КОНСТРУКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студента группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Загайнова Станислава Борисовича
Дата: 10.05.2023 г.
Класс: 2 «Г»
УМК: «Школа России»
Тема урока: Деление на 3
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование умения выполнять арифметическое действие деления на 3 в процессе выполнения практических заданий и упражнений.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют слушать собеседника; организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре.
· Предметные: обучающиеся знают, как решать текстовые задачи на деление; умеют выполнять арифметическое действие деления с числом 3; использовать взаимосвязь умножения и деления при выполнении действия деления на 3.
Задачи:
· Воспитательные: побудить обучающихся к проявлению уважительного отношения к сверстникам; мотивировать на активность в процессе урока; стимулировать познавательный интерес к уроку математики.
· Развивающие: развивать у обучающихся умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют слушать собеседника; организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре.
· Образовательные: расширить представления обучающихся о том, как решать текстовые задачи на деление; научить выполнять арифметическое действие деления с числом 3; использовать взаимосвязь умножения и деления при выполнении действия деления на 3.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
1. Принцип наглядности;
2. Принцип деятельности;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип научности;
5. Принцип доступности.
Принципы воспитания:
1. Принцип создания положительного эмоционального подъема;
2. Принцип стимулирования активности;
3. Принцип сотрудничества и партнёрства.
Методы обучения и воспитания:
· Методы обучения: методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием), методы по источнику получения новых знаний (демонстрация, беседа, практическая работа, упражнение), игра, методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль).
· Методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование:
· Демонстрационное: мультимедийная презентация «Деление на 3», видеоролик с физминуткой «Делай так», мягкая игрушка;
· Индивидуальное: дневник, тетрадь, письменные принадлежности, учебник по математике, карточки с заданием.
Информационные источники:
1. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. N 1155. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
4. Моро, М. И. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и другие – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
Структура (план) урока:
Этап урока |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
5 минут |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
8 минут |
Решение проблемы |
15 минут |
Физкультминутка |
3 минуты |
Первичное закрепление |
10 минут |
Информация о домашнем задании |
2 минуты |
Подведение итогов. Рефлексия |
5 минут |
Итого |
45 минут |
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя, обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы выработки учебных умений и навыков: упражнение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. |
- Здравствуйте ребята! Напоминаю, что меня зовут Станислав Борисович, и сегодня урок математики у вас проведу я. - Сегодня на уроке вам понадобятся дневники, учебники, тетради для письма и пенал. Проверьте, чтобы у вас всё это было, а лишние предметы с парт уберите. -У кого всё есть - присаживайтесь за парты. - Соблюдаем правильную посадку. Ноги стоят на полу, спинка прямая, руки лежат домиком на парте. Вижу, что все готовы начать урок. - Ребята, для того чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение. -У вас на партах у каждого лежат карточки. Что вы на них видите? (Геометрические фигуры)
- Верно, это геометрические фигуры. - Прочитайте задание. Что вам нужно будет сделать? Что будете делать? (Нарисовать элементы в геометрические фигуры) - А какие элементы, в какие геометрические фигуры нужно дорисовать? (Точка, линия вертикальная/горизонтальная, две линии) - Совершенно верно. В кругу мы нарисуем точку, в квадрате линию горизонтальную, в треугольнике вертикальную и в прямоугольнике две горизонтальные линии. -Предлагаю вам приступать к этому заданию. На выполнение у вас есть одна минута (выполняют) - А сейчас нужно проверить. Предлагаю вам сделать это самостоятельно по образцу на слайде. Если будет ошибка, то обведите эту геометрическую фигуру. - Итак, ребята, кто был самым внимательным и не допустил ошибок? - Молодцы! А у кого есть ошибки, желаю, чтобы в течение всего урока вы были более внимательными. - Ребята, теперь мы готовы начать урок! |
Презентация «Деление на 3», ноутбук, проектор, карточки с заданием |
Личностные: обучающиеся проявляют активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ. |
2. Актуализация опорных знаний Выявление проблемы.
