Конструкт урока окружающего мира по воспитанию семейных ценностей на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники» с элементами проектной деятельности.
Оценка 5

Конструкт урока окружающего мира по воспитанию семейных ценностей на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники» с элементами проектной деятельности.

Оценка 5
docx
09.06.2024
Конструкт урока окружающего мира по воспитанию семейных ценностей на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники» с элементами проектной деятельности.
Конструкт урока окружающего мир3.docx

Конструкт урока окружающего мира

Тема урока: Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.

Цель: формирование представлений о народах Урала, их традициях и семейных праздниках в процессе создания информационного плаката «Народы Урала» с элементами проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; готовность осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций;  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Предметные: обучающиеся знают о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье; определение понятия «Народы Урала», основные народы, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты) и их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); умеют определять на карте границы России, столицу (Москва), Урал и Свердловскую область, г. Каменск-Уральский; знают определение понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; умеют создавать информационный плакат «Народы Урала».

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; готовность осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.

Развивающие: развивать у обучающихся умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций;  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Образовательные: познакомить с определением понятия «Народы Урала», с основными народами, проживающими на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты) и с их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); закрепить умение определять на карте границы России, столицу (Москва), Урал и Свердловскую область, г. Каменск-Уральский; актуализировать знания о правилах поведения в семье, знания о семейных традициях в своей семье; определения понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; научить создавать информационный плакат «Народы Урала».

Принципы воспитания:

·                    Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям обучающихся;

·                    Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

·                    Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством.

Принципы обучения

·                    Принцип доступности;

·                    Принцип научности;

·                    Принцип наглядности;

·                    Принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания

1.         Методы формирования сознания:

·                    беседа.

2.         Методы организации деятельности и формирования опыта:

·                    педагогическое требование.

3.         Методы стимулирования поведения:

·                    поощрение.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

·                    словесные (объяснение, беседа);

·                    наглядные (иллюстрация, демонстрация);

·                    практические (упражнения).

2. Методы эмоционального стимулирования:

·                    поощрение.

3. Методы формирования ответственности и обязательности:

·                    предъявление педагогических требований;

·                    оперативный контроль.

4. Методы развития познавательного интереса:

·                    формирование готовности к восприятию;

·                    стимулирование занимательным содержанием.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», видеофрагмент «Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты», карта Урала, карта России, карта Урала для создания памятки «Народы Урала».

Индивидуальные: ручка, дневник, ножницы, клей.

Раздаточные: карточка «Роли в группе», карточка «Народы Урала – это…», листы для плаката (шаблоны), листы для памятки (шаблоны), карточка «Народы Урала» (для информационного плаката).

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к деятельности (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. (7 мин.)

3. Решение проблемы (изучение нового материала) (8 мин.)

4. Физминутка (2 мин.)

5.Первичное закрепление (15 мин.)

6.Информация о домашнем задании (3 мин.)

7.Рефлексия (3 мин.)

Итог: 40 минут

Использованная литература:

1.         Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., №273- ФЗ.

2.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г., № 373.

3.         Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372

3.         СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4.         Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Черноскутова Ю.А.)

5.         Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2023. – 145 с.: ил. – (Школа России).

6.         Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты. / URL: https://www.youtube.com/watch?v=yJVFsNwNO98

 

Эскиз доски

Домашнее задание:

Дата.

 

 

Презентация

 

Ход урока

 

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание.

Интерактивные формы обучения: работа в малых группах

Методы воспитания

1.Методы формирования сознания:

беседа.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

•словесные (беседа, объяснение).

2. Методы формирования ответственности и обязательности:

•предъявление педагогических требований;

•оперативный контроль.

3. Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

-Итак, ребята, начинаем наш урок.

-Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны лежать пенал с письменными принадлежностями, фломастеры или цветные карандаши, и дневник.

-Отлично! Теперь сядут те, кто сегодня пришёл в юбке. В платье. В брюках.

