Конструкт урока по литературному чтению
Тема урока: Пересказ «Путешествие в Лилипутию»
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний
Планируемые результаты:
· Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
· Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; оценивают правильность выполнения действий; осуществляют рефлексию с помощью вспомогательных вопросов учителя; осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); ориентируются в учебнике; владеют навыками смыслового чтения; умеют работать в парах; умеют отвечать на вопросы; формулируют собственное мнение; оформляют свои мысли в устной форме.
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность событий, составлять план пересказа, ориентироваться в содержании художественного текста, пересказывать произведение по плану.
Цель:
Задачи:
· Воспитательная: формировать становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
· Развивающая: развивать волевую саморегуляцию; умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять рефлексию с помощью вспомогательных вопросов учителя; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); ориентироваться в учебнике; владеть навыками смыслового чтения; работать в парах; отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение; оформлять свои мысли в устной форме.
· Образовательная: развивать умение определять последовательность событий, составлять план пересказа, ориентироваться в содержании художественного текста, пересказывать произведение по плану.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
· Принцип гуманистической направленности в воспитании
· Принцип стимулирования активности
· Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей
Принципы обучения
Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности
Методы выработки учебных умений и накопления опыта
· Упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала
· Беседа
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы эмоционального стимулирования
· Создание ситуации успеха
· Поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса
· Формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности
· Предъявление педагогических требований
· Оперативный контроль
Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности
· Беседа
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение
1.1 Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской
Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18
мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 https://www.menti.com/vnx511ckmt
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: Презентация «Викторина по биографии Джонатана Свифта», https://www.menti.com/vnx511ckmt,
2.2 Индивидуальное: План пересказа.
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
||||||
1) Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований |
- Я рада всех вас видеть сегодня. - Сегодня мы с вами продолжим обсуждать очень интересное произведение. Но перед началом урока я предлагаю вам присесть, прикрыть глаза и послушать музыку. *Играет спокойная музыка с шумом волн* - Можете открывать глаза и присесть прямо и ровно, как настоящие четвероклассники. |
Обучающиеся сидят на местах и слушают музыку, прикрыв глаза. |
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию. |
||||||
2) Актуализация знаний Задача: актуализировать знания о биографии Джонатана Свифта и о его сказке «Путешествие в Лиллипутию». |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований · Оперативный контроль
|
- Какую музыку вы услышали? На что она была похожа? - Верно, а о каком мореплавателе-путешественнике мы с вами недавно читали? - Верно, а как полностью называется произведение, и кто автор? - Верно. На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией этого писателя. Я предлагаю вспомнить её с помощью небольшой викторины. На слайде будут появляться вопросы, а вы по поднятой руке должны будете дать на них ответы.
1. Где родился Джонатан Свифт? (В Дублине) 2. Какая у него дата рождения? (30 ноября 1667 года) 3. Где учился Свифт? (В колледже Тринити) 4. Какой собор возглавлял Свифт? (Собор Святого Патрика) 5. В какой стране Свифт прожил последние годы и возглавлял Собор? (В Ирландии)
- Отлично, я вижу, что о жизни автора вы знаете. - Давайте вспомним содержание отрывка сказки «Путешествие в Лилипутию», а для этого восстановим последовательность событий.
- Чтобы восстановить события сказки по порядку, предлагаю обратиться к карточкам на ваших столах. Эти же иллюстрации представлены у меня на доске. Нужно составить их по порядку. - Посмотрите на них и подумайте, что происходило сначала? Какая картинка должна быть первой?
- Почему? Что происходило в начале?
- Что произошло потом?
- Что изображено на третьей картинке? - А потом что случилось, после того, как его накормили и напоили?
- Отлично, мы вспомнили последовательность событий. |
- На шум волн.
- О Гулливере. - Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера. Путешествие в Лиллипутию».
Обучающиеся отвечают на вопросы по поднятой руке.
Обучающиеся составляют иллюстрации по порядку.
