Конструкт урока по литературному чтению
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 20.10.2021
Класс: 2 «Б»
УМК: Школа России
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка: Подпись:_______________________
ФИО учителя: Дубровина Валентина Эскаровна
Тема урока: Люблю природу русскую. Осень
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока: формирование познавательных УУД (осознают познавательную задачу, решают её под руководством учителя или самостоятельно) в процессе освоения новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение).
· Предметные: обучающиеся знают признаки времени года осени, умеют отличать осенние признаки от признаков других времён года.
Задачи:
· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимость учения.
· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом) познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение).
· Образовательные: актуализировать знание о признаках времени года осени, умение отличать осенние признаки от признаков других времён года.
Принципы обучения: Принцип наглядности, Принцип систематичности и последовательности, Принцип доступности, Принцип деятельности, Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъема, Стимулирование активности, Сотрудничества и партнерства, Гуманистической направленности воспитания
Принципы коррекционной работы: Продуктивная обработка учебной информации: дозированная поэтапная помощь учителя, Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ); Мотивация учения: интерес, ситуация успеха.
Методы обучения:
· Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация
· Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
· Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
· Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
· Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа
· Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: аншлаги на доске, иллюстрации, видеоматериал.
● Индивидуальное: осенние листья для рефлексии, индивидуальные карточки с заданием.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
5. Видеоролик «Янтарный листопад – Красивая музыка осени». URL: https://www.youtube.com/watch?v=3tVs8Y5x1zk
6. Видеоролик «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной…». URL: https://www.youtube.com/watch?v=8V_zB8RPB8E
Структура урока:
Этап урока |
Время |
1. Организационно-мотивационный этап |
2 мин |
2. Постановка цели и задач урока |
9 мин |
3. Освоение новых знаний и способов действий |
14 мин |
Физкультминутка |
1 мин |
4. Первичное закрепление |
10 мин |
5. Домашнее задание |
5 мин |
6. Рефлексия |
4 мин |
Итого |
45 мин |
Макет доски
|
Двадцатое октября. |
|
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию |
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть! Сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. Меня зовут Анна Сергеевна. - Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должен лежать учебник по литературному чтению. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Помним про правильную посадку. Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
2. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Для того, чтобы определить, о чём мы сегодня будем разговаривать, предлагаю вам загадку - Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (осень) - Верно, сегодня мы с вами поговорим о времени года осень. Для того, чтобы настроиться на деятельность, я предлагаю вам просмотреть видеоролик. После просмотра, пожалуйста, скажите, какие чувства он вызвал у вас? (организую просмотр видеоролика об осени) - Ребята, какие чувства вызвал у вас данный видеоролик? (ответы детей) - Нравится ли вам осень? (ответы детей) - Что в осени самое красивое? (ответы детей) - Чем вам интересно заниматься в это время года? Осенью можно засушивать красивые листья и собирать гербарий, фотографировать природу, собирать грибы, ягоды и другие плоды. - Также в это время года у нас проходят разные праздники. Какие из них вам знакомы? День знаний – 1 сентября, День учителя – 6 октября, День Всех Святых – 1 ноября, День Народного Единства – 4 ноября. - Осень – это любимое время года многих писателей. Они посвящали ей свои произведения. Ребята, попробуйте предположить, как будет звучать тема нашего урока? - Чтобы узнать, насколько ваши предположения верны, откройте учебники на 65-ой странице. …, прочти, пожалуйста, заголовок. (Люблю природу русскую. Осень) Верно, мы начинаем новый раздел под называнием «Люблю природу русскую. Осень» - Ребята, а как вы думаете, что мы узнаем в этом разделе? (ответы детей) Давайте прочитаем в учебнике. - Как мы уже сказали, осень – это любимое время года многих писателей. Как вы думаете, в этом разделе мы сможем познакомиться с их творчеством по теме осень? Да, познакомимся. Выделим на доске предполагаемую цель раздела «познакомиться с произведениями об осени». (креплю на доску) - Ребята, а вы можете назвать кого-то из знаменитых писателей или поэтов, кто любил осень? Например, есть такой великий писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин, который многие свои произведения посвятил осени. А что пишет поэт – стихотворения или рассказы? Стихотворения, верно. Поэтому в этом разделе мы «научимся выразительно читать стихотворения» об осени, не только авторства Пушкина, но и многих других поэтов, например, Фёдора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Прикрепим цель раздела на доску. (креплю на доску) - А как вы думаете, когда авторы описывают в своих произведениях осень, представляют ли они себе какие-то картины осени? Как вы думаете, что они могут представлять? Также и мы в этом разделе «будем учиться представлять картины осенней природы». Запомним это. (креплю карточку на доску)
- Ребята, что ещё из того, что написано в учебнике, мы не вынесли на доску? - Как вы думаете, что означает «музыкальность стихотворения»? Вы когда-нибудь слышали, как стихотворение читают под музыку? Можно сказать, что стихотворение соответствует музыке и гармонично звучит вместе с музыкой. В самом стихотворении при его прочтении как будто бы слышится музыка – это и означает музыкальность стихотворения. - Ребята, а что такое проза? Это романы, рассказы, повести, сказки – произведения, которые не имеют такого чёткого ритма и рифмы и не делятся на отрезки текста, как стихотворения. - Ребята, а что такое рифма? Это созвучие слов, которые стоят в конце строки стихотворения. - А что такое ритм стихотворения? Это равномерное чередование звуков в стихотворении, одинаковый порядок построения строк. Стихотворениям нужен ритм для лучшего звучания, без него стихотворения будут похожи на неразбериху и путаницу. - Итак, мы выделили главные цели раздела, с которым начнём знакомство сегодня. …, прочитай, пожалуйста, их нам. 1. Познакомимся с произведениями об осени 2. Научимся выразительно читать стихотворения 3. Будем учиться представлять картины осенней природы |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). |
3. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Начнём изучение данного раздела с того, что вспомним, что же нам известно о времени года осень. - Ребята, а вы уже изучали время года осень на других предметах? Что вы знаете о времени года осень с уроков окружающего мира? (ответы детей) - Посмотрите на доску. Я развесила вам картинки, говорящие о признаках осени. Давайте попробуем по очереди определить, к какому признаку осени они относятся. • Становится прохладнее, люди теплее одеваются • Небо становится пасмурным, и чаще идут дожди • Листья желтеют и опадают • Животные по-разному готовятся к зиме • Птицы улетают в тёплые края • Созревает урожай - А теперь предлагаю вам послушать загадки, чтобы сказать, какие ещё признаки осени мы можем узнать. - Весной одевается, Осенью раздевается. (лиственное дерево) - Ребята, а какие деревья осенью опадают – лиственные или хвойные? Все лиственные деревья опадают, а из хвойных опадает только лиственница. - Молоко по речке плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко – Стало видно далеко. (туман) Если не могут отгадать: - От какого же явления природы становится трудно разглядеть всё вокруг? Как будто перед тобой всё оказывается в белом дыму? Это туман, верно. - Стоит Антошка на одной ножке. Сам маленький, шляпа большая. (гриб) - Ребята, а с каким признаком осени связан гриб? Осенью обычно растет много грибов, верно. - Серебряные нити сшивают землю и небо. (дождь) - Ребята, какие признаки осени мы можем назвать теперь? Осенью бывает туманно и осенью растут грибы. Отлично, спасибо за ваши ответы. - Ребята, поэты в своих произведениях часто описывают осень по-разному. Но есть прилагательные, которые точно можно отнести к осени. Обратите внимание, что у вас на партах лежат листочки - «подсказки для писателя». На них написаны прилагательные. Как вы думаете, зачем они могут быть нужны? Мы найдём и подчеркнём на них слова-подсказки для описания осени. - А чтобы вместе поработать над ними, я буду называть вам прилагательное из списка, а вы будете показывать руками крест, если оно не подходит к времени года осени, и показывать знак «класс», если его можно отнести к осени. А затем, если слово подходит к осени, мы подчёркиваем его на своих листочках. …, повтори, что ты будешь делать? - Давайте проверим, как у вас получилось подчеркнуть слова. …, прочитай, что у тебя получилось? Ребята, проверьте, у вас получилось также? - Яркая, снежная, цветная, тёплая, знойная, тихая, загадочная, зелёная, дождливая, радостная, бурная, золотая, багряная. (то, что подчёркнуто, подходит) - Молодцы, ребята, все слова правильно подчеркнули. Эти слова пригодятся вам для выполнения домашней работы, поэтому не убирайте их далеко. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знают признаки времени года осени, умеют отличать осенние признаки от признаков других времён года. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, вижу, что вы немного устали, давайте встанем и разомнёмся. Разойдитесь так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте их за мной. - Быстро встали,
улыбнулись, - Отлично размялись! Присаживайтесь, пожалуйста. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
4. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение |
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать стихи об осени. Прошу всех закрыть глаза, удобно сесть или лечь на парту и представлять в голове картины осени. (включаю тихую музыку и читаю под неё стихотворение Тютчева об осени) - Ребята, что вы почувствовали при прослушивании данного стихотворения? Какие эмоции испытали? - Какие картины возникали у вас в голове? Смогли ли вы представить себе осень такой, какой её описывал автор? - Как вы думаете, как можно описать тот образ, который хотел создать автор? Это яркая, цветная осень или тихая и задумчивая? Здесь автор не говорит о ярких красках осени, скорее он описывает природу, что происходит в это время года и передаёт общее настроение – как будто всё затихло и отдыхает после бурного, радостного лета.
- Спасибо большое за ваши ответы. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). |
5. Домашнее задание Задача: выдать домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень». - Как вы думаете, о чём вы можете написать в данном рассказе? О каком-то своём воспоминании, связанном с осенью, или о своём любимом занятии в это время года. Может, это будет просто представление ваших любимых особенностей осени – это может быть описание погоды или изменений в природе. - Давайте подумаем, как можно начать этот рассказ. Например: · Мне нравится время года осень, потому что осенью (однажды произошло или происходит что-то / я могу делать что-то, что не смогу или не захочу в другое время года) · Я люблю осень за то, что в это время года… |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какой новый раздел мы начали на этом уроке? (напоминаю о заголовке на с. 65) - С чем мы познакомимся в этом разделе? Чему научится? Чему будем учиться? (напоминаю об аншлагах на доске) - Ребята, предлагаю вам оценить ваши впечатления от сегодняшнего урока. Возьмите в руки листочек, который вам выдали. Посмотрите, какого он цвета? Белого. А осенние листья чаще всего каких цветов? Красный, оранжевый, жёлтый, верно. Пожалуйста, приготовьте красный и жёлтый карандаши. Давайте придадим нашему листику осенней яркости – раскрасьте листик в красный цвет, если вы хотели бы больше узнать об осени в произведениях писателей и прослушать или прочитать их, и раскрасьте листик в жёлтый, если вам не так интересны произведения об осени. Пожалуйста, поднимите свои листики. Большое спасибо, я рада, что многие из вас заинтересовались в том, чтобы узнать больше о творчестве писателей об осени. - Сегодня за работу на уроке я хочу похвалить (имя), за то, что она активно отвечала на вопросы, хочу похвалить (имя) за то, что помог своему соседу по парте, когда ему потребовалась помощь. - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Урок русского языка окончен. До свидания. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.