-Проверим свою посадку: спина прямая, ноги ровно на полу, между животом и партой расстояние кулак.

-Замечательно, вижу, что все готовы и все сидят, как настоящие ученики, можем начинать.

-Мы продолжаем создание нашего мини-альбома «Я и моя семья», и сегодня нам предстоит познакомиться с новой, очень важной темой А вот с какой, предлагаю узнать, посмотрев видео. Смотрите внимательно и подумайте, о чём же сказано в данном видео.

https://www.youtube.com/watch?v=yJVFsNwNO98

-Итак, о чём же этот видеофрагмент?

-Всё верно, он о народах Урала, а именно о татарах, башкирах и удмуртах. Как вы думаете, как относится тема семьи к национальностям, которые проживают на территории Урала?

-И действительно: в данном видео показано, как не только семью, а целое население сплочают общие традиции, праздники, культура.

-Ребята, но не все ведь из нас являются татарами, башкирами или удмуртами. Зачем нам знать о культуре других национальностей?

-Соглашусь: эти национальности живут вместе с нами на одной территории и также, как и мы с вами, празднуют свои праздники, обогащают культуру нашей большой многонациональной страны России. Тогда о ценности чего мы сегодня поговорим?

-Верно, о ценности других национальностей и их семейных традициях.

-А знаем ли мы особенности культуры этих национальностей?

-Нет, а нужно ли нам это знать? Почему?

-Ребята, конечно же: наша жизнь складывается из постоянного общения с другими людьми, а так как Урал включает в себя не только русских, но и другие национальности, то нам важно понимать особенности общения. А узнав культуру другой национальности, мы можем взять какие-либо традиции, которые нам понравятся, в свою семью?

-Конечно сможем, поэтому сегодня мы с вами только начнём знакомиться с культурой этих народов, а позже на других уроках вы узнаете о них чуть больше. Обратите внимание, как вы сидите?

-В группах, совершенно верно. Это значит, что на протяжении урока мы будем работать в них. Что важно помнить, работая в группах?

-Правила работы, конечно. Какие правила работы в группах вы знаете?

-Отлично! Соблюдая их, мы будем успешны на уроке, и работа пройдёт продуктивно и интересно. А что ещё необходимо соблюдать при работе в группе?

-Роли, правильно. И для того, чтобы их распределить, предлагаю поработать с карточкой. Что на ней есть?

-Верно, название ролей, обязанности и фамилии, имена.

Индивидуальное задание для обучающегося с высоким уровнем (№6): стать командиром команды

Роль

Фамилия, имя

Командир (представляет работу и помогает остальным)

 

Диктор (читает информацию для группы)

 

Аналитик (анализирует информацию, выделяет главное)

 

Оформитель (записывает информацию, оформляет работу)

 

Генератор (создаёт идеи, рассказывает их группе)

 

-Какие роли есть? Какие у них обязанности?

-Верно. Сейчас обсудите и распределите роли в группе в течение 1 минуты.

-Если группа готова, поднимите руку. Отлично, вижу, что все готовы, значит, мы можем начинать. Сейчас встанут командиры. Дикторы. Аналитики. Оформители. Генераторы.

-Замечательно, роли распределены, а это значит, что сегодня мы прекрасно поработаем! Предлагаю начать наш урок!

Приветствуют учителя

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

Проверяют посадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео

 

 

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

 

 

 

 

О ценности других национальностей и их семейных традициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группах

 

 

Правила работы

 

Формулируют правила работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роли

 

 

 

Читают название ролей, обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют роли и их обязанности

 

Распределяют роли

 

 

 

 

Встают

 

Ф, Г

Демонстрационные: видеофрагмент «Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты».

Раздаточные: карточка «Роли в группе».

ОК, ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.

Актуализировать знания обучающихся о семье, вывести на тему и цель урока.

Интерактивные формы обучения: мозговой штурм

Методы воспитания

1.Методы формирования сознания:

беседа.