Задача: актуализировать ранее изученный материал, сформулировать тему и цель урока в совместной с обучающимися деятельности |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования социального опыта: игра Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение. методы стимулирования: поощрение |
- Для того чтобы узнать тему урока и цель, предлагаю поиграть в одну очень интересную игру. - Ребята, сейчас мы с вами вспомним таблицу умножение на 2 и на 3. А в этом нам поможет вот такая замечательная игрушка. Организация дидактической игры: - У кого окажется мягкая игрушка в руках, вам необходимо будет подойти к своему однокласснику и задать одно выражение из таблицы умножения на 2 (например, 2*2, 2*3, 2*4) или на 3 (3*2, 3*3, 3*4), а после того, как вы получите на него ответ, вы смело можете передать игрушку другому, и назвать свой пример. - ИМЯ, что мы сейчас будем делать? (Повторяет инструкцию учителя) - Ребята, если все поняли правила этой игры и у вас не возникли вопросы, то покажите класс (сигнализируют) - Замечательно! Предлагаю начать с меня, 2*2! (обучающиеся играют в дидактическую игру) - Ребята, вы большие молодцы – показали, что знаете таблицу умножения на 2 и на 3, а также умеете спокойно, не торопясь и вежливо задать пример своему однокласснику. Похлопайте друг другу в ладоши. - Какие действия мы с вами выполняли? (умножение и деление) - Верно, умножение и деление. - С какими числами мы выполняли умножение? (2 и 3) - А с каким числом выполняли действие деление? (число 2) - Правильно с числом 2. - Какое число мы можем разделить после числа 2? (Число 3) - Верно, мы можем разделить число 3. - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? (Деление на 3) - Совершенно верно, тема нашего урока «Деление на 3» - Для того чтобы узнать цель нашего урока, н необходимо прочитать её в зеркальном отражение. - Имя, прочитай цель нашего урока, пожалуйста. Цель урока: научиться выполнять деление на 3. |
Презентация «Деление на 3», ноутбук, проектор, мягкая игрушка |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью предложенного задания учителем; осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют слушать собеседника; организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре.
|
3. Решение проблемы
Задача: организовать работу по решению возникшей проблемы, познакомить обучающихся с арифметическим действием деления на 3 |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Метод получения новых знаний: беседа, упражнение. Методы выработки учебных умений и навыков: упражнение, практическая работа Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
|
- Для того чтобы, достичь нашу цель, вспомним компоненты деления и умножения. - Посмотрите на слайд, что нам нужно сделать? (Подписать значение каждого компонента и решить пример) - Верно. Сейчас, у вас появятся карточки. Что вы на них видите? (Выражения) - Хорошо. В карточке нам даны два примера на умножение и деление. У данных примеров нужно подписать компоненты и решить их. - Сначала выполним примеры на умножение. Какие компоненты умножения вы помните? (Первый множитель; второй множитель; произведение чисел; значение произведения) - Отлично. Сейчас вам нужно подписать данные компоненты у каждого примера на умножение и решить их. На выполнение вам 2 минуты. - Скажи, что мы сейчас будем делать? (Повторяет инструкцию учителя) - Кто закончит – поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность. - Кто может прочитать, что у вас получилось? (Читают) - А какой ответ у вас получился при решении данных примеров? (18, 12) - Хорошо. Перейдем к компонентам деления. Какие компоненты деления вы помните? (Делимое; делитель; частное чисел; значение частного) - Хорошо. Сейчас, вам нужно также подписать каждый компонент в примерах на деление и решить их. На выполнение вам 2 минуты. - Для того чтобы закрепить названия компонентов, развернитесь друг к другу в парах и расскажите поочередно компоненты умножения и деления, а также приведите пример (приём формирования КУУД) - Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видел вашу готовность. - Кто может прочитать, что у вас получилось? (Читают) - А какой ответ у вас получился при решении данных примеров? (9, 3) - Сейчас предлагаю вспомнить правило взаимосвязи умножения и деления (вспоминают правило) - Напомню о том, что если один из множителей неизвестен, то необходимо значение произведения разделить на известный множитель. - Для того чтобы выполнить деление на 3 нам с вами нужно знать таблицу умножения на 3 и данное правило, тогда мы с вами сможем выполнять действие деления на 3. - Для того чтобы научиться выполнять деление на 3, предлагаю на странице 92 выполнить задание №1. - Первые 4 примера мы выполним с вами вместе, последние 3 вы выполните самостоятельно. - Откройте рабочие тетради по центру запишите сегодняшнюю дату и фразу: классная работа (записывают число, классная работа). По центру записываем № 1. - Обратим внимание на первый пример 3*3=9. - Посмотрите на иллюстрацию над примером, как вы думаете, почему записано 3*3 к данной иллюстрации? (3 столбиком мы умножаем на 3 строчки и получается 9 квадратов всего) - Правильно. Кто скажет, почему составили одно выражение 9:3? (Называют правило) - Верно, чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения 9 разделить на один из множителей 3 и получается 3. - Обратите внимание на иллюстрацию, на ней представлено всего 9 квадратов мы делим на три и получается 3 строчки. - Кто хочет выйти к доске и решить выражение 3*4 с объяснением? Объяснение: 4 столбиком мы умножаем на 3 строчку, и получается 12 квадратов всего. - Присаживайся, молодец! - Следующее выражение – 3*5 Объяснение: 5 столбиком мы умножаем на 3 строчку, и получается 15 квадратов всего. - Отлично. Наше следующие выражение – 3*6 - Обратите внимание на иллюстрацию над примером, как вы думаете, почему записано 3*4 к данной иллюстрации? Объяснение: 6 столбиком мы умножаем на 3 строчку, и получается 18 квадратов всего. - Замечательно, вы большие молодцы. Выражения: 3*7, 3*8, 3*9 выполняете самостоятельно на работу вам 5 минут, также необходимо будет объяснить, как вы решили данные выражения. - Кто будет готов руку на локоток. - Я вижу, что большинство из вас уже закончили, предлагаю приступить к проверке. - ИМЯ, попробуй объяснить, как ты выполнил выражение 3*7 - Замечательно, кто согласен покажите класс (сигнализируют) - ИМЯ, объясни, как ты выполнил выражение 3*8. - Прекрасно! Кто сделал также – хлопните в ладоши один раз (сигнализируют). - ИМЯ, объясни, как ты выполнил выражение 3*9. - Отлично, покажите класс, кто сделал также (сигнализируют). - Вы большие молодцы, справились с данным заданием.
