Бовэ на факультете искусств, но бросил учёбу из-за конфликта с преподавателем и занялся самообразованием. Самостоятельно выучил греческий и латынь. Литературой писатель начал заниматься ещё во время обучения, но первое своё произведение опубликовал только в 1653 году. В 1694 году Шарль Перро пишет сказки «Ослиная шкура» и «Смешные желания», а спустя ещё два года выходит сказка «Спящая красавица». Всемирную известность писателю принесли его произведения «Золушка», «Красная Шапочка» и «Кот в сапогах». Шарль Перро — автор большого
количества сказок для детей.
- Кто закончил, ручку на локоток – глазки на меня. - Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары со своим товарищем по парте и рассказать по таблице о том, что в нее записали. - На обсуждение у вас есть 2 минуты. - Вижу, вы закончили. Хорошо. - Ребята, получилось ли у нас с вами выполнить первый пункт плана? - Хорошо, молодцы. Что нам нужно сделать во втором пункте плана? - Итак, чтобы начать изучение сказки «Кот в сапогах», найдём её текст в учебнике на странице 134. - Как вы думаете, о чем сказка Кот в сапогах? Предположите, какие действия там будут происходить. - В тексте нам будут встречаться такие слова, давайте попробуем объяснить их значение. Мельница – здание с приспособлением для размола зерна. Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице. Жнецы, жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых культур (рожь, пшеница..). Нотариус – человек, оформляющий различные документы. Отруби – продукт, остающийся при помоле, представляющий собой твёрдую оболочку зерна. Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах. Маркиз – дворянский титул. (бароны, графы) Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением. Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины. Вельможа - это человек знатного рода и высокого статуса. - Предлагаю вам прослушать данную сказку. Я буду читать вслух, а вы следите за моим чтением по учебнику, так как потом я могу попросить прочитать кого-то из вас (организую прочтение текста). |
|
Личностные: обучающиеся проявляют активность на уроке «литературное
чтение», демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи, интерес к чтению. |
Физкультминутка
Задача: Снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. |
Информационно-операционный |
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований. |
- Ребята, мы с вами прочитали произведение, предлагаю немного отдохнуть. - Кошка встала, потянулась, Лапки вытянула вверх и прогнулась! Коготками интенсивно шевелит, Ничего у киски не болит! Ножки от сидения в норке затекли, Ты подвигай ими, разомни! Влево, вправо, наклонись, А теперь - вперед, назад- На охоте будешь в форме И добыче всегда рад! - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
|
Первичное зкрепление
Задача: Проверить уровень освоения пройденного материала |
Информационно-операционный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Обучение в команде» Приём «Опросник»
|
-Итак, ребята, сейчас мы проведем с вами викторину, я буду задавать вам вопросы, а вам необходимо посовещавшись в группах дать ответ. - Ребята, понравилась ли вам сказка? - Что особенно запомнилось? - До прочтения мы предполагали, о чем будет сказка, подтвердились ли ваши предположения? - Назовите главных героев сказки. - Сколько было сыновей у мельника? - Найдите в тексте, какое наследство оставил отец своим сыновьям?
- Найдите в тексте. Почему главный герой расстроился, когда получил в наследство кота.
- Почему кот решил помочь хозяину? - Найдите в тексте, почему главный герой решил поверить коту.
- Зачем кот пошел в лес? Найдите в тексте, как кот ловил кроликов.
- Кому кот дарил кроликов и куропаток? Для чего он это делал? - Сколько времени кот с подарками ходил к королю? (2-3 месяца) - Какое имя кот дал своему хозяину? (маркиз де Карабас) - Какую хитрость придумал кот, чтобы представить своего хозяина королю? Найдите фрагмент, в котором главный герой купался в реке, а кот побежал просить короля спасти хозяина.
- Почему король помог маркизу? Потому что он часто дарил ему пойманную дичь. - Маркиз сел к королю в карету. Что делал кот, чтобы у короля сложилось хорошее впечатление о маркизе? (требовал, чтобы люди говорили, что луга, поля, дома, мельницы, сады принадлежат маркизу). - Почему люди исполняли просьбу кота? (он их запугал) - Найдите в тексте, как кот запугивал людей, чтобы они сказали, что поля принадлежат маркизу.
- Куда прибежал кот в сапогах потом? (в замок) - Кто в нем жил? (великан-людоед) - Какая сила была у великана? - В кого он превратился? - Как кот убедил великана превратиться в мышь, найдите в тексте
- И как кот победил великана? - Маркиз пригласил короля и принцессу в замок, а почему там был накрыт ужин? (людоед пригласил к себе приятелей) - Что предложил король маркизу после того, как увидел все владения и прекрасный замок маркиза? (жениться на принцессе) - Прочитайте последний абзац. Почему он стал редко охотиться на мышей?