2.Методы организации деятельности и формирования опыта:

педагогическое требование.

3.Методы стимулирования поведения:

поощрение.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение, беседа);

наглядные (демонстрация);

практические (упражнение).

2. Методы эмоционального стимулирования:

•поощрение.

3. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

4. Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

-Ребята, в каждой культуре очень ценится семья и её традиции. На прошлых уроках мы с вами уже говорили, что такое семья. Предлагаю вспомнить, что же это?

-Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе, верно. 

-Что объединяет семью, ребята?

-Правильно, семью объединяют традиции, совместное времяпровождение, общие цели. До недавнего времени мы говорили, как важно вместе проводить время, трудиться, но так и не сказали, как влияет на семью национальность. Как вы думаете, какова роль национальности в жизни семьи? Меняются ли традиции, праздники?

-Действительно, традиции и праздники в некоторых семьях совсем другие, и это замечательно, ведь каждая традиция нас чему-то учит, о чём-то рассказывает.

-А как вы думаете, каждая ли семья соблюдает свои национальные традиции?

-На самом деле, ребята, не все семьи чтут свои национальные традиции и праздники. Как вы думаете, почему?

-Соглашусь, некоторые семьи не празднуют и чтут традиции, потому что привыкли к российским традициям или стесняются своей национальности. Правильно ли это?

-Нет, вы правы. А как вы думаете, узнав о традициях народов Урала, их праздниках, устном народном творчестве, костюмах и национальной еде и главное их ценности для семьи, для России, можно ли этим с кем-нибудь поделиться? С кем?

-Соглашусь, можно не только рассказать членам семьи, но и создать проект «Народы России» и рассказать ребятам помладше и даже тем, что постарше, чтобы показать, что культура каждого народа уважаема в России, а семейные традиции поддерживаются. Тогда что мы можем создать, чтобы рассказать об этом? Какой продукт?

-Какие интересные у вас предположения! На их основе предлагаю нам сегодня сделать проект по созданию информационного плаката «Народы Урала», в котором мы расскажем об основных национальностях Урала.

-Если мы сегодня говорим о народах Урала, то как вы думаете, какой станет тема нашего урока?

-Совершенно верно. Темой урока станет «Народы Урала».

-Какую цель на наш урок мы можем поставить? Что мы хотели бы узнать и чему научиться?

-Отлично, на основе ваших предложений предлагаю целью урока сделать – узнать о народах Урала, их культуре и традициях.

-А что нам поможет в достижении цели?

-План, совершенно верно. Для того, чтобы составить наш план, предлагаю обратить внимание на слайд: пункты плана перепутались и их необходимо поставить в верном порядке. Как будет звучать первый пункт плана? Второй? Третий?

1. Познакомиться с определением понятия «Народы Урала», с основными национальности, проживающими на его территории и их культурой.

2. Составить информационный плакат «Народы Урала».

-Вот нам и известна тема урока, поставлена цель и сказаны пункты плана. Тогда предлагаю нам скорее начать урок и узнать много нового!

Формулируют предположения на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют предположения на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют предположения на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют предположения на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют предположения на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнаем о народах Урала, их культуре и традициях

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставляют пункты плана в верном порядке

 

 

 

 

 

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций;  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Предметные: обучающиеся знают о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье, определение понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников.

3.Решение проблемы.

 

Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.

Методы воспитания

1.Методы формирования сознания:

беседа.

2.Методы организации деятельности и формирования опыта:

педагогическое требование.

3.Методы стимулирования поведения:

поощрение.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение, беседа);

наглядные (демонстрация);

практические (упражнения).

2. Методы эмоционального стимулирования:

поощрение.

3. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

4. Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

 

-Итак, как звучал наш первый пункт плана?

-Правильно, познакомиться с определением понятия «Народы Урала», с основными национальности, проживающими на его территории и их культурой.

