Конструкт урока окружающего мира
Тема урока: Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.
Цель: формирование представлений о народах Урала, их традициях и семейных праздниках в процессе создания информационного плаката «Народы Урала» с элементами проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; готовность осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
Предметные: обучающиеся знают о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье; определение понятия «Народы Урала», основные народы, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты) и их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); умеют определять на карте границы России, столицу (Москва), Урал и Свердловскую область, г. Каменск-Уральский; знают определение понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; умеют создавать информационный плакат «Народы Урала».
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у обучающихся ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; готовность осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться.
Развивающие: развивать у обучающихся умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
Образовательные: познакомить с определением понятия «Народы Урала», с основными народами, проживающими на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты) и с их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); закрепить умение определять на карте границы России, столицу (Москва), Урал и Свердловскую область, г. Каменск-Уральский; актуализировать знания о правилах поведения в семье, знания о семейных традициях в своей семье; определения понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников; научить создавать информационный плакат «Народы Урала».
Принципы воспитания:
· Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям обучающихся;
· Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;
· Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством.
Принципы обучения
· Принцип доступности;
· Принцип научности;
· Принцип наглядности;
· Принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания
1. Методы формирования сознания:
· беседа.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта:
· педагогическое требование.
3. Методы стимулирования поведения:
· поощрение.
Методы обучения
1. По источнику получения знаний:
· словесные (объяснение, беседа);
· наглядные (иллюстрация, демонстрация);
· практические (упражнения).
2. Методы эмоционального стимулирования:
· поощрение.
3. Методы формирования ответственности и обязательности:
· предъявление педагогических требований;
· оперативный контроль.
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию;
· стимулирование занимательным содержанием.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические средства:
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», видеофрагмент «Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты», карта Урала, карта России, карта Урала для создания памятки «Народы Урала».
Индивидуальные: ручка, дневник, ножницы, клей.
Раздаточные: карточка «Роли в группе», карточка «Народы Урала – это…», листы для плаката (шаблоны), листы для памятки (шаблоны), карточка «Народы Урала» (для информационного плаката).
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к деятельности (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. (7 мин.)
3. Решение проблемы (изучение нового материала) (8 мин.)
4. Физминутка (2 мин.)
5.Первичное закрепление (15 мин.)
6.Информация о домашнем задании (3 мин.)
7.Рефлексия (3 мин.)
Итог: 40 минут
Использованная литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., №273- ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г., № 373.
3. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Черноскутова Ю.А.)
5. Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2023. – 145 с.: ил. – (Школа России).
6. Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты. / URL: https://www.youtube.com/watch?v=yJVFsNwNO98
Эскиз доски
Домашнее задание: |
Дата.
|
Презентация |
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание. |
Интерактивные формы обучения: работа в малых группах Методы воспитания 1.Методы формирования сознания: беседа. Методы обучения 1. По источнику получения знаний: •словесные (беседа, объяснение). 2. Методы формирования ответственности и обязательности: •предъявление педагогических требований; •оперативный контроль. 3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. |
