Конструкт урока литературного чтения №4
УМК: Школа России
Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение, положительно-эмоциональный настрой на урок; к творчеству В.Ю.Драгунского; демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществляют рефлексию деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы товарищами; осознают познавательную задачу, ориентируются в учебнике; работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
Предметный: обучающиеся имеют представление о творчестве В.Ю. Драгунского; умеют воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух произведение «Тайное становится явным»; прогнозировать содержание рассказа; демонстрируют качественные навыки чтения; объясняют значение незнакомых слов; умеют работать в группе и распределять между собой обязанности.
Цель: формирование осознанного в процессе знакомства с рассказом В.Ю. Драгунского «Всё тайное становится явным» и изготовления книжки-малышки.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение, положительно-эмоциональный настрой на урок; В.Ю.Драгунского; умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности.
Корекционно – развивающая: способствовать развитию волевой саморегуляции; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; коррекцию и оценку собственной деятельности и действий партнёра; учитывать выделенные ориентиры действий; осуществлять рефлексию деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; осознавать познавательную задачу, ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок); устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.
Образовательная: повторить биографию В.Ю. Драгунского; способствовать формированию умения воспринимать текст на слух; осознанно, правильно и выразительно читать вслух произведение «Тайное становится явным»; прогнозировать содержание рассказа; демонстрируют качественные навыки чтения; объясняют значение незнакомых слов; умеют работать в группе и распределять между собой обязанности.
Принципы обучения:
· Принцип наглядности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип доступности
· Принцип деятельности
· Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема
· Стимулирование активности
· Гуманистической направленности воспитания
· Воспитание через взаимодействие
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· словесные: беседа, работа с учебником
· практические: упражнения
2. Методы закрепления и повторения изученного материала:
· беседа, повторение
3. Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха
· поощрение
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
5. Методы формирования ответственности и обязанности:
· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Методы воспитания:
1. Методы осмысления детьми своего социального опыта:
· беседа
2. Методы самоопределения личности ребенка:
· рефлексия
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
· поощрение
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение:
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
1.2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2);
1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.4. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» на 2022-2023 уч. год;
1.5. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс, 2022-2023 учебный год. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа;
1.6. Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.
Оборудование:
2.1 Демонстрационное:
мультимедийная презентация на тему «В. Драгунский «Тайное становится явным»,
видеоролик «В.Ю.Драгунский»
2.2 Индивидуальное: учебник по литературному чтению, тетрадь, пенал, карточки «Соотнеси», карточки «Лепестки», карточки с изображениями, книжка-малышка.
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Этап проектной деятельности |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
Мотивационный |
3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Подготовительно-планирующий |
4 мин |
Решение проблемы |
Информационно-операционный |
11 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
|
Первичное закрепление |
7 мин |
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) |
8 мин |
|
Инструктаж по домашнему заданию |
2 мин |
|
Рефлексия |
Рефлексивно-оценочный |
3 мин |
Итого |
|
40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Классная работа. Мультимедийная презентация на тему «В. Драгунский «Тайное становится явным» |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Мотивационный
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть для себя что-то новое на уроке. -Давайте проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, дневник, пенал и раздаточный материал. -Вижу, что все готовы. -Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики. -Покажите, как сидят настоящие ученики 2 класса. -Отлично, желаю хорошего настроения, начинаем урок. -Ребята, на уроках литературного чтения мы учимся выразительно читать. Для того, чтобы наша речь была четкой, громкой и выразительной, предлагаю следующее упражнение: Саша шапкой шишки сшиб. Прочитайте медленно шепотом. Прочитайте побыстрее в пол голоса. Прочитайте быстро и громко. Прочитайте с чувством радости, с
чувством огорчения, с удивлением. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Выполняют речевую разминку |
Личностные:
обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение,
положительно-эмоциональный настрой на урок |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача:
|
Подготовительно-планирующий |
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Заполни пропуски»
|
- Произведения каких авторов мы читали? |
Отвечают на вопрос учителя Работают на карточках и в парах соотносят фамилию автора с его названием
Проверяют ответы
Делятся на группы Вспоминают правила работы в группе
Называют тему: В.Ю.Драгунский «Всё тайное становится явным»
Заполняют слова на месте пропусков, чтобы узнать тему урока.
