КОНСТРУКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студента группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Загайнова Станислава Борисовича
Дата: 02.05.2023 г.
Класс: 2 «Г»
УМК: «Школа России»
Тема урока: Деление на 2. Закрепление
Тип урока: урок совершенствование способов действий (урок закрепления)
Форма: дидактическая игра (квест-игра)
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию на урок; умение анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
· Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; адекватно реагируют на замечания учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют коррекцию своих действий, самоконтроль; проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний, закреплять ранее полученные знания; находить ответы на проблемные вопросы, возникающие в ходе урока, используя различные источники информации; осуществлять анализ и синтез; демонстрируют умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; адекватно и убедительно доказывать собственную точку зрения; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы; умение работать в паре.
· Предметные: обучающиеся знают, как решать текстовые задачи на деление; умеют выполнять действия умножения и деления с числом 2.
Цель: развитие умения выполнять арифметическое действие деления на 2 в процессе выполнения практических заданий и упражнений.
Задачи:
· Воспитательная: создать положительную мотивацию на урок; формировать умение анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
· Развивающая: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; адекватно реагировать на замечания учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять коррекцию своих действий, самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний, закреплять ранее полученные знания; находить ответы на проблемные вопросы, возникающие в ходе урока, используя различные источники информации; осуществлять анализ и синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; адекватно и убедительно доказывать собственную точку зрения; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы; умение работать в паре.
· Образовательная: закрепить знания о том, как решать текстовые задачи на деление; отработать умение выполнять действия умножения и деления с числом 2.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
1. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
2. Воспитание через взаимодействие;
3. Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
1. Принцип доступности;
2. Принцип наглядности;
3. Принцип сознательности и активности;
4. Принцип научности;
5. Принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания и обучения:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Метод получения новых знаний: беседа, упражнение
Методы выработки учебных умений и навыков: упражнения, практическая работа
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы обучения: упражнение
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Обеспечение урока:
· Демонстрационное: презентация «Деление на 2», сундук с письмом;
· Индивидуальное: дневник, тетрадь, письменные принадлежности, учебник по математике, карточки с заданиями, рабочий лист «Деление на 2», тренажёр с выражениями для организации парной работы, карточки для рефлексии.
Информационные источники:
1. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. N 1155. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
4. Моро, М. И. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и другие – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
Структура (план) урока:
Этап урока |
Этап дидактической игры |
Время |
Мотивация к учебной деятельности |
Подготовительный этап (ввод в игру, её предложение обучающимся) |
3 минуты |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
10 минут |
|
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу |
Этап проведения дидактической игры (игровые действия) |
14 минут |
Физкультминутка |
3 минуты |
|
Организация контроля и самоконтроля |
10 минут |
|
Рефлексия учебной деятельности |
Этап анализа и обобщения |
5 минут |
Итого: |
45 минут |
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя, обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности
Задача: cобрать внимание детей, организовать и настроить их на работу, создать положительную устойчивую мотивацию к познавательной и практической деятельности |