-Итак, ребята, начинаем наш урок. -Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны лежать пенал с письменными принадлежностями, фломастеры или цветные карандаши, и дневник. -Отлично! Теперь сядут те, кто сегодня пришёл в юбке. В платье. В брюках. -Проверим свою посадку: спина прямая, ноги ровно на полу, между животом и партой расстояние кулак. -Замечательно, вижу, что все готовы и все сидят, как настоящие ученики, можем начинать. -Мы продолжаем создание нашего мини-альбома «Я и моя семья», и сегодня нам предстоит познакомиться с новой, очень важной темой А вот с какой, предлагаю узнать, посмотрев видео. Смотрите внимательно и подумайте, о чём же сказано в данном видео. https://www.youtube.com/watch?v=yJVFsNwNO98 -Итак, о чём же этот видеофрагмент? -Всё верно, он о народах Урала, а именно о татарах, башкирах и удмуртах. Как вы думаете, как относится тема семьи к национальностям, которые проживают на территории Урала? -И действительно: в данном видео показано, как не только семью, а целое население сплочают общие традиции, праздники, культура. -Ребята, но не все ведь из нас являются татарами, башкирами или удмуртами. Зачем нам знать о культуре других национальностей? -Соглашусь: эти национальности живут вместе с нами на одной территории и также, как и мы с вами, празднуют свои праздники, обогащают культуру нашей большой многонациональной страны России. Тогда о ценности чего мы сегодня поговорим? -Верно, о ценности других национальностей и их семейных традициях. -А знаем ли мы особенности культуры этих национальностей? -Нет, а нужно ли нам это знать? Почему? -Ребята, конечно же: наша жизнь складывается из постоянного общения с другими людьми, а так как Урал включает в себя не только русских, но и другие национальности, то нам важно понимать особенности общения. А узнав культуру другой национальности, мы можем взять какие-либо традиции, которые нам понравятся, в свою семью? -Конечно сможем, поэтому сегодня мы с вами только начнём знакомиться с культурой этих народов, а позже на других уроках вы узнаете о них чуть больше. Обратите внимание, как вы сидите? -В группах, совершенно верно. Это значит, что на протяжении урока мы будем работать в них. Что важно помнить, работая в группах? -Правила работы, конечно. Какие правила работы в группах вы знаете? -Отлично! Соблюдая их, мы будем успешны на уроке, и работа пройдёт продуктивно и интересно. А что ещё необходимо соблюдать при работе в группе? -Роли, правильно. И для того, чтобы их распределить, предлагаю поработать с карточкой. Что на ней есть? -Верно, название ролей, обязанности и фамилии, имена. Индивидуальное задание для обучающегося с высоким уровнем (№6): стать командиром команды
-Какие роли есть? Какие у них обязанности? -Верно. Сейчас обсудите и распределите роли в группе в течение 1 минуты. -Если группа готова, поднимите руку. Отлично, вижу, что все готовы, значит, мы можем начинать. Сейчас встанут командиры. Дикторы. Аналитики. Оформители. Генераторы. -Замечательно, роли распределены, а это значит, что сегодня мы прекрасно поработаем! Предлагаю начать наш урок! |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Проверяют посадку
Смотрят видео
Формулируют ответы на вопросы педагога
Формулируют ответы на вопросы педагога
О ценности других национальностей и их семейных традициях.
В группах
Правила работы
Формулируют правила работы в группе
Роли
Читают название ролей, обязанности
Называют роли и их обязанности
Распределяют роли
Встают
|
Ф, Г |
Демонстрационные: видеофрагмент «Гора самоцветов. Народы Урала. Татары, башкиры и удмурты». Раздаточные: карточка «Роли в группе». |
ОК, ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. |
Актуализировать знания обучающихся о семье, вывести на тему и цель урока. |
Интерактивные формы обучения: мозговой штурм Методы воспитания 1.Методы формирования сознания: беседа. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование. 3.Методы стимулирования поведения: поощрение. Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнение). 2. Методы эмоционального стимулирования: •поощрение. 3. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. 4. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. |
-Ребята, в каждой культуре очень ценится семья и её традиции. На прошлых уроках мы с вами уже говорили, что такое семья. Предлагаю вспомнить, что же это? -Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе, верно. -Что объединяет семью, ребята? -Правильно, семью объединяют традиции, совместное времяпровождение, общие цели. До недавнего времени мы говорили, как важно вместе проводить время, трудиться, но так и не сказали, как влияет на семью национальность. Как вы думаете, какова роль национальности в жизни семьи? Меняются ли традиции, праздники? -Действительно, традиции и праздники в некоторых семьях совсем другие, и это замечательно, ведь каждая традиция нас чему-то учит, о чём-то рассказывает. -А как вы думаете, каждая ли семья соблюдает свои национальные традиции? -На самом деле, ребята, не все семьи чтут свои национальные традиции и праздники. Как вы думаете, почему? -Соглашусь, некоторые семьи не празднуют и чтут традиции, потому что привыкли к российским традициям или стесняются своей национальности. Правильно ли это? -Нет, вы правы. А как вы думаете, узнав о традициях народов Урала, их праздниках, устном народном творчестве, костюмах и национальной еде и главное их ценности для семьи, для России, можно ли этим с кем-нибудь поделиться? С кем? -Соглашусь, можно не только рассказать членам семьи, но и создать проект «Народы России» и рассказать ребятам помладше и даже тем, что постарше, чтобы показать, что культура каждого народа уважаема в России, а семейные традиции поддерживаются. Тогда что мы можем создать, чтобы рассказать об этом? Какой продукт? -Какие