-Прежде чем мы начнём, для начала предлагаю рассмотреть карту России. Давайте попробуем обвести границы России и не забудем Калининград. …, выйди, пожалуйста, к доске и обведи указкой.

*вывешиваю карту России*

-Кто согласен, поднимите руку.

-Хорошо, теперь найдём столицу России. Как она называется?

-Москва, верно. …, покажи её на карте.

-Отлично, а теперь найдём Урал на карте. Обведём его границы.

-Замечательно.

*вывешиваю карту Урала*

-Ребята, в округ Урала входят 6 субъектов РФ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. В какой области живём мы?

-Верно, в Свердловской области. Где она на карте, кто покажет?

-Отлично, и теперь найдём наш город. Как он называется?

-Каменск-Уральский, хорошо. Вот видите, какой большой наш Урал. А как много здесь живёт людей, как много народов.

-И для того, чтобы понимать, кто же такие народы Урала, предлагаю нам всем вместе познакомиться с этим понятием.

-Сейчас я выдам вам карточки с этим определением.

-Сейчас диктор пятой группы читает для всех определение,

остальные слушают и думают, что мы уже сказали о народах Урала, а что ещё нет.

Средний Урал – многонациональный край, где проживает порядка 120 народов, но коренными народами Урала являются ханты и манси, башкиры, удмурты, коми, татары, русские, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.

-Итак, что мы уже сказали?

-Верно, мы сказали, что на Урале живут татары, башкиры, удмурты. А что не сказали?

-Что помимо них есть русские, ханты и манси, коми, марийцы, мордва, чуваши, украинцы, верно.

Индивидуальное задание для обучающегося с низким уровнем (№25): сформулировать определение самостоятельно, на основе того, что обсудили.

-Сейчас … предлагаю самостоятельно сказать, кто же такие народы Урала.

-Кто согласен с …? А кому есть, что добавить в это определение?

-Отлично, соглашусь с вами: народы Урала – это, в первую очередь, русские, татары, башкиры, удмурты, манси и ханты, которые соблюдают и чтут свои традиции. А как вы думаете, что входит в понятие «Соблюдение своих традиций»?

-Верно, это передача памяти своих предков своим последователем через празднование общих событий, праздников. И важно не забывать, что у каждой национальности они свои.

-Таким образом, какой пункт плана мы сейчас выполнили?

-Первый, с помощью чего?

-Прочитав определение и поработав с картой, абсолютно верно. Значит, мы можем переходить к следующему пункту плана.

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с картами

 

 

 

 

Читает вслух

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Составляет определение

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

Формулируют ответы на вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

Первый

 

Прочитав определение и поработав с картой

Ф

Демонстрационные:

мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», карта Урала, карта России.

 

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Предметные: обучающиеся знают определение понятия «Народы Урала», основные национальности, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты).

4. Физминутка.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение обучающихся, собрать внимание.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение).

2. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

-Вижу, что вы немного устали, поэтому предлагаю встать из-за своих мест и отдохнуть.

-Сегодня я буду показывать движения, а ваша задача за мной повторять:

Светит солнце золотое

Над планетою Земля.

Много есть людей на свете

Нация у всех своя:

Есть вьетнамцы и эстонцы,

Якуты, венгры и японцы,

Есть туркмены, англичане,

Итальянцы и армяне,

Шведы, шорцы тоже есть,

Всех их нам не перечесть.

И со всеми я подряд

Подружиться был бы рад

-Отлично, молодцы! Встряхнём наши руки и сядем на места.

-Теперь посмотрим на пол, на потолок, на окно, на стену, на меня, на парту. Закроем глаза.

-Теперь откроем. Проверим нашу посадку. Вижу, что теперь вы готовы к работе, продолжим.

Встают из-за своих мест, выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встряхивают руки, садятся на места

Выполняют зрительную гимнастику

Проверяют посадку

Ф

-

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

5. Первичное закрепление.

Закрепить полученные знания у обучающихся.

