Конструкт урока по литературному чтению
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 16.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Шарль Перро «Кот в сапогах».
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы) в процессе знакомства с произведением Шарля Перро «Кот в сапогах».
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, составлять характеристику персонажа.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста).
· Образовательные: формировать умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, составлять характеристику персонажа.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Кот в сапогах».
● Индивидуальное: раздаточный материал.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс.
4. Учебник Литературное чтение 2 класс, Климанова, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник по литературному чтению и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Итак, для того, чтобы начать наш урок, предлагаю вам прослушать художественное вступление. Прослушайте и скажите, о чём будет наш урок. - За тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили были, не тужили сказки. Все они были разными, и истории у них были совершенно не похожими друг на друга. Но всех их объединяло то, что они очень любили делиться своими историями с другими. - Скажите, ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок? - Какие чувства у вас вызвал этот художественный отрывок? - Ребята, хотели бы вы быть похожими на эти сказки? - Я надеюсь, что на нашем уроке вы тоже будете работать дружно и захотите поделиться с нами своими знаниями. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, а помните ли вы, чем отличаются сказки от других художественных произведений? (в сказках есть некая поучительная мысль, они пишутся для детей, в них часто присутствуют какой-то фантастический сюжет и нереальные события) - Обратите внимание на слайд. Вспомните, какие виды сказок вы можете назвать? (бытовые, волшебные, о животных)
- Соедините название сказки и вид, к которому она относится. (устно соединяют) - Ребята, обратите внимание на следующий слайд. На какие ещё виды мы можем разделить сказки? (авторские и народные) - Чтобы узнать, какой будет тема урока, предлагаю вам обратить внимание на слайд. Знаете ли вы этого персонажа? (это Кот в сапогах) - Как вы думаете, какой будет тема урока? (сказка Шарля Перро «Кот в сапогах») |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять жанр художественного произведения по его особенностям. |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, для того, чтобы начать работу над сказкой, сделаем новую запись в ваших читательских дневниках. (организую запись даты и тему урока) - Ребята, а знакомы ли вы с таким автором как Шарль Перро? Что вы о нём знаете? Предлагаю вам сделать запись в читательском дневнике. Шарль Перро – это французский писатель и поэт. Он родился в 1628 году. - Предлагаю вам внимательно прослушать рассказ о биографии писателя. (организую прослушивание биографии) - Что интересного вы запомнили? - Обратите внимание на слайд. С какими его сказками вы уже знакомы? - Итак, чтобы начать изучение сказки «Кот в сапогах», найдём её текст в учебнике на странице 134. - Изучая сказку, предлагаю вам составить портрет персонажа Кота в сапогах. Для этого нарисуйте Кота в сапогах так, чтобы мы могли позже провести лучи для схемы, под которыми укажем качества, которыми обладает Кот в сапогах. (пример на доске) - Предлагаю вам прослушать данную сказку. Я буду читать вслух, а вы следите за моим чтением по учебнику. (организую первичное восприятие текста) - Ребята, понравилась ли вам сказка? - Как вы думаете, к какому жанру она относится – бытовые, волшебные или о животных? Почему? - Скажите, чему могут научить нас персонажи сказки?
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять жанр художественного произведения по его особенностям, ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. - Кошка встала, потянулась, Лапки вытянула вверх и прогнулась! Коготками интенсивно шевелит, Ничего у киски не болит! Ножки от сидения в норке затекли, Ты подвигай ими, разомни! Влево, вправо, наклонись, А теперь - вперед, назад- На охоте будешь в форме И добыче всегда рад! - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Предлагаю вам заполнить схему, которую мы зарисовали в ваших тетрадях. Запишите, каким вам показался Кот в сапогах – глупым или умным, ловким или смешным. Подберите для него четыре прилагательных и подпишите каждое из них под стрелочкой. - …, запиши на доске, какие прилагательные получились у тебя? Ребята, докажите, через какой отрывок текста мы можем увидеть, что Кот в сапогах умён? - Молодцы, мы смогли дать характеристику этому персонажу. - Ребята, для того, чтобы нам лучше усвоить прочитанное, предлагаю вам следующее задание. Обратите внимание на слайд. Скажите, в какой последовательности по сюжету должны идти эти иллюстрации?
(фронтально выполняем упражнение) - Молодцы, ребята, вам удалось восстановить последовательность событий. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста, составлять характеристику персонажа. |
5. Организация самостоятельной работы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой отрабатывают полученные умения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Предлагаю вам проверить ваши знания и попробовать поучаствовать в викторине по данному произведению. Я буду задавать вам вопросы и раздавать баллы тем, кто будет правильно и быстро отвечать. Отвечать можно только по поднятой руке. Тот, кто наберёт больше всех баллов, будет считаться знатоком сказки «Кот в сапогах». - Назовите всех персонажей сказки. - На какие группы их можно разделить? (главные и второстепенные) - Какое наследство оставил сыновьям отец? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. - Почему младший брат горевал по поводу своего наследства? - Как отреагировал кот на слова, что из его шкуры сошьют рукавицы? - Почему хозяин поверил коту? - Куда отправился кот с добычей? - Какое новое имя кот дал своему хозяину? - Какую хитрость придумал кот, чтобы представить своего хозяина королю и принцессе? - Почему король помог маркизу? - О какой волшебной силе людоеда разузнал кот? - Какое предложение сделал король маркизу? - Почему кот перестал охотиться на мышей? - Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы. Давайте подсчитаем, кто набрал больше всех баллов? - … стал знатоком сказки! Давайте похлопаем ему. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». - Что вы изобразите на данной иллюстрации? - Какой момент из сказки вам бы хотелось нарисовать? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? - Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания? - Кому мы можем рассказать о том, что узнали? - Предлагаю вам показать, насколько наш урок был вам интересен и полезен. Поднимите руку вверх и оттопырьте 5 пальцев. Теперь по-очереди загибайте пальцы, если вам было интересно, вы вспомнили что-то, что уже знали, узнали что-то новое, вам понравились те произведения, которые мы изучали, и согните последний палец, если вы можете поделиться с кем-то тем, что сегодня узнали. (последовательно загибают пальцы) - У кого получился кулачок? Кто согнул не все пальцы? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность первоначальных представлений об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.