интересные у вас предположения! На их основе предлагаю нам сегодня сделать проект по созданию информационного плаката «Народы Урала», в котором мы расскажем об основных национальностях Урала. -Если мы сегодня говорим о народах Урала, то как вы думаете, какой станет тема нашего урока? -Совершенно верно. Темой урока станет «Народы Урала». -Какую цель на наш урок мы можем поставить? Что мы хотели бы узнать и чему научиться? -Отлично, на основе ваших предложений предлагаю целью урока сделать – узнать о народах Урала, их культуре и традициях. -А что нам поможет в достижении цели? -План, совершенно верно. Для того, чтобы составить наш план, предлагаю обратить внимание на слайд: пункты плана перепутались и их необходимо поставить в верном порядке. Как будет звучать первый пункт плана? Второй? Третий? 1. Познакомиться с определением понятия «Народы Урала», с основными национальности, проживающими на его территории и их культурой. 2. Составить информационный плакат «Народы Урала». -Вот нам и известна тема урока, поставлена цель и сказаны пункты плана. Тогда предлагаю нам скорее начать урок и узнать много нового! |
Формулируют предположения на вопросы учителя
Формулируют предположения на вопросы учителя
Формулируют предположения на вопросы учителя
Формулируют предположения на вопросы учителя
Формулируют предположения на вопросы учителя
Узнаем о народах Урала, их культуре и традициях План
Расставляют пункты плана в верном порядке
|
Ф |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Предметные: обучающиеся знают о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье, определение понятия «Семья», её роль в создании семейных национальных традиций и праздников. |
||||||||||||
3.Решение проблемы.
|
Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. |
Методы воспитания 1.Методы формирования сознания: беседа. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование. 3.Методы стимулирования поведения: поощрение. Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнения). 2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. 3. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. 4. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
|
-Итак, как звучал наш первый пункт плана? -Правильно, познакомиться с определением понятия «Народы Урала», с основными национальности, проживающими на его территории и их культурой. -Прежде чем мы начнём, для начала предлагаю рассмотреть карту России. Давайте попробуем обвести границы России и не забудем Калининград. …, выйди, пожалуйста, к доске и обведи указкой. *вывешиваю карту России* -Кто согласен, поднимите руку. -Хорошо, теперь найдём столицу России. Как она называется? -Москва, верно. …, покажи её на карте. -Отлично, а теперь найдём Урал на карте. Обведём его границы. -Замечательно. *вывешиваю карту Урала* -Ребята, в округ Урала входят 6 субъектов РФ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. В какой области живём мы? -Верно, в Свердловской области. Где она на карте, кто покажет? -Отлично, и теперь найдём наш город. Как он называется? -Каменск-Уральский, хорошо. Вот видите, какой большой наш Урал. А как много здесь живёт людей, как много народов. -И для того, чтобы понимать, кто же такие народы Урала, предлагаю нам всем вместе познакомиться с этим понятием. -Сейчас я выдам вам карточки с этим определением. -Сейчас диктор пятой группы читает для всех определение, остальные слушают и думают, что мы уже сказали о народах Урала, а что ещё нет. Средний Урал – многонациональный край, где проживает порядка 120 народов, но коренными народами Урала являются ханты и манси, башкиры, удмурты, коми, татары, русские, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др. -Итак, что мы уже сказали? -Верно, мы сказали, что на Урале живут татары, башкиры, удмурты. А что не сказали? -Что помимо них есть русские, ханты и манси, коми, марийцы, мордва, чуваши, украинцы, верно. Индивидуальное задание для обучающегося с низким уровнем (№25): сформулировать определение самостоятельно, на основе того, что обсудили. -Сейчас … предлагаю самостоятельно сказать, кто же такие народы Урала. -Кто согласен с …? А кому есть, что добавить в это определение? -Отлично, соглашусь с вами: народы Урала – это, в первую очередь, русские, татары, башкиры, удмурты, манси и ханты, которые соблюдают и чтут свои традиции. А как вы думаете, что входит в понятие «Соблюдение своих традиций»? -Верно, это передача памяти своих предков своим последователем через празднование общих событий, праздников. И важно не забывать, что у каждой национальности они свои. -Таким образом, какой пункт плана мы сейчас выполнили? -Первый, с помощью чего? -Прочитав определение и поработав с картой, абсолютно верно. Значит, мы можем переходить к следующему пункту плана. |
Формулируют ответы на вопросы педагога
Работают с картами
Читает вслух
Формулируют ответы на вопросы педагога
Выполняют задание
Составляет определение
Формулируют ответы на вопросы педагога
Формулируют ответы на вопросы педагога
Первый
Прочитав определение и поработав с картой |
Ф |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», карта Урала, карта России.