Интерактивные формы обучения: проект

Методы воспитания

1.Методы формирования сознания:

беседа.

2.Методы организации деятельности и формирования опыта:

педагогическое требование.

3.Методы стимулирования поведения:

поощрение.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение, беседа);

наглядные (демонстрация);

практические (упражнения).

2. Методы эмоционального стимулирования:

поощрение.

3. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

 

-Ребята, мы уже выполнили первый пункт плана. Какой следующий?

-Составить информационный плакат «Народы Урала», конечно.

-Мы уже с вами обсудили, что основными народами, проживающими на Урале, являются татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты. Ребята, а что мы знаем про эти народы?

-Верно, мы пока что мало что знаем о них и для того, чтобы узнать самим и познакомить с этой информацией других, мы составим информационный плакат «Народы Урала».

-Перед нами карта Урала. Она и станет информационным плакатом «Народы Урала». Посмотрите внимательно: сегодня нас 5 групп. А сколько основных народов, проживающих на Урале, мы уже назвали?

-Мы назвали 6 народов, но ханты и манси считаются родственными народами, поэтому их чаще всего объединяют. Тогда у нас становится 5 народов. Как вы думаете, что мы будем делать?

-Верно, каждая группа вытянет свой народ и составит часть плаката, рассказав о том или ином народе другим.

-Но составлять она будет на специальном шаблоне, который мы сейчас рассмотрим. Что на нём есть?

-Название народа, место для фотографии национального костюма и национального блюда и место для краткой информации, верно. Сейчас командир каждой команды подойдёт ко мне и вытянет карточку с тем народом, который группа будет описывать.

-Итак, какой народ у 1 группы? У 2? У 3? У 4? У 5?

-Отлично. Сейчас каждая группа получит материал по своему народу. Как вы думаете, что необходимо сделать?

-Верно, вырезать фотографии, приклеить их, прочитать текст и определить главную информацию, вписав в окошко. Если мы будем работать с клеем и ножницами, то какие правила необходимо соблюдать?

-Правильно. А что ещё важно соблюдать?

-Правила работы в группе и свои роли. Таким образом, сейчас дикторы каждой группы читают для своей команды информацию, анализаторы и редакторы отбирают информацию и корректируют её, оформители вырезают и наклеивают фотографии, а командир помогает всей своей группе.

Индивидуальное задание для обучающегося с низким уровнем (№25): выписать семейные традиции национальности и устно выделить традиции в своей семье по аналогии, записав на карточку.

-Кому непонятно задание, поднимите руку. Хорошо, можете приступать.

*создают части плаката*

-Итак, вижу, что все готовы, поэтому предлагаю завершить работу и представить получившиеся результаты.

-Сейчас выходят к нам командиры каждой группы и расскажут об их народе и его культуре.

*выходят командиры команд, рассказывают о работе групп, части плаката прикрепляются к нему*

-Ребята, а у каждого народа были свои традиции? Какие они?

-Семейные, верно. А теперь давайте попробуем определить, какие традиции являются не только у других народов, но и у нас в семьях. Назовём их:

1) Уважение к старшим и забота о младших (татары);

2) Отец – глава семьи (башкиры);

3) Дети – самое главное в жизни (удмурты);

4) Семьи были большими, старшее поколение передавало свой жизненный опыт молодым (русские);

5) У каждого в семье есть своя роль, свои обязанности

-Отлично! А есть ли эти традиции, правила у вас в семьях? Какие праздники вы празднуете всей семьёй?

-Здорово, ребята, а наша семья празднует 8 июня – русский праздник День любви, семьи и верности. Кто знаком с ним поднимите руку.

Индивидуальное задание для обучающегося с высоким уровнем (№6): записать в памятку общие семейные традиции у всех национальностей и добавить свои по аналогии.

-Замечательно! Таким образом, похожи ли некоторые традиции у разных народов? Чему отдаётся бОльшая значимость?