Методы обучения: словесные: беседа наглядные: демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, у нас с вами очень важная и непростая задача, нам необходимо вспомнить материал прошлого урока и закрепить полученные нами знания. - Прежде чем сесть за свои парты, давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать пенал, учебник, дневник и рабочая тетрадь. Всё лишнее с парт уберите. - Повернёмся лицом друг к другу и улыбнёмся, подарим замечательное настроение! А теперь присаживаемся, напоминаю вам о правильной осанке. Сядьте ровно и красиво, как настоящие ученики второго класса. - Для того чтобы настроиться на работу, предлагаю вам поиграть. Нужно быть очень внимательным. Я буду просить вас показать какое-нибудь движение, а вы повторяйте за мной только тогда, когда я скажу «пожалуйста». - ИМЯ, повтори, что нам нужно сделать? (Предполагаемый ответ: выполнять задание только тогда, когда вы скажете – «пожалуйста») Внимание задание! 1. Топните, пожалуйста; 2. Хлопните в ладоши один раз; 3. Присядьте, пожалуйста; 4. Прыгните; 5. Поднимите руки вверх; 6. Поднимите правую руку, пожалуйста; 7. Опустите руки; 8. Опустите, пожалуйста; 9. Присядьте, пожалуйста; 10. Сядьте за свои парты, пожалуйста. - Ребята, что мы развивали этим упражнение? (Предполагаемый ответ: внимание) - Спасибо, ребята за игру, вы были очень внимательными. - Вижу, что вы готовы к работе! Предлагаю начать! |
____ |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию на урок. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют коррекцию своих действий, самоконтроль. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий
Подготовительный этап дидактической игры (ввод в игру, её предложение обучающимся)
Задача: актуализировать ранее изученный материал, сформулировать тему и цель урока в совместной с обучающимися деятельности |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы выработки учебных умений и навыков: упражнения Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение |
- Ребята, посмотрите, по моему мнению, что-то изменилось. Скажите, что появилось в нашем кабинете нового? (Сундук) - Совершенно верно! А хотите ли вы посмотреть, что в нём находится? (Да) - Ребята, тогда предлагаю, поскорее его открыть. Здорово, тут настоящее письмо, которое запечатано в конверт, а на сундуке написано почта. - Проверим, кто же нам пишет. *Письмо* «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Смирнов Иван, я ученик второго класса. Мама, когда уходила на работу, попросила меня выполнить какое-то поручение, но я его забыл. А она отказывается повторять мне его дважды, потому что считает, что я очень рассеян и невнимателен. Она хочет передать поручение через вас, но для этого вам необходимо пройти четыре испытания. Надеюсь, вы мне поможете и выполните все задания. А в конце сообщите мне, что нужно сделать». - О чём нас просит второклассник Ваня? (Помочь ему вспомнить поручение от мамы, а для этого выполнить четыре испытания) - Ребята, в сундуке также лежат сами испытания, т.е. те задания, которые нам нужно с вами вместе выполнить. За выполнение каждого задания мама Вани будет отправлять нам часть просьбы, какое-нибудь слово. - Для того чтобы начать урок, я предлагаю вспомнить тему прошлого урока (Деление на 2) - Что вы изучали на прошлом уроке математики? (Таблицу деления на 2) - Хорошо. - А кто помнит таблицу умножения на 2 – поднимите руку? - Отлично. Посмотрите, для первого испытание, у нас в сундуке лежат карточки с заданием. - Для того чтобы вспомнить, как умножать и делить на 2, выполним задание. - Обратите внимание на слайд. Что нам нужно сделать? (Вычислить пример и закрасить область цветом, которым обозначен ответ на данное выражение) - Первый сделаем все вместе. Далее продолжите самостоятельно. *Учитель предлагает несколько выражений из таблицы умножения и деления на 2. - ИМЯ, скажи, что мы сейчас будем делать? Как только вы закончите, поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность. На выполнение вам 3 минуты. Можете приступать. - Я вижу, что большинство закончили. Предлагаю проверять. - Обратите внимание на слайд и сверьте свою карточку, сравнив её с образцом на слайде. - У кого карточка закрашена также – поднимите руку. - Замечательно! С последних парт на первые передайте мне все свои карточки. - Прекрасно! Мы с вами выполнили первое испытание, за это мы получаем карточку со словом: ВЫУЧИ. - Ребята, как вы уже поняли, то сегодня, мы продолжаем тему прошлого урока «Деление на 2», но нам нужно узнать цель. - Для того чтобы узнать цель урока, предлагаю вместе выполнить задание. Посмотрите на слайд. Слова в цели перепутаны. Их нужно поставить в правильно порядке и прочитать цель. - Кто попробует? Цель урока: умение на 2 делить закрепить (Закрепить умение делить на 2) - Ребята, кто согласен – хлопните один раз. - Совершенно верно. Цель нашего урока – закрепить умение делить на два. - Мы знаем цель урока, поэтому можем перейти к её достижению и выполнению второго испытания! |