|
Личностные:
проявляют интерес к уроку «литературное чтение. |
Решение проблемы
Задача: Выявить пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Информационно-операционный
|
Методы получения новых знаний: беседа, Методы эмоционального стимулирования: поощрение По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Приём «Опросник» Приём «Чтение с остановками»
|
-Для того, чтобы нам с вами повторить биографию В.Ю. Драгунского, откройте страницу 162. - Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения. -Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения? – А помните ли вы каким человеком был Драгунский? Предлагаю посмотреть видео о его жизни и подумать. - Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора) - Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы») - Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква») -Ребята, мы с вами повторили биографию Драгунского? - Верно, значит можем считать эту задачу выполненной. -Что мы с вами сделаем дальше? -Итак, мы познакомимся с рассказом «Тайное становится явным» - Ребята, что же, а что такое тайна? - 2 группа, попробуйте сказать. Спасибо за ваш ответ. Ребята из 1 и 2 группы, вы хотите дополнить? -Благодарю вас! Посмотрите на слайд, есть несколько вариантов определения. Давайте их прочитаем. -Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно 2. нечто неразгаданное, неясное. 3. скрытая причина чего-нибудь - 1 группа, назовите синоним к слову тайна. (секрет) - Ребята из 2 и 3 группы, а как думаете вы? - 3 группа, а что значит явное? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.) -Попробуйте предположить о чём будет рассказ? -Спасибо за ваши предположения. Словарная работа. -Предлагаю разобрать значение некоторых слов, которые встретятся при чтении. -Прочитайте слова из рассказа. Интеллигентный- культурный, образованный Не клевещите - ложное обвинение, наговоры. Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище. -И еще одно слово Язвительный – стремящийся обидеть -Перед тем, как мы начнем с вами читать, вспомним с вами критерии чтения. Какие вы знаете? *Для отдельных обучающихся предполагается карточка для отработки навыков чтения. -Замечательно, предлагаю начать читать. Я начну, а все остальные внимательно следите, так как я могу остановиться и попросить продолжить читать кого-то из вас. *Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми. *Чтение до слов «И мама ушла на кухню» -Ребята, а как вы думаете, что же может произойти дальше? -Почему вы так считаете? -Благодарю за ваши ответы. *Продолжаем читать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол» - Чем по-вашему закончился рассказ? *Дочитываем до конца. Анализ произведения. -Кто главный герой? -Что о нём узнали? -Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьей вы стороне? -Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться) -Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите в тексте и подчеркните. -Имя, прочитай пожалуйста, что ты подчеркнул. -Что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? - Рассмотрите иллюстрацию с.163 -Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте. -Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? -В какой момент вам было смешно? -А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться) -А кому вы сочувствовали? Почему? Рассмотрите иллюстрацию с.166 -Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте. -Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? -Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика? -Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть) -Была ли у Дениса совесть? Докажите. -Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали. -Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис) -Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается) -Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь. -Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной) - Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( честным) -Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым) Работа с иллюстрацией. -Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать? -Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные,
кульминационные). |
Открывают учебник В.Ю.Драгунский Отвечают на вопросы учителя Смотрят видео
Отвечают на вопросы учителя
-Да - Познакомимся с рассказом «Тайное становится явным» -Отвечают на вопросы учителя
Выдвигают предположения
Знакомятся с новыми словами
Вспоминают критерии выразительного чтения
Читают текст с остановками, отвечая на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя по рассказу
Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривают иллюстрацию и придумывают заголовок |
Личностные:
проявляют интерес к творчеству В. Д. Берестова и его стихотворениям;
доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
|
Физкультминутка
Задача: Снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. |
Информационно-операционный
|
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований. |
- И сейчас я предлагаю вам выполнить физминутку, немного отдохнуть и снять напряжение. -Сейчас перед вами появится видео с физминуткой, повторяйте все упражнения за героем. -Отлично, молодцы! -Немного отдохнули, а теперь можете присаживаться за свои места, не забывайте о правильной посадке. -Ваша спина соприкасается со спинкой стула, ноги стоят ровно на полу, расстояние между вами и партой один кулачок. -Отлично! Вижу, что все сидят правильно и готовы заниматься. -Продолжим урок. |
Выполняют физминутку |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
Первичное зкрепление