|
Презентация «Деление на 3», ноутбук, проектор, карточка с заданием, тетрадь, учебник математики, письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; демонстрируют умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют слушать собеседника; организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре. Предметные: обучающиеся умеют выполнять арифметическое действие деления с числом 3; использовать взаимосвязь умножения и деления при выполнении действия деления на 3. |
4.Физминутка
Задача: снять мышечное и психологическое напряжение |
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
|
- Я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать со своих мест и выполнить физминутку. - Встаньте так, чтобы никому не мешать. Сейчас я включу видеоролик, а вам необходимо будет повторять все движения. *Смотрят видеоролик и повторяют движения. - Присаживайтесь на свои места. Сразу напоминаю о правильной посадке. Глазки поднимите на меня. |
Видеоролик с физминуткой «Делай так», ноутбук, проектор |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
5. Первичное закрепление
Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками |
Методы выработки учебных умений и навыков: практическая работа Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. Методы стимулирования: поощрение.
|
- Для того чтобы отработать умение делить и умножать на 2 и 3 предлагаю выполнить № 2 по цепочке решаем примеры, записываем в тетрадь номер задание. - Предлагаю приступить, первый ряд первая парта начинаем 1*3, 3:3 и т. д. - Замечательно, вы большие молодцы! Ответы №2 1 * 3 = 3; - Для отработки умения решения текстовых задач, предлагаю выполнить задание № 3. - ИМЯ, прочитай задачу. - О чём говорится в задаче? (Марка стоит 3 р.) - Верно, о том, что марка стоит 3 р. - Кто прочитает вопрос задачи? - Спасибо, вопрос: сколько таких марок можно купить на 15р. - Кто скажет, каким действием решается задача? (Делением) - Правильно, делением, необходимо разделить 15 на 3. - Кто хочет выйти к доске и решить задачу? 15
: 3 = 5 (марок)
− можно купить на 15 рублей. - Имя, молодец, кто согласен покажите класс (сигнализируют) - Предлагаю попробовать составить обратную данной задачу. ИМЯ, попробуй. Обратная задача 1:Марка
стоит 3 р. Сколько стоят 5 таких же марок? - Предлагаю попробовать решить ещё одну обратную задачу. Обратная задача 2: Сколько стоит
одна марка, если 5 марок стоят 15 рублей? - Кто согласен покажите класс, замечательно! (Сигнализируют) - Вы большие молодцы, мы с вами отработали умение решать текстовые задачи. - Предлагаю выполнить на странице 92, номер 4. - В задании необходимо решить выражение и поставить между ними знак больше, меньше или равно. -Можете приступать на работу вам 7 минут. -Кто будет готов руку на локоток. В конце урока, у некоторых я посмотрю тетради и проверю. -Имя, имя, имя попрошу вас сдать тетради. Ответы
№4 2 * 7 + 2 = 2 * 8
|
Презентация «Деление на 3», ноутбук, проектор тетрадь, учебник по математике, письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; Предметные: обучающиеся знают, как решать текстовые задачи на деление; умеют выполнять арифметическое действие деления с числом 3; использовать взаимосвязь умножения и деления при выполнении действия деления на 3. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся информацию о домашнем задании и сообщить подробный инструктаж по выполнению |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Учебник страница 92, номер 5 - Обратите внимание на номер 5, что необходимо сделать? (Решить задачу) - Верно, нужно решить задачу. - Если у вас возникли вопросы, то можете задать их. - Кто записал, закройте и положите дневники на край парты (записывают домашнее задание)
|
Дневник, письменные принадлежности |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
7. Рефлексия, подведение итогов
Задача: подвести итоги урока и инициировать рефлексию обучающихся |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. Методы стимулирования: поощрение.
Приём «Продолжи фразу» |
- Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому предлагаю вспомнить, чем мы с вами занимались. - Кто вспомнит цель урока? (Называют цель) - Что делали для достижения цели урока? (Отвечают на поставленный учителем вопрос, решали примеры и т. д.) - Отлично! - Все ли задания мы выполнили? - Замечательно! - Ребята, а что больше всего вам запомнилось на уроке? - Для того чтобы получить от вас обратную связь, я предлагаю вам продолжить данные фразы – обратите внимание на слайд. Я научился… Я понял… Я могу… Еще нужно разобраться, как… - Молодцы, спасибо! - Хочу поблагодарить девочек за их активность на уроке и мальчиков за скорость и осознанность при решении задач. Спасибо за вашу энергию и позитив. Вы большие молодцы! - Урок окончен. До свидания! |
Презентация «Деление на 3», ноутбук, проектор |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; демонстрируют умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.