|
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Предметные: обучающиеся знают определение понятия «Народы Урала», основные национальности, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты). |
||||||||||||
4. Физминутка. |
Снять мышечное и эмоциональное напряжение обучающихся, собрать внимание. |
Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение). 2. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Вижу, что вы немного устали, поэтому предлагаю встать из-за своих мест и отдохнуть. -Сегодня я буду показывать движения, а ваша задача за мной повторять: Светит солнце золотое Над планетою Земля. Много есть людей на свете Нация у всех своя: Есть вьетнамцы и эстонцы, Якуты, венгры и японцы, Есть туркмены, англичане, Итальянцы и армяне, Шведы, шорцы тоже есть, Всех их нам не перечесть. И со всеми я подряд Подружиться был бы рад -Отлично, молодцы! Встряхнём наши руки и сядем на места. -Теперь посмотрим на пол, на потолок, на окно, на стену, на меня, на парту. Закроем глаза. -Теперь откроем. Проверим нашу посадку. Вижу, что теперь вы готовы к работе, продолжим. |
Встают из-за своих мест, выполняют физминутку
Встряхивают руки, садятся на места Выполняют зрительную гимнастику Проверяют посадку |
Ф |
- |
ОК, СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. |
||||||||||||
5. Первичное закрепление. |
Закрепить полученные знания у обучающихся. |
Интерактивные формы обучения: проект Методы воспитания 1.Методы формирования сознания: беседа. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование. 3.Методы стимулирования поведения: поощрение. Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнения). 2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. 3. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
|
-Ребята, мы уже выполнили первый пункт плана. Какой следующий? -Составить информационный плакат «Народы Урала», конечно. -Мы уже с вами обсудили, что основными народами, проживающими на Урале, являются татары, башкиры, удмурты, русские, манси и ханты. Ребята, а что мы знаем про эти народы? -Верно, мы пока что мало что знаем о них и для того, чтобы узнать самим и познакомить с этой информацией других, мы составим информационный плакат «Народы Урала». -Перед нами карта Урала. Она и станет информационным плакатом «Народы Урала». Посмотрите внимательно: сегодня нас 5 групп. А сколько основных народов, проживающих на Урале, мы уже назвали? -Мы назвали 6 народов, но ханты и манси считаются родственными народами, поэтому их чаще всего объединяют. Тогда у нас становится 5 народов. Как вы думаете, что мы будем делать? -Верно, каждая группа вытянет свой народ и составит часть плаката, рассказав о том или ином народе другим. -Но составлять она будет на специальном шаблоне, который мы сейчас рассмотрим. Что на нём есть? -Название народа, место для фотографии национального костюма и национального блюда и место для краткой информации, верно. Сейчас командир каждой команды подойдёт ко мне и вытянет карточку с тем народом, который группа будет описывать. -Итак, какой народ у 1 группы? У 2? У 3? У 4? У 5? -Отлично. Сейчас каждая группа получит материал по своему народу. Как вы думаете, что необходимо сделать? -Верно, вырезать фотографии, приклеить их, прочитать текст и определить главную информацию, вписав в окошко. Если мы будем работать с клеем и ножницами, то какие правила необходимо соблюдать? -Правильно. А что ещё важно соблюдать? -Правила работы в группе и свои роли. Таким образом, сейчас дикторы каждой группы читают для своей команды информацию, анализаторы и редакторы отбирают информацию и корректируют её, оформители вырезают и наклеивают фотографии, а командир помогает всей своей группе. Индивидуальное задание для обучающегося с низким уровнем (№25): выписать семейные традиции национальности и устно выделить традиции в своей семье по аналогии, записав на