- Картинка, где Гулливер очнулся и увидел Лилипутов. Гулливер лежал без сознания и его связали Лилипуты.
- Лилипуты кормят и поят Гуливера. - Он уснул, потому что ему подмешали ему сонный порошок.
|
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают правильность выполнения действий; осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); умеют отвечать на вопросы; формулируют собственное мнение; оформляют свои мысли в устной форме. Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность событий.
|
||||||
3) Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач. Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований |
- Сегодня мы с вами снова поработаем с этой сказкой. Как вы думаете, сможете ли вы сейчас, не открывая учебник и не повторяя сказку, подробно её пересказать? - Как вы думаете, как будет звучать тема урока? Что мы будем делать?
- Поставим задачи на урок. Для этого обратимся к слайду. - Посмотрите, задачи уже написаны, но некоторые слова пропущены, вам нужно их вставить. Прочитайте первую задачу. (составить ___ пересказа). Как думаете, что нам нужно составить? Нужно составить план, то есть написать краткие предложения, которые нам помогут при пересказе. В плане будут написаны самые основные моменты. - Посмотрите вторую задачу. (______ сказку). Что мы сделаем с рассказом? Перескажем его, верно. - И последняя задача (Оценить ______)
План: 1. Составить план пересказа. 2. Пересказать сказку. 3. Оценить пересказ |
- Нет.
- Пересказ «Путешествие в Лилипутию»
- Составить план пересказа
- Пересказать сказку
- Оценить пересказ
|
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; умеют отвечать на вопросы. |
||||||
4) Первичное закрепление Задача: организовать закрепление способа действия при пересказе фрагмента сказки «Путешествие в Лиллипутию» |
Методы обучения Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Приступим к выполнению первой задачи, прочитайте ее. Чтобы составить план, вспомним содержание текста, а для этого откроем учебник на 160-ой странице.
- Чтобы вспомнить начало рассказа, подчеркнем важное. Возьмите простой карандаш. Прочитайте про себя первые два абзаца и карандашом подчеркните ответы на вопросы: когда проснулся Гулливер? Что он хотел сделать и смог ли?
- Итак, когда проснулся Гулливер? - Что он хотел сделать и смог ли? - Первые два абзаца будут первым пунктом нашего плана. Поставьте карандашом рядом с ними цифру 1. - Писать план мы будем на карточках. Посмотрите, первый пункт уже написан, прочитайте, как он звучит.
- Хорошо, давайте посмотрим текст дальше. Что обнаружил Гулливер? Прочитайте следующий абзац и подчеркните важное, ответив на вопрос: почему Гулливер не смог встать? Подумайте, как вы можете для себя озаглавить этот абзац. - (Имя), как ты озаглавил эту часть и что подчеркнул? - Поставим у этого абзаца цифру 2.
- Снова посмотрим в учебник, найдите абзац, на котором мы остановились. - (Имя), прочитай, что было дальше. - Подчеркните в этом абзаце то, что считаете важным. Это будет третья часть нашего пересказа. Также озаглавьте её. - (Имя), что ты подчеркнул и как озаглавил? - Молодец, спасибо.
- Прочитайте следующие три абзаца и подумайте, как можно озаглавить его и что подчеркнуть.
- (Имя), как ты озаглавил и что подчеркнул? - Поставим напротив этих абзацев цифру 4.
- Прочитаем следующую часть до слов «Наконец ему это удалось». Озаглавьте её и выделите главное. - (Имя), что ты подчеркнул и как озаглавил? - Поставим напротив этой части цифру 5.
- Прочитаем следующие абзацы, до слов «молоточки стучали целый час», озаглавьте эту часть и выделите главное - (Имя), что ты подчеркнул и как озаглавил? - Поставим напротив этой части цифру 6. - Остальную часть сказки прочитайте и разделите на части самостоятельно, подчёркивая важные слова и обозначая их цифрами. - Не забывайте записывать в свой план.