Задача: Проверить уровень освоения пройденного материала |
Информационно-операционный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Метод «Обучение в команде» Приём «Ромашка Блума»
|
- Для того, чтобы нам с вами обсудить основные события в рассказе, я предлагаю выполнить интересное задание! -В группах, вам необходимо будет придумать свой вопрос к рассказу. Тип вопроса у каждой группы будет разный. Ваша задача обсудить в группе идеи и выбрать один вопрос, на который в случае чего вы сами сможете дать ответ. Не забывайте, что вопрос вы составляете с учетом его типа. Подсказки формулировок вопроса есть у каждой группы на парте. - Первая группа, ваша задача придумать 2 простых вопроса. Часто используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?» Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови…». Не забывайте о том, что простой вопрос ориентирован на события, которые происходили в рассказе. - Вторая группа, ваша задача придумать 2 уточняющих вопроса. Ребята, уточняющий, от слова «Уточнять», поэтому при составлении этого вопроса важно устанавливать обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную информацию. Примеры формулировок: «Вы имели ввиду, что …?»; «То есть ты говоришь, что …?»; «Можно ли считать, что …?». - Третья группа, ваша задача придумать 2 интерпретационных - (объясняющий) вопрос. Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков, поэтому в основном такой вопрос начинается со слова: «Почему?» - Сейчас у каждой группы на обсуждение есть 5 минут. Вам необходимо в зависимости от типа, составить вопрос и зафиксировать его на лепесток ромашки. Далее, каждая группа представит свой вопрос, поэтому заранее обратите внимание на то, кто будет выступать из вашей группы. - Давайте будем проверять, что у вас получилось. - Организуется представление групп. Выходит группа, задает вопрос – другие отвечают (лепесток крепится на доску). - Ребята, обратите внимание на доску. Что у нас с вами получилось? - Это ромашка, из тех вопросов, которые вам удалось составить по рассказу «Тайное становится явным». - Молодцы ребята! |
В группах придумывают вопрос к рассказу
Представляют свои вопросы для всего класса и прикрепляют их на доску |
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.
|
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля)
Задача: Закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. |
Информационно-операционный |
Методы обучения: По источнику получения знаний: практические: упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение Метод «Обучение в команде»
|
-Что нам с вами осталось сделать? -Да, ребята! -Сейчас мы с вами создадим книжку-малышку по прочитанному нами рассказу «Тайное становится явным». -Посмотрите, сейчас у вас на партах появились макеты наших книжек. Откройте их и внимательно посмотрите, что там уже есть? -Верно, есть текст нашего рассказа. Также есть свободные места, как вы думаете, как мы их заполним? -Спасибо за ваши предположения! -Сейчас, я выдам вам изображения, которые необходимо будет правильно соотнести с текстом и приклеить, также вы можете их раскрасить. -Какие правила работы с клеем вы знаете? -Теперь откройте последние страницы, что вы видите? -Верно, это задания, которые вам необходимо будет выполнить.
-Прочитайте их внимательно и задайте вопрос, если вам что-то непонятно. -Распределите обязанности в группе между собой. -Итак, приступаем к работе, на выполнение работы вам даётся 8 минут. -После выполнения данной работы, мы с вами поделимся друг с другом результатом работы и представим. -Итак приступим к проверке и поделимся результатом работы. *Проверка осуществляется по группам -Какие замечательные книжки-малышки у нас с вами получились! Правда? -Кому мы с вами можем показать книжку-малышку? -Благодарю за ваши ответы. |
Вспоминают правила работы с клеем
Изготавливают книжку-малышку и выполняют задания
Демонстрируют результат работы в группе |
Личностные: проявляют доброжелательное
отношение к друг другу в процессе совместной деятельности. |
Инструктаж по домашнему заданию |
Информационно-операционный |
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
-Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. -Дома я вам предлагаю создать самим книжку-малышку по любимому рассказу, произведению, может быть сказке. -Есть ли у вас любимые книги? -Вижу, что все записали, можете закрывать дневники и убрать их на край стола. |
Записывают домашнее задание и слушают учителя Отвечают на вопрос |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
Подведение итогов. Рефлексия
Задача: Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока.
|
Рефлексивно-оценочный |
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Прием «Незаконченное предложение» |
- Наш урок подходит к концу. Назовите тему нашего урока. - О чём же рассказ Драгунского? Понравился ли он вам? А чему учит этот рассказ? - А все ли задачи мы с вами выполнили? Что делали для их достижения? Закончите одно из предложений. 1)На сегодняшнем уроке я узнал… 2)На этом уроке я похвалил бы себя за… 3)После урока мне захотелось… 4)Сегодня я сумел… -Сегодня хочу похвалить 1 группу за активную работу на уроке, 2 группу за правильные ответы, 3 группу за старания и аккуратную работу. -Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: « Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.» - Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. - Спасибо за урок. |
Называют тему урока Отвечают на
вопросы учителя
Продолжают предложение
|
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию деятельности; строят рассуждения; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.