Конструкт урока литературного чтения № 1
УМК: Школа России
Тема урока: В. Д. Берестов. Стихотворения «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к творчеству В. Д. Берестова и его стихотворениям; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контроль, коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществляют рефлексию деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы товарищами; осознают познавательную задачу, ориентируются в учебнике; работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
Предметный: обучающиеся знают биографию В. Д. Берестова; умеют воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух стихотворения «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; работать в группе.
Цель: формирование осознанного чтения в процессе знакомства со стихотворениями В. Д. Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся интереса к уроку литературное чтение, к творчеству В. Д. Берестова; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Корекционно – развивающая: способствовать развитию волевой саморегуляции; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; контроль, коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществлять рефлексию деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; осознавать познавательную задачу, ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.
Образовательная: познакомить с биографией В. Д. Берестова; развивать умение воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух стихотворения «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; работать в группе.
Принципы обучения:
· Принцип наглядности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип доступности
· Принцип деятельности
· Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема
· Стимулирование активности
· Гуманистической направленности воспитания
· Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· словесные: беседа, работа с учебником
· практические: упражнения
2. Методы закрепления и повторения изученного материала:
· беседа, повторение
3. Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха
· поощрение
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
5. Методы формирования ответственности и обязанности:
· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы воспитания:
1. Методы осмысления детьми своего социального опыта:
· беседа
2. Методы самоопределения личности ребенка:
· рефлексия
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
· поощрение
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение:
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
1.2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2);
1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.4. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». Л. Ф. Климанова; М. В. Бойкина;
1.5. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» на 2022-2023 уч. год;
1.6. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс, 2022-2023 учебный год. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа;
1.7. Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.
Оборудование:
2.1Демонстрационное: мультимедийная презентация на тему «В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники».
2.2 Индивидуальное: учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал, карточки с шифром, лист А4
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Этап проектной деятельности |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
Мотивационный |
3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Подготовительно-планирующий |
5 мин |
Решение проблемы |
Информационно-операционный |
12 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
|
Первичное закрепление |
7 мин |
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) |
7 мин |
|
Рефлексия |
Рефлексивно-оценочный |
4 мин |
Итого |
|
40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Классная работа. Мультимедийная презентация «В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей
на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Мотивационный |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
|
-Здравствуйте, меня зовут Алина Юрьевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Предлагаю встать и поприветствовать друг друга. -Проверим готовность к уроку. На партах у вас лежат: учебник, дневник и письменные принадлежности. -Отлично, вижу, что все готовы. -Сейчас присядут те ребята, у кого любимый предмет литературное чтение. -Присядут те ребята, которые любят читать. Присядут те, у кого сегодня хорошее настроение. -И присядут те, кто готов сегодня активно работать на уроке. -Не забываем про правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте, спина соприкасается со спинкой стула, между вами и партой один кулачок. -Вижу, что все сидят правильно и готовы заниматься. -Перед началом нашего урока я предлагаю вам выполнить одно упражнение. Оно называется «Заяц-Кольцо-Цепочка». Когда я говорю заяц вы показываете пальцами обеих рук указательный и средний палец. Когда я говорю кольцо мы соединяем в круг большой и указательный палец. А когда я говорю кольцо мы с вами соединим наши 2 кольца. При выполнении будьте внимательны, я могу вас путать. -Закончили! -Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы с вами проведем урок в форме проектной деятельности. Это значит, что в конце урока мы с вами создадим какой-нибудь продукт, а какой именно, узнаем немного позже. |
Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Осуществляют посадку по признакам
Проверяют правильную посадку
Выполняют упражнение «Заяц-Кольцо-Цепочка»
|
Личностные: проявляют интерес к уроку «литературное чтение; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача:
|
Подготовительно-планирующий |
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Шифр» Приём «Восстанови последовательность»
|
-Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы работаем? -С какими писателями вы познакомились в этом разделе? -Со стихотворениями какого автора вы познакомились на прошлом уроке? -Совершенно верно! На прошлом уроке вы познакомились со стихотворениями Эдуарда Успенского. -А кто вспомнит, как они называются? -Верно, «Над нашей квартирой» и «Память». -Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и всерьез» и познакомимся с новым автором. -И для того, чтобы узнать тему нашего урока сегодня вам необходимо разгадать шифр. -Придвиньте, пожалуйста, карточки №1, те, ребята, которые сидят на 1 варианте, а карточку №2, придвинут, те, кто сидит на 2 варианте. Перед вами шифровка, каждой цифре соответствует своя буква. Ваша задача разгадать шифр. Будьте внимательны, записывать ответ нужно в клеточки, под каждой цифрой, соответствующая ей буква. На выполнение вам дается 2 минуты. Если есть вопросы, поднимите руку, я вам обязательно помогу. Как выполните задание, поставьте руку на локоток. 1 вариант-Карточка №1
2 вариант-Карточка №2
-Вижу, что многие уже справились с шифром. -Имя, какой ответ получился у тебя в первой карточке? -Ребята, которые сидят на первом варианте покажите «класс», если у вас получилось также. -Совершенно верно, правильный ответ – Знакомый. -Имя, а какой ответ получился у тебя во второй карточке? -Ребята, которые сидят на втором варианте хлопните в ладоши, если у вас получилось также. -Верно, получилось слово – Кисточка. -Ребята, вы очень внимательные - вы правильно разгадали шифр. -И для того, чтобы узнать последнее слово нашей темы, я предлагаю вам рассмотреть изображение, кого вы видите? -Благодарю за ваши ответы! Это путешественники. -Сегодня мы с вами познакомимся с писателем В. Д. Берестовым и его стихотворениями «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». -Это и будет темой нашего урока. -Чтобы наша с вами работа была продуктивной и последовательной, нам с вами нужен план. -Посмотрите, пункты плана перепутались, нам необходимо с вами его восстановить. Попробуем вместе составить. План: 1.Познакомиться с биографией В.Д.Берестова. 2.Прочитать стихотворения «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». 3.Создать памятку выразительного чтения. 4.Организовать конкурс чтецов -Ребята, сегодня мы с вами побываем в роли жюри и организуем конкурс чтецов, но для этого нам с вами необходимо будет создать памятку выразительного чтения. В этой памятке будут критерия, по которым мы с вами сможем оценивать своих одноклассников. -Я предлагаю не медлить и скорее приступить к выполнению наших пунктов плана. |
Отвечают на вопросы учителя
-«Над нашей квартирой» и «Память»
Разгадывают шифр.
Хлопают в ладоши
Рассматривают изображение
|
Личностные: проявляют интерес к уроку
«литературное чтение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение проблемы
Задача: Выявить пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Информационно-операционный
|
Методы получения новых знаний: беседа, Методы эмоционального стимулирования: поощрение По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Опросник»
|
-Имя, прочитай 1 пункт нашего плана. -Я прошу вас слушать внимательно и не отвлекаться, потому что после прослушивания будет небольшая викторина. -Ребята, обратите внимание на слайд, вы можете увидеть портрет В.Д.Берестова. В.Д.Берестова - русский поэт, переводчик, а также исследователь литературы, историк. Писал произведения для детей и взрослых. Родился он 1 апреля 1928 г. в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории. Валентин Берестов в 4 года научился читать. Сам поэт вспоминает: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером журнала». Очень любил детскую литературу. Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942г., познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским и Анной Андреевной Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом. Вскоре выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад». -Итак, вы прослушали биографию В.Д.Берестова. Сейчас я предлагаю вам пройти викторину и ответить на вопросы, выбирая правильный вариант ответа. 1) В.Д.Берестов родился в городе: 1. Москва 2. Мещовск 3. Курган 2) В.Д Берестов писал произведения: 1. Только для детей 2. Только для взрослых 3. Для взрослых и детей 3) Какого сборника стихов