Сундук с письмом; презентация «Деление на 2»; карточки с заданиями; письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию на урок; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; адекватно реагируют на замечания учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют коррекцию своих действий, самоконтроль; проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний, закреплять ранее полученные знания; осуществлять анализ и синтез; демонстрируют умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; адекватно и убедительно доказывать собственную точку зрения; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы. Предметные: обучающиеся умеют выполнять действия умножения и деления с числом 2. |
3. Усвоение новых знаний по изученному материалу
Этап проведения дидактической игры (игровые действия)
Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов и приёмов работы |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы выработки учебных умений и навыков: упражнения, практическая работа. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
|
- Для того чтобы достичь цель нашего урока, вспомним компоненты деления и умножения. - Посмотрите на слайд. Что нам нужно сделать? (Подписать значение каждого компонента и решить выражения) - Верно. Сейчас, у вас появятся карточки. Что вы на них видите? (Два выражения) - Хорошо. В карточке, нам даны два примера на умножение и деление. У данных примеров нужно подписать компоненты и решить их. - Сначала выполним примеры на умножение. Какие компоненты умножения вы помните? (Первый множитель, второй множитель, произведение чисел, значение произведения) - Отлично. Сейчас вам нужно подписать данные компоненты у каждого примера на умножение и решить их. На выполнение вам 2 минуты. - ИМЯ, скажи, что мы сейчас будем делать? - Кто закончит, поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность. - Кто может прочитать, что у вас получилось? (Читают компоненты с числами) 9 * 2 = 18; 2 * 6 = 12 - А какой ответ у вас получился при решении данных примеров? (18, 12) - Хорошо. Перейдем к компонентам деления. Какие компоненты деления вы помните? (Делимое, делитель, частное чисел, значение частного) - Хорошо. Сейчас, вам нужно также подписать каждый компонент в примерах на деление и решить их. На выполнение вам 2 минуты. - Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность. - Кто может прочитать, что у вас получилось? (Читают компоненты с числами) 18 : 2 = 9; 6 : 2 = 3 - А какой ответ у вас получился при решении данных примеров? (9, 3) - Предлагаю проверить. Обратите внимание на слайд. Если, у вас подписано также, то поставьте на карточке плюс. - С последних парт на первые передайте мне карточки. - Прекрасно! Мы с вами выполнили второе испытание, за это мы получаем карточку со словом: ТАБЛИЦУ - Сейчас, для того чтобы повторить таблицу деления на 2, выполним задания рабочего листа и пройдём третье испытание. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, сегодня у нас уже второе мая. Классная работа. Напишите задание № 1. - Кто прочитает первое задание? (Вычисли, соблюдая порядок действий) - Кто хочет выйти и попробовать решить у доски? - Остальные самостоятельно решают в тетради. 1.
- Кто закончит, поднимите руку. *По одному работают у доски, решая примеры. - Ребята, найдите в рабочем листе задание № 2 и прочитайте его про себя. - Что нам нужно сделать во втором задании? (Решить задачу) - Верно. Кто прочитает задачу полностью? - Спасибо. Кто прочитает условие задачи? - Кто прочитает вопрос? - Во сколько действий решается задача? (В одно действие) - Верно. Что нам известно из условия задачи? (Купили 8 банок краски по 2 кг) - А что нам нужно узнать? (Сколько кг краски купили?) - Каким действием решается эта задача? (Умножением) - Как мы её решим? (Умножим 8 на 2) - Сколько получится? (Получится 16 кг) - Молодцы! - Кто может выйти и записать действие на доске? (Кто-то один выходит и записывает решение и ответ у доски) - Остальные записывают в тетради. - Какой ответ мы запишем? (Полный) - Молодцы! Ответ: купили 16 кг краски. - Ребята, что мы сейчас делали, какое испытание выполнили? (Выполняли задания рабочего листа: тренировались в вычислениях и решали задачу, прошли третье испытание) - Ребята, мы с вами выполнили третье испытание, за это мы получаем карточку со словом: УМНОЖЕНИЯ |
Презентация «Деление на 2»; карточки с заданиями; рабочий лист «Деление на 2»; письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно реагируют на замечания учителя; демонстрируют умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют коррекцию своих действий, самоконтроль; проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний, закреплять ранее полученные знания; находить ответы на проблемные вопросы, возникающие в ходе урока, используя различные источники информации; осуществлять анализ и синтез; демонстрируют умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; адекватно и убедительно доказывать собственную точку зрения; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы. Предметные: обучающиеся знают, как решать текстовые задачи на деление; умеют выполнять действия умножения и деления с числом 2. |