- Как вы думаете, к какому жанру она относится – бытовые, волшебные или о животных? Почему? - Какое в ней было волшебство? (кот, великан) - Скажите, чему могут научить нас персонажи сказки? - Ребята, для того, чтобы нам лучше усвоить прочитанное, предлагаю вам следующее задание. Обратите внимание на слайд. Скажите, в какой последовательности по сюжету должны идти эти иллюстрации?
(фронтально выполняем упражнение) - Молодцы, ребята, вам удалось восстановить последовательность событий. - Ребята, вернемся к нашим задачам, выполнили ли мы с вами 2 задачу? -Совершенно верно, мы с вами прочитали произведение «Кот в сапогах», а также обсудили. |
|
Личностные:
обучающиеся
проявляют активность на уроке «литературное чтение», доброжелательное
отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи. Предметный: обучающиеся знают содержание сказки «Кот в сапогах», демонстрируют умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответ примерами из текста; умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев.
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)
Задача: Закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. |
Информационно-операционный |
Методы обучения: По источнику получения знаний: практические: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Приём «Обучение в команде» |
- Какая задача у нас с вами осталась? - Мы с вами прочитали сказку, а также ее обсудили, предлагаю вам составить портрет героев. Для этого вы нарисуете их, а после проведёте лучи для схемы, под которыми укажите качества, которыми они обладают. Обратите внимание на пример на доске. - Будем с вами работать в группах. Распределите обязанности в группе, кто за что будет отвечать и какую работу выполнять. После того, как вы завершите, вы представите свои портреты героев для всего класса и расскажете качества, которыми они обладают. Приступим! - 1 группа будет составлять портрет Кота в сапогах - 2 группа составит портрет Принцессы - 3 группа, вы составите портрет Короля - И 4 группа составит портрет Людоеда. - Время на выполнение этого задания вам 7 минут. - Ребята, время на выполнение этого задания у вас закончилось, предлагаю проверять групповую работу. -Выходите к доске. - Что вы можете сказать о короле? (он доверчивый, хочет выдать дочь замуж на благородного человека) - О принцессе? (ей понравился маркиз из-за красоты) - О людоеде? (богатый владелец замка, обладающий обширными угодьями. У него огромные поля и луга, на которых трудятся крестьяне, богаче Людоеда никого нет. Сила великана состояла в том, что он легко мог превращаться в кого угодно. Попался на удочку хитроумного кота: превратился в мышь, и кот его съел) - Где мы сможем применить данный портрет? -Совершенно верно! На следующем уроке литературного чтения мы с вами обратимся к портретам героев, которые составили. - А сейчас, эти портреты мы с вами можем поместить на нашу выставку! -Замечательно.
|
|
Личностные:
обучающиеся
проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной
деятельности. Предметный: обучающиеся знают содержание сказки «Кот в сапогах», демонстрируют умение составлять характеристику персонажа. |
Инструктаж по домашнему заданию |
Информационно-операционный |
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
-Ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. - Дома я предлагаю вам еще раз прочитать эту сказку, чтобы лучше ее понять и запомнить. - Если вы записали, то можете убрать дневник на край стола. |
Записывают домашнее задание |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
Подведение итогов. Рефлексия
Задача: Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. |
Рефлексивно-оценочный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Прием «Рюкзак» |
- И так, какая же тема была у нас сегодня на уроке? - Порекомендовали бы вы прочитать эту сказку еще кому-нибудь? - Назовите три момента с урока, которые вам запомнились или понравились больше всего. Может быть, это моменты из сказки. - А какие задачи мы решали на уроке? - Подводя итог урока, я предлагаю вам с помощью приема «Рюкзак», подумать и высказать свое мнение – что вы хотели бы с этого урока поместить в свой рюкзак и оставить с собой? В своем рюкзаке знаний. - Это может быть любая полезная информация для вас, могут быть интересные факты с сегодняшнего урока, либо приемы, которые запомнились вам на сегодняшнем уроке. - Кто хочет высказать свое мнение? - Здорово! Спасибо, что поделился своим мнением! - Мне очень понравилось с вами работать, хочу поблагодарить *имена* за активность, за то, что часто отвечала, за внимательность. Урок литературного чтения окончен. |
-Ш.Перро «Кот в сапогах» Отвечают на вопросы учителя, выражают своё мнение Высказывают своё мнение
|
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию деятельности; строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.