карточку. -Кому непонятно задание, поднимите руку. Хорошо, можете приступать. *создают части плаката* -Итак, вижу, что все готовы, поэтому предлагаю завершить работу и представить получившиеся результаты. -Сейчас выходят к нам командиры каждой группы и расскажут об их народе и его культуре. *выходят командиры команд, рассказывают о работе групп, части плаката прикрепляются к нему* -Ребята, а у каждого народа были свои традиции? Какие они? -Семейные, верно. А теперь давайте попробуем определить, какие традиции являются не только у других народов, но и у нас в семьях. Назовём их: 1) Уважение к старшим и забота о младших (татары); 2) Отец – глава семьи (башкиры); 3) Дети – самое главное в жизни (удмурты); 4) Семьи были большими, старшее поколение передавало свой жизненный опыт молодым (русские); 5) У каждого в семье есть своя роль, свои обязанности -Отлично! А есть ли эти традиции, правила у вас в семьях? Какие праздники вы празднуете всей семьёй? -Здорово, ребята, а наша семья празднует 8 июня – русский праздник День любви, семьи и верности. Кто знаком с ним поднимите руку. Индивидуальное задание для обучающегося с высоким уровнем (№6): записать в памятку общие семейные традиции у всех национальностей и добавить свои по аналогии. -Замечательно! Таким образом, похожи ли некоторые традиции у разных народов? Чему отдаётся бОльшая значимость? -Почитанию старших, семейным ценностям и ролям в семье, ценности детей и главенству отца в доме, всё верно. Получается, несмотря на то, что традиции у всех народов разные, некоторые из них похожи, создавая единство между народами. А какие традиции есть в ваших семьях? -Вот видите, ребята, традиции у многих разные, но в некоторых семьях они повторяются. Что это значит? -То, что все мы едины, несмотря на культурные различия, национальные костюмы, блюда и народный фольклор, ведь в культуре всех народов есть одна, самая главная ценность, которая почитается. Какая? -Семья, совершенно верно. Как вы думаете, почему именно она? -Правильно, ведь именно в семье рождается история каждого человека и именно семья создаёт народный фольклор, семейные традиции и будущее. -Ребята, отразив в плакате 5 народов Урала, сможем ли мы рассказать о них и сделать общий вывод? Где мы сможем его использовать? -Прекрасные идеи! Мы можем не только повесить её в наш классный уголок и показать родителям, но и рассказать ребятам из младших, старших классов, расширить плакат, добавив ещё народов Урала, ведь те, которые мы перечислили – не единственные, кто живут вместе с нами. Тогда какой вывод мы можем сделать? Влияет ли культура народа на уклад в семье, семейные традиции? -Я соглашусь с вами: культура народа не только создаёт правила взаимодействия в семье, но и семейные праздники, обычаи! Важно ли хранить культуру своего народа? Почему? -Верно, ведь именно культура рождает историю, а в ней заключается наша семья и мы. Поэтому допустить вымирания той или иной культуры нельзя – ведь из-за этого потеряется целых народ, а значит и множество жизней. -Таким образом, какой пункт плана мы сейчас решили? -Третий, верно. С помощью чего? -С помощью создания плаката, верно. |
Второй
Формулируют ответы на вопросы
6
Формулируют предположения на вопросы педагога
Называют компоненты шаблона
Вытягивают карточку с названием народа
Формулируют ответы на вопросы
Формулируют правила работы с клеем, ножницами
Слушают инструкцию, выполняют задание
Представляют свои работы
Формулируют ответы на вопросы
Формулируют ответы на вопросы
Формулируют ответы на вопросы
Семья
Формулируют ответы на вопросы
Формулируют ответы на вопросы
Третий
С помощью создания плаката |
Ф, Г |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», карта Урала для создания плаката «Народы Урала». Индивидуальные: ручка, клей, ножницы. Раздаточные: листы для плаката (шаблоны), карточка «Народы Урала» (для информационного плаката).