-Почитанию старших, семейным ценностям и ролям в семье, ценности детей и главенству отца в доме, всё верно. Получается, несмотря на то, что традиции у всех народов разные, некоторые из них похожи, создавая единство между народами. А какие традиции есть в ваших семьях?

-Вот видите, ребята, традиции у многих разные, но в некоторых семьях они повторяются. Что это значит?

-То, что все мы едины, несмотря на культурные различия, национальные костюмы, блюда и народный фольклор, ведь в культуре всех народов есть одна, самая главная ценность, которая почитается. Какая?

-Семья, совершенно верно. Как вы думаете, почему именно она?

-Правильно, ведь именно в семье рождается история каждого человека и именно семья создаёт народный фольклор, семейные традиции и будущее.

-Ребята, отразив в плакате 5 народов Урала, сможем ли мы рассказать о них и сделать общий вывод? Где мы сможем его использовать?

-Прекрасные идеи! Мы можем не только повесить её в наш классный уголок и показать родителям, но и рассказать ребятам из младших, старших классов, расширить плакат, добавив ещё народов Урала, ведь те, которые мы перечислили – не единственные, кто живут вместе с нами. Тогда какой вывод мы можем сделать? Влияет ли культура народа на уклад в семье, семейные традиции?

-Я соглашусь с вами: культура народа не только создаёт правила взаимодействия в семье, но и семейные праздники, обычаи! Важно ли хранить культуру своего народа? Почему?

-Верно, ведь именно культура рождает историю, а в ней заключается наша семья и мы. Поэтому допустить вымирания той или иной культуры нельзя – ведь из-за этого потеряется целых народ, а значит и множество жизней.

-Таким образом, какой пункт плана мы сейчас решили?

-Третий, верно. С помощью чего?

-С помощью создания плаката, верно.

Второй

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

Формулируют предположения на вопросы педагога

 

 

Называют компоненты шаблона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вытягивают карточку с названием народа

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

Формулируют правила работы с клеем, ножницами

 

 

 

 

 

 

Слушают инструкцию, выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют свои работы

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий

 

 

С помощью создания плаката

Ф, Г

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», карта Урала для создания плаката «Народы Урала».

Индивидуальные: ручка, клей, ножницы.

Раздаточные: листы для плаката (шаблоны), карточка «Народы Урала» (для информационного плаката).

 

ОК, ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; уровня готовности осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Предметные: обучающиеся знают  о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье; основные народы, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, ханты и манси) и их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); умеют создавать информационный плакат «Народы Урала».

 

6. Информация о домашнем задании.

Объяснить выполнение домашнего задания, зафиксировать его в дневнике.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение);

наглядные (демонстрация).

2. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

-Ребята, мы с вами уже составили информационный плакат «Народы Урала».

-Это была общая работа, которую мы повесим в наш классный уголок. А для того, чтобы закрепить наши знания с сегодняшнего урока, предлагаю открыть дневники и записать домашнее задание.

-Дома вам будет необходимо будет создать информационную памятку «История моего народа – история моей семьи» по шаблону. Что у нас есть в шаблоне?

-Название национальности, примеры и описание костюма, национальной еды и ваши семейные национальные традиции.

-Верно. Ребята, я знаю, что у нас очень многонациональный класс и для того, чтобы рассказать друг другу о своих национальностях, я предлагаю создать свою информационную памятку, которая поможет остальным ребятам узнать вас лучше и может быть даже взять себе домой какую-нибудь новую традицию!

-Кому непонятно задание, поднимите руку. Хорошо, можете вложить свои шаблоны в дневники, закрыть их и убрать на край парты.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, слушают инструкцию учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы, убирают дневник на край парты

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», Индивидуальные: ручка, дневник.

Раздаточные: листы для памятки (шаблоны).

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение фиксировать полученные результаты в текстовой форме; в процессе диалогов задавать вопросы; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками.

 

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

словесные (объяснение);

наглядные (демонстрация).