- Кто закончит, ручку на локоток. - (Имя), прочитай, какие ещё части ты выделила?
- (Имя), какие части получились у тебя?
- Кто готов прочитать план полностью?
- Ребята, составили мы план? Выполнили первую задачу? |
- Когда было совсем светло
- Он хотел встать и сесть, но не смог пошевелиться.
- Гулливер очнулся.
- Гулливер связан. Подчеркнул: ноги и руки были крепко стянуты верёвочной сеткой.
- Гулливер увидел Лилипутов. Я подчеркнул: что-то живое вскарабкалось; под носом у него стоял крошечный человек; в руках у него лук, стрела и колчан; взобралось ещё четыре десятка таких же стрелков; Гулливер вскрикнул.
(Дети читают отрывок сказки и подчёркивают важное, озаглавливают части)
- 1. Гулливер очнулся. 2. Гулливер Связан 3. Гулливер увидел Лилипутов и напугал 4. Лилипуты разбежались. 5. Гулливер попробовал встать. 6. Лилипуты привязали Гулливера снова. 7. Встреча с королевским послом 8. Гулливера накормили 9. Гулливер Уснул.
- Да. |
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают правильность выполнения действий; осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); ориентируются в учебнике; владеют навыками смыслового чтения; умеют отвечать на вопросы; формулируют собственное мнение; оформляют свои мысли в устной форме. Предметные: обучающиеся демонстрируют умение составлять план пересказа, ориентироваться в содержании художественного текста.
|
||||||
5) Самостоятельная работа. Задача: организовать самостоятельную работу с целью проверки полученных знаний. |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Прочитайте вторую задачу. - Перед тем, как начать пересказывать, потренируемся, а для этого поработаем в парах. Выберите один из фрагментов, прочитайте его про себя и перескажите своему соседу по парте. - Сейчас все выберите один любой фрагмент, они у вас отмечены цифрами. Прочитайте тот фрагмент про себя. Кто готов – поднимите руку. - Сначала своему соседу перескажут те, кто сидит на первом варианте. Говорим тихо, чтобы не мешать остальным. Поменяйтесь: рассказывают те, кто сидит на втором варианте.
- Я видела, что у вас хорошо получается пересказывать. Сейчас предлагаю пересказать сказку по частям. - Пересказывать будем по три части, один человек начнет, другой продолжит. Кто хочет выйти попробовать? (пересказывают у доски) - Спасибо тем, кто вышел и пересказал рассказ. У вас очень хорошо получилось. - Выполнили мы второй пункт плана, пересказали сказку?
- Что нам осталось сделать? - Чтобы мы также могли друг друга оценить, я предлагаю вам продумать критерии. Какие критерии вы можете предложить? - Я предлагаю придерживаться таких критериев: 1. Пересказаны все события сказки 2. Пересказ соответствует плану 3. События идут чётко друг за другом 4. Пересказ был без долгих пауз и запинок.
- Предлагаю теперь кому-нибудь по желанию выйти и пересказать всю сказку полностью. (Организует пересказ и оценивание)
- Скажите, мы решили 3 пункт плана? |
- Пересказать сказку.
- Да
- Оценить пересказ. Дети предлагают критерии оценивания пересказа.
Обучающийся пересказывает сказку. Остальные его оценивают.
- Да. |
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); ориентируются в учебнике; владеют навыками смыслового чтения; умеют работать в парах. Предметные: обучающиеся демонстрируют умение пересказывать произведение по плану. |
||||||
6) Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы закрепления и повторения изученного материала · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности · Беседа |
- Ребята, урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним, как звучала тема нашего урока?
- Что делали, чтобы подготовиться к пересказу?
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность с помощью «таблицы успеха»
|
- Пересказ «Путешествие в Лилипутию».
- Составили план сказки и пересказывали друг другу и у доски, оценивали друг друга. |
Личностные: демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию с помощью вспомогательных вопросов учителя; умеют отвечать на вопросы; оформляют свои мысли в устной форме. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.