|
ОК, ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; ценностное отношение (чувства любви, уважения, гордости за свою семью) к ним и определение любимой семейной традиции; уровня готовности осуществлять деятельность в отношении семьи, заявить о традициях в своей семье; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение фиксировать полученные результаты в текстовой форме; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Предметные: обучающиеся знают о правилах поведения в семье, о семейных традициях в своей семье; основные народы, проживающие на его территории (татары, башкиры, удмурты, русские, ханты и манси) и их культурой (национальная еда, костюмы, устное народное творчество, традиции и праздники); умеют создавать информационный плакат «Народы Урала».
|
||||||||||||
6. Информация о домашнем задании. |
Объяснить выполнение домашнего задания, зафиксировать его в дневнике. |
Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение); наглядные (демонстрация). 2. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Ребята, мы с вами уже составили информационный плакат «Народы Урала». -Это была общая работа, которую мы повесим в наш классный уголок. А для того, чтобы закрепить наши знания с сегодняшнего урока, предлагаю открыть дневники и записать домашнее задание. -Дома вам будет необходимо будет создать информационную памятку «История моего народа – история моей семьи» по шаблону. Что у нас есть в шаблоне? -Название национальности, примеры и описание костюма, национальной еды и ваши семейные национальные традиции. -Верно. Ребята, я знаю, что у нас очень многонациональный класс и для того, чтобы рассказать друг другу о своих национальностях, я предлагаю создать свою информационную памятку, которая поможет остальным ребятам узнать вас лучше и может быть даже взять себе домой какую-нибудь новую традицию! -Кому непонятно задание, поднимите руку. Хорошо, можете вложить свои шаблоны в дневники, закрыть их и убрать на край парты. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание, слушают инструкцию учителя
Задают вопросы, убирают дневник на край парты |
Ф |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.», Индивидуальные: ручка, дневник. Раздаточные: листы для памятки (шаблоны). |
ОК, СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение фиксировать полученные результаты в текстовой форме; в процессе диалогов задавать вопросы; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. |
||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности. |
Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками.
|
Методы обучения 1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение); наглядные (демонстрация). 2. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Итак, ребята, вспомним тему нашего урока. -Хорошо, как звучала цель нашего урока? -Достигли ли мы её? С помощью чего? -Какие пункты плана мы выполнили? Как? -Вы правы, пункты плана мы выполнили, а значит, цель урока достигнута. -Вспомним видео, которое мы смотрели в начале урока – о чём оно? -Действительно, это видео не только о народах Урала, но и о нашем единстве, о наших различиях и одновременно похожести друг на друга. Посмотрите, какой плакат у нас получился! И ведь мы описали только 5 народов, а сколько их ещё! Наша задача не забывать о них и изучать, слушать и рассказывать о своей национальности, чтобы быть едиными, помогать друг другу и перенимать опыт друг у друга, стать единым целом. -И прежде чем мы закончим наш урок, предлагаю оценить своё настроение в конце урока, воспользовавшись приёмом «Незаконченные предложения». -На слайде изображены предложения, вам необходимо выбрать одно и закончить его. -Начнём с первой парты. Сегодня на уроке я чувствовал себя… В команде я работал… Мне показалось удивительным… Мне хотелось бы… Я задумался… -Отлично! А я чувствовала себя на уроке сегодня прекрасно, потому что работала с такими смышлёными, дружными, благодарными, активными, добрыми, сильными, отзывчивыми и умными ребятами! -Сейчас наш урок подошёл к концу! Благодарю вас за вашу внимательность, активность и сообразительность! |
Вспоминают тему, цель и план урока
Вспоминают видеофрагмент, формулируют ответ на вопрос педагога
Продолжают предложения
|
Ф |
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Народы России. Народы Урала: традиции, обычаи, праздники.» |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют ценностное отношение к своей семье, особенностям взаимодействий и взаимоотношений в ней, к родному краю; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о семейных традициях в своей семье. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.