2. Методы формирования ответственности и обязательности:

предъявление педагогических требований;

оперативный контроль.

-Итак, ребята, вспомним тему нашего урока.

-Хорошо, как звучала цель нашего урока?

-Достигли ли мы её? С помощью чего?

-Какие пункты плана мы выполнили? Как?

-Вы правы, пункты плана мы выполнили, а значит, цель урока достигнута.

-Вспомним видео, которое мы смотрели в начале урока – о чём оно?

-Действительно, это видео не только о народах Урала, но и о нашем единстве, о наших различиях и одновременно похожести друг на друга. Посмотрите, какой плакат у нас получился! И ведь мы описали только 5 народов, а сколько их ещё! Наша задача не забывать о них и изучать, слушать и рассказывать о своей национальности, чтобы быть едиными, помогать друг другу и перенимать опыт друг у друга, стать единым целом.

-И прежде чем мы закончим наш урок, предлагаю оценить своё настроение в конце урока, воспользовавшись приёмом «Незаконченные предложения».

-На слайде изображены предложения, вам необходимо выбрать одно и закончить его.

-Начнём с первой парты.

Сегодня на уроке я чувствовал себя…

В команде я работал…

Мне показалось удивительным…

Мне хотелось бы…

Я задумался…

-Отлично! А я чувствовала себя на уроке сегодня прекрасно, потому что работала с такими смышлёными, дружными, благодарными, активными, добрыми, сильными, отзывчивыми и умными ребятами!

-Сейчас наш урок подошёл к концу! Благодарю вас за вашу внимательность, активность и сообразительность!

Вспоминают тему, цель и план урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают видеофрагмент, формулируют ответ на вопрос педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают предложения

 

 

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.»

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о семейных традициях в своей семье.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока окружающего мира

Конструкт урока окружающего мира

Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; научить создавать информационный плакат «Народы

Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; научить создавать информационный плакат «Народы

Раздаточные: карточка «Роли в группе», карточка «Народы

Раздаточные: карточка «Роли в группе», карточка «Народы

Этап фрагмента урока Образовательная задача этапа урока

Этап фрагмента урока Образовательная задача этапа урока

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием

А узнав культуру другой национальности, мы можем взять какие-либо традиции, которые нам понравятся, в свою семью? -Конечно сможем, поэтому сегодня мы с вами только начнём…

А узнав культуру другой национальности, мы можем взять какие-либо традиции, которые нам понравятся, в свою семью? -Конечно сможем, поэтому сегодня мы с вами только начнём…

Командир (представляет работу и помогает остальным)

Командир (представляет работу и помогает остальным)

Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнение)

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнение)

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы стимулирования поведения: поощрение

Методы стимулирования поведения: поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль

И важно не забывать, что у каждой национальности они свои

И важно не забывать, что у каждой национальности они свои

Вижу, что вы немного устали, поэтому предлагаю встать из-за своих мест и отдохнуть

Вижу, что вы немного устали, поэтому предлагаю встать из-за своих мест и отдохнуть

Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнения)

Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнения)

Ребята, мы уже выполнили первый пункт плана

Ребята, мы уже выполнили первый пункт плана

Семьи были большими, старшее поколение передавало свой жизненный опыт молодым (русские); 5)

Семьи были большими, старшее поколение передавало свой жизненный опыт молодым (русские); 5)

То, что все мы едины, несмотря на культурные различия, национальные костюмы, блюда и народный фольклор, ведь в культуре всех народов есть одна, самая главная ценность,…

То, что все мы едины, несмотря на культурные различия, национальные костюмы, блюда и народный фольклор, ведь в культуре всех народов есть одна, самая главная ценность,…

Верно, ведь именно культура рождает историю, а в ней заключается наша семья и мы

Верно, ведь именно культура рождает историю, а в ней заключается наша семья и мы

Ребята, мы с вами уже составили информационный плакат «Народы

Ребята, мы с вами уже составили информационный плакат «Народы

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024