нет у Валентина Берестова? 4) Как называлась первая книга для детей, которую выпустил В.Д.Берестов? 1. «Про машину» 2. «Про автомобили» 3. «Транспортные средства» -Ребята, вы большие молодцы! Ответили верно на вопросы викторины. -Посмотрите на наш план, выполнили ли мы с вами 1 пункт? -Да, мы с вами выполнили 1 пункт нашего плана и познакомились с биографией Д.В.Берестова. -Что мы с вами будем делать дальше? -Верно, прочитаем стихотворения. -Но перед этим выполним речевую разминку, для того чтобы наша речь была красивой. -Посмотрите, на слайде текст «Под окном расцвели розы». -Сначала мы прочитаем в медленном темпе / среднем темпе / быстром темпе. Теперь предлагаю прочитать предложение разным тоном. Например, тон: спокойный, повышенный, мягкий, высокий, строгий -Здорово. -На слайде скороговорка «У четырех черепашек четыре черепашонка». -Сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. -Молодцы, ребята! -Для того, чтобы познакомиться со стихотворениями и прочитать их, я прошу открыть ваши учебники на странице 150. -Прочитайте, как называется стихотворение. -Сейчас я прочитаю стихотворение «Знакомый», а вы следите и внимательно слушайте. -Вам понравилось стихотворение? -Что вам особенно запомнилось? -Благодарю вас за ваши ответы. -О какой встрече рассказывает автор? -Вы догадались кем был знакомый мальчика? -А чем же закончилось эта встреча? -Кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно? -А какие критерии выразительного чтения вы знаете? -Спасибо за ваши ответы. Прочитаем стихотворение. -Здорово! -Ребята, я предлагаю вам открыть страницу 151 и познакомиться со следующим стихотворением «Путешественники». -Сейчас, также предлагаю сначала послушать это стихотворение (аудиозапись). -Где проявили героизм мужчин мальчики? Как они себя подбадривают? Почему у мальчиков веселое настроение? -Можем ли мы назвать это стихотворением юмористическим? Почему? -А какое стихотворение можно назвать юмористическим? -Автор сочувствует героям или подсмеивается над ними? Давайте прочитаем стихотворение. -Мы с вами уже познакомились с двумя интересными
стихотворениями. Теперь нам предстоит познакомиться с третьим стихотворением
«Кисточка». Откройте страницу 152.
|
-Познакомиться с биографией В.Д.Берестова
Внимательно слушают учителя
Отвечают на вопросы викторины, выбирая
правильный вариант ответа
-Для взрослых и детей
-«Про машину»
-Да, выполнили
-Выразительно прочитаем стихотворения
Выполняют речевую разминку
Проговаривают скороговорку
Открывают учебники
-«Знакомый»
Отвечают на вопросы
Читают выразительно стихотворение
Отвечают на вопросы
Читают выразительно стихотворения
Читают выразительно стихотворение Отвечают на вопросы
-Второй |
Личностные: проявляют интерес к творчеству
В. Д. Берестова и его стихотворениям; доброжелательное отношение к
сверстникам в процессе совместной деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка
Задача: Снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности.
|
Информационно-операционный
|
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
|
-Перед
тем, как приступить к выполнению 3 пункта плана, предлагаю нам с вами немного
отдохнуть. -Посмотрите, на потолок, на окно, на пол, на доску, на меня. Хлопните в ладоши, если вы готовы работать дальше. |
Выполняют физминутку |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление
Задача: Проверить уровень освоения пройденного материала |
Информационно-операционный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Обучение в команде»
|
-К выполнению какого пункта плана мы сейчас с вами приступим? -Ребята, мы сегодня с вами уже повторяли критерии выразительного чтения. Для того, чтобы нам с вами в следующий раз с легкостью вспомнить их, я предлагаю вам сейчас создать памятку. Для этого мы с вами поработаем в группах. -Напомните, какие правила работы в группе вы знаете? -Посмотрите, сейчас каждой группе я дам шаблон этой памятки. Вам необходимо будет приклеить, а также, дописать недостающие слова в пропусках. -Памятка нам поможет запомнить критерии выразительного чтения, а также, ей мы сможем воспользоваться на следующих уроках. Памятка выразительного чтения стихотворения:
-Мы с вами будем совместно обсуждать и заполнять пропуски в критериях. *Осуществляется работа с памятками, обучающиеся выдвигают свои предположения, заполняют пропуски и приклеивают на шаблон. Памятка выразительного чтения стихотворения:
-Ребята, давайте с вами обсудим критерии, которые у нас с вами получились. -Имя, прочитай 1 критерий (определить темп чтения) -Как вы понимаете его? -Необходимо подобрать подходящий темп для выбранного стихотворения. -Какой следующий критерий? (Правильно ставить ударение) -Нужно правильно прочитать каждое слово и выделить голосом тот слог, на который падает ударение -Имя, прочитай 3 критерий (Соблюдать паузы) -В каких случаях мы делаем паузы? -Мы делаем паузы, если перед или после слова есть знаки препинания и на конце строки. -Какой 4 критерий? (Читать с достаточной громкостью) -А как этот критерий вы понимаете? -Верно, не нужно читать тихо, либо же слишком громко. -И какой критерий у нас остался? (Показать интонацией своё отношение) -Как же мы можем показать интонацией своё отношение? -Спасибо, ребята за ваши ответы. При помощи интонации мы можем передать свои чувства и настроение. -Итак, ребята! Мы с вами выполнили работу, теперь у каждой группы есть памятка выразительного чтения! |
-Третьему
Объединяются в группы Вспоминают правила работы в группе Распределяют обязанности в группе
Приклеивают в шаблон критерии выразительного чтения, а также заполняют их
Совместно с учителем обсуждают те критерии, которые получились -Определить темп чтения Отвечают на вопрос -Правильно ставить ударение -Соблюдать паузы Объясняют для чего необходимы паузы -Читать с достаточной громкостью Предполагают, как можно показать интонацией своё отношение
|
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; положительно -
эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)
Задача: Закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях.