4. Физминутка
Задача: снять мышечное и психологическое напряжение |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
- Для того чтобы нам продолжить, предлагаю немного встать и подвигаться. - Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. - Проверьте, чтобы вы не мешали своему соседу. Мы все классом потянулись. Раз нагнулись. Два нагнулись. Три в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. - Присаживайтесь. Не забываем про посадку. |
_____ |
Метапредметные: осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий, самоконтроль. |
5. Организация контроля и самоконтроля
Задача: отработать навыки правильного осознанного применения нового материала |
Методы выработки учебных умений и навыков: практическая работа. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы обучения: упражнение |
- Для того чтобы отработать умение делить и умножать на 2 выполним последнее четвёртое испытание. - Это испытание самое сложное, но не менее интересное, поэтому поработаем в парах. - Я думаю, что перед тем как начать нам стоит повторить правила работы в парах. Кто какие правила сможет назвать? (Не ссориться, работать дружно, слушать мнение друг друга и т. д.) - Ребята, сейчас вам необходимо работать вместе, дружно решая выражения. Постарайтесь как можно больше общаться друг с другом и обсуждать правильный ответ на предложенное выражение. - На выполнение вам даётся 8 минут. Можете приступать. Затем мы проверим (Выполняют) - Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность (Сигнализируют) - Обратите внимание на слайд и сверьте свои ответы. Первый вариант осуществляет проверку по образцу с выражениями на умножение, а второй вариант проверяет примеры на деление. - Ребята, какое испытание мы с вами прошли? (Четвёртое) - Совершенно верно! За выполнение этого задания, мы с вами получаем окончание всей фразы с поручением. И это слово: НА 3. ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ НА 3 - Вот мы и прошли все четыре испытания. Нам удалось решить поставленную задачу и достичь цели урока? Выскажите своё мнение по этому поводу (Различные варианты ответа) - Ребята, какое поручение дала мама Ване? (Выучить таблицу умножение на 3) - Я вам открою небольшой секрет, это ребята будет вашим домашним заданием. Дома вам необходимо будет выучить таблицу умножения на 3 и прийти на следующий урок уже абсолютно готовыми к активной и плодотворной работе. *Тренажёр с выражениями для организации парной работы |
Тренажёр с выражениями для организации парной работы |
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; демонстрируют умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют коррекцию своих действий, самоконтроль; проявляют умение ориентироваться в своей системе знаний, закреплять ранее полученные знания; осуществлять анализ и синтез; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы; умение работать в паре. Предметные: обучающиеся умеют выполнять действия умножения и деления с числом 2. |
6. Рефлексия учебной деятельности
Этап анализа и обобщения
Задача: подвести итоги урока и инициировать рефлексию обучающихся |
Методы обучения: словесные: беседа; наглядные: иллюстрация. Методы воспитания: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. |
- Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому предлагаю вспомнить, чем мы с вами сегодня занимались. Кому помогали? (Второкласснику Ване – вспомнить поручение от мамы) - Кто вспомнит цель урока? (Закрепить умение делить на 2) - Что делали для прохождения предложенных испытаний и достижения цели урока? (Различные варианты) - Отлично! - Все ли задания мы выполнили? Если да – покажите вверх класс (сигнализируют) - Замечательно! - Ребята, а что больше всего вам запомнилось на уроке? (Различные варианты) - А что больше всего понравилось? (Различные варианты) - Для того чтобы получить от вас обратную связь – я предлагаю вам выбрать одну из предложенных карточек. - Поднимите иллюстрацию солнышка вверх, если вам было интересно и легко выполнять задания. - Поднимите изображение солнышка, которое вот-вот закроет тучка, если вам было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения. - И поднимите тучку с капельками, если вам было грустно, и вы не смогли выполнить задания.
- Хочу поблагодарить девочек за их активность на уроке и мальчиков, за скорость решения выражений. Спасибо за вашу энергию и позитив. Вы большие молодцы! - Урок окончен. До свидания! |
Карточки для рефлексии |
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать свои действия и управлять ими. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий, самоконтроль; демонстрируют умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; отвечать на вопросы учителя развёрнутым ответом, соблюдая языковые нормы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.