Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»
Оценка 4.8

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
07.06.2024
Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»
Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке дети: познакомятся с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», проанализируют поведение и поступки главного героя, научатся пересказывать отрывок рассказа.
Детство Темы.docx

Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)

Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве Б. Заходера, Ю. Мориц, л. Яхнина, М. Яснова, Н. Гарина-Михайловского, Л. Пантелеева, Н. Некрасова, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.

Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о рассказе «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского, совершенствование умений поиска информации по тексту; пересказа текста.

 

Задачи:

Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», обеспечить его восприятие, организовать анализ произведения, подготовить к пересказу.

Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.

Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского.

 

Предметные результаты: познакомятся с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», проанализируют поведение и поступки главного героя, научатся пересказывать отрывок рассказа.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух литературные тексты.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.

Личностные: заинтересуются творчеством Н. Гарина-Михайловского.

 

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности.

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.

Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. Н.А. Чуракова с.114-127.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверим готовность к уроку.

-На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал.

Здороваются с учителем.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

 

2.      Актуализация знаний и целеполагание.

 

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы  с текстом на уроке

- Какой раздел мы с вами изучаем?

- С какими авторами мы познакомились в этом разделе?

-А о чем были произведения этих авторов?

 

-Что характерно для сказочного героя?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

-Перед тем как узнать о произведении, мы с вами познакомимся с его автором.

-Автором сегодняшнего произведения является Николай Гарин-Михайловский. Вы что-нибудь знаете о нем?

-Предлагаю познакомиться с биографией Николая Гарина-Михайловского.

(учитель раздает листы с биографией)

-Предлагаю вам прочитать текст о Николае Гарине-Михайловском. После прочтения я вам задам несколько вопросов. На выполнение даю вам 3 минуты.

-Итак, ребята. Фамилия писателя является настоящей? Как его зовут на самом деле?

-Когда родился писатель?

 

-В каком городе родился он?

-Он известен как писатель, но каким еще мы его знаем?

 

-Какое прозвище было у него?

-Назовите знаменитые произведения писателя.

 

-Молодцы. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, это одно из этих 4 произведений. Оно было написано раньше других. Что это за произведение?

-Верно. Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Как рождается герой.

- Б. Заходер, Ю. Мориц, Л. Яхнин, М. Яснов.

-Эти произведения были о героях сказок. Как ведут себя герои, их общие черты.

-Настоящий сказочный герой уходит ИЗ ДОМА навстречу трудностям и опасностям. Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дорогу. Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается ДОМОЙ повзрослевшим и поумневшим.

-Мы прочитаем еще одно произведение про героя.

 

 

 

 

Ответы учеников (скорее всего они про него ничего не знают)

 

Читают биографию.

 

-Это не настоящая фамилия. Его зовут Николай Георгиевич Михайловский.

-8 февраля (20 февраля по новому стилю) 1852 года.

-Петербург.

-Николай Георгиевич - инженер-путеец, журналист, путешественник, воспитатель.

-Рыцарь железных дорог.

-«Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

-Детство Тёмы.

 

 

 

 

-Познакомиться с рассказом «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского.

Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы.

Предметные: знают биографию Н. Гарина-Михайловского, проявляют интерес к прочтению рассказа «Детство Темы».

3.      Открытие нового знания

 

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

-С каким рассказом мы сегодня познакомимся?

- Предположите, о чем это произведение?

- Откроем учебник на с.114. Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Я буду останавливать вас. После всего прочтения мы проверим правильно ли вы предположили. (текст рассказа ниже, после конспекта)

Читают до первой остановки.

-Ребята, о чем был этот отрывок рассказа?

 

 

 

-Возьмите в руки карандаш и поделите этот отрывок на 3 части.

-Коротко расскажите, что происходит в первой части.

-Во второй.

-В третьей.

-Что такое натюрморт?

-Найдите в тексте и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом.

 

 

 

-Что такое пейзаж?

 

-А теперь найдите пейзажное описание.

 

 

 

 

 

 

 

-Что общего в этих описаниях?

 

-Этот беспорядок видит автор или Тёма?

-Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика?

-Детство Темы.

 

Ответы учеников.

 

Открывают учебник.

 

Читают по цепочке, следят в учебнике.

 

 

 

-Отрывок был о мальчике Теме, который проснувшись и узнав, что его собака в колодце, решает ее спасти, для этого взяв все необходимое в сарае.

Делят отрывок на 3 части.

 

Коротко рассказывают.

 

Коротко рассказывают.