|
Информационно-операционный |
Методы обучения: По источнику получения знаний: практические: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Приём «Обучение в команде» |
- Обратите внимание на наш план, какой пункт плана у нас с вами остался? -Сейчас мы с вами организуем конкурс чтецов, вы будете в роли жюри оценивать своего одноклассника по тем критериям, которые есть в нашей памятке, а также ставить оценку. -Вы знаете, что такое жюри? -Жюри – это группа экспертов. Они оценивают и определяют призеров, победителей в различных конкурсных мероприятиях. -У жюри есть -Кто первый хочет выйти и прочитать стихотворение «Знакомый»? -Выходи к доске. -А остальные ребята будут оценивать по критериям нашей памятки и ставить оценки своему однокласснику. Если выполнено: 5 критериев – оценка «5» 4 критерия - оценка «4» 2-3 критерия – оценка «3» -Начнём! Несколько обучающихся выразительно читают стихотворение. -Замечательно, ребята! Какие оценки поставили? -Теперь попробуем также выразительно прочитать стихотворение «Путешественники». Несколько обучающихся выразительно читают стихотворение. -Отлично, спасибо! -И у нас с вами осталось последнее стихотворение «Кисточка» Несколько обучающихся выразительно читают стихотворение. -Вы большие молодцы! У всех из вас сегодня получилось прочитать выразительно стихотворения, следуя нашим критериям. Все ребята получили хорошие (4) и отличные (5) отметки. -Ребята, обратимся к нашему плану. Все ли пункты плана мы выполнили? -Верно! -А как вы считаете, а пригодится ли нам ещё эта памятка? Можем ли мы с вами рассказать кому-то о тех критериях выразительного чтения, с которыми познакомились сегодня на уроке? -Спасибо за ваши ответы. -К этой памятке мы с вами еще обратимся не раз, для того чтобы вспомнить критерии выразительного чтения стихотворений. |
-Четвертый Слушают учителя
Предполагают, что такое жюри
Знакомятся с критериями оценки за выразительное прочтение стихотворения
Выразительно читают стихотворения «Знакомый, «Путешественники, «Кисточка» Оценивают по критериям
-Да, все Отвечают на вопрос учителя
|
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.
Предметный: обучающиеся умеют воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух стихотворения «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; работать в группе |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия
Задача: Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. |
Рефлексивно-оценочный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Прием «Речевые образцы» |
-Наш
урок подходит к концу, предлагаю вспомнить тему. Кто скажет? -Выполнили ли мы все пункты плана? -Что мы делали для достижения 1/2/3/4 пункта плана? -Спасибо за ваши ответы! -Что вам особенно запомнилось на уроке? -Что для вас показалось трудным? Почему? -А теперь давайте оценим свою работу на уроке с помощью стихотворения. Ваша задача подчеркнуть те строчки или слова, в которых вы увидели свою работу на уроке. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться, Да, трудно все-таки учиться! -Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги В.Д.Берестова. -Благодарю вас за активную работу на уроке. До свидания! |
-Да
Оценивают свою работу при помощи стихотворения |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию деятельности; строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.