Коротко рассказывают.

-Это описание предметов, расположенных на столе и т.д.

 

-Пейзаж – это описание местности, природы.

-Общее – это беспорядок, пустота.

-И автор, и Тёма.

 

Ответы учеников.

 

Предметные – знают содержание рассказа «Детство Темы».

Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность.

Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста.

4.      Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

 

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка.

-Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Темы к Жучке?

-Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова.

-Почему Теме в это утро было тяжело перелезать через забор?

-Как эти поступки характеризуют Тему?

-Что взял с собой Тема, чтобы спасти Жучку?

-Вы догадались, какой план придумал Тема?

-Но какой план придумал Тема мы узнаем на следующем уроке.

Читает, остальные следят.

 

-Тема тепло относится к собаке, переживает за нее, хочет спасти.

-Взвинченный, перепуганный, но решительный.

-Ему нездоровилось.

 

Ответы учеников.

 

-Веревку, бумагу, фонарь.

 

Ответы учеников.

Предметные: знают содержание произведения «Детство Темы», причины поведения главного героя.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

5.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

 

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

-Теперь я вам предлагаю подготовиться к пересказу. Для этого откроем учебник на с.115.пересказывать мы будем третью часть отрывка. Что нам нужно, чтобы пересказать текст?

-Верно. Для этого прочитаем еще раз эту часть и выясним на какие смысловые части можно разделить ее.

-На сколько частей можно разделить этот отрывок?

-Как вы это определили?

-Прочитайте первую смысловую часть.

-Как мы его озаглавим?

-Прочитайте вторую часть.

-Как мы ее озаглавим?

- Прочитайте третью часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте четвертую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте пятую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте шестую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Какое настроение передает автор в этой части текста?

Открывают учебник.

 

 

-Нужен план.

 

Читает вслух один человек. Остальные следят.

 

-На 6 частей.

 

-Разделили по абзацам.

Читают первый абзац.

-На террасе.

Читают второй абзац.

-В саду.

Читают третий абзац.

-Аллея к сараю.

Читают четвертый абзац.

-В сарае.

Читают пятый абзац.

-Кротчайший путь к беседке.

Читают шестой абзац.

-Прыжок со стены.

-Находчивость мальчика, обеспокоенность, быстрота действий, решительность.

Предметные: знают содержание рассказа «Детство Темы», готовят план пересказа.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом.

6.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

-Ребята, сейчас я вам предлагаю в парах потренироваться пересказывать отрывок рассказа. На подготовку я вам даю 5 минут.

-Давайте повторим критерии оценивания пересказа. Что должно быть?

 

 

 

 

-Итак, давайте начнем пересказ отрывка рассказа «Детство Темы»

(учитель спрашивает разных учеников)

-Молодцы, ребята.

Готовятся к пересказу.

 

 

 

Пересказывают отрывок текста.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные: умеют работать с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: знают рассказ «Детство Темы», умеют пересказывать текст.

7.       Рефлексия

 

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Произведение какого автора мы сегодня изучили?

-Что вы о нем запомнили?

-Какое произведение мы изучали?

-О чем это произведение?

 

 

-Кто главный герой?

-Что мы о нем узнали?

Закончите предложения:

Мне все …

Я не понял …

Я запомню…

Мне понравилось…

-Николая Гарина-Михайловича.

 

Ответы учеников.

-Детство Темы.

О мальчике Темы, который хочет спасти свою собаку Жучку.

-Мальчик Тема.

Ответы учеников.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

Предметные: знают краткую биографию Н. Гарина-Михайловского, рассказ «Детство Темы».

8.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам необходимо подготовиться к пересказу отрывка из рассказа «Детство Темы» Николая Гарина-Михайловского по плану.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

 

 


 

https://sun9-56.userapi.com/impg/bgbddqGwgKSsc5HOFxMjS5BGjafa-oNXnH84Pg/ljYL8z96Pos.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=1e22ab6ee13f9d2535cd7dbaacabaceb&type=album

      

 


 

Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство

Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Автором сегодняшнего произведения является

Автором сегодняшнего произведения является

Что это за произведение? -Верно

Что это за произведение? -Верно

Что такое пейзаж? -А теперь найдите пейзажное описание

Что такое пейзаж? -А теперь найдите пейзажное описание

Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка

Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка

Как мы ее озаглавим? -Какое настроение передает автор в этой части текста?Открывают учебник

Как мы ее озаглавим? -Какое настроение передает автор в этой части текста?Открывают учебник

Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024