Конструкт урока по математике
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 08.12.2021
Класс: 4 «Г»
УМК: Школа России
ФИО методиста: Горожанцева Марина Алексеевна Отметка: Подпись:_______________________
ФИО учителя: Костромина Ирина Леонидовна
Тема урока: Сложение и вычитание величин
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока: познакомить обучающихся с алгоритмом сложения и вычитания величин.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желание изучать математику.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение).
· Предметные: обучающиеся знают правила перевода единиц массы, времени и длины, правила сложения и вычитания величин, умеют складывать и вычитать величины, переводить единицы величин, использовать правило сложения и вычитания величин при решении задач.
Задачи:
· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желания изучать математику.
· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную цель и задачу; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом) познавательные УУД (умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; строить несложные рассуждения; делать выводы, формулировать их с помощью педагога), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; приходить к общему решению; высказывать своё собственное мнение).
· Образовательные: актуализировать у обучающихся знание о правилах перевода единиц массы, времени и длины, формировать представление о правилах сложения и вычитания величин, умение складывать и вычитать величины, переводить единицы величин, использовать правило сложения и вычитания величин при решении задач.
Принципы обучения: Принцип наглядности, Принцип систематичности, Принцип деятельности, Принцип сотрудничества, Принцип научности
Принципы воспитания: Стимулирование активности, Сотрудничества и партнерства, Гуманистической направленности воспитания
Принципы коррекционной работы: Продуктивная обработка учебной информации: дозированная поэтапная помощь учителя, Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ); Мотивация учения: интерес, ситуация успеха.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация, Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение, Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения.
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия, Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
● Демонстрационное: аншлаги на доске, иллюстрации, видеоматериал.
● Индивидуальное: памятки для рефлексии, индивидуальные карточки с заданием.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Математика, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – (Школа России). – 112 с. : ил. – ISBN 978-5-09-035799-9.
Структура урока:
Этап урока |
Время |
1. Организационно-мотивационный этап |
2 мин |
2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока |
9 мин |
3. Освоение новых знаний и способов действий |
10 мин |
Физкультминутка |
1 мин |
4. Первичное закрепление |
14 мин |
5. Домашнее задание |
5 мин |
6. Рефлексия. Подведение итогов |
4 мин |
Итого |
45 мин |
Макет доски
Презентация |
Восьмое декабря. |
Схема перевода единиц величин |
Ход урока
Этапы урока |
Методы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся. Способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желания изучать математику. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию |
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть! Сегодня ваш урок математики проведу я. Меня зовут Анна Сергеевна. - Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должен лежать учебник по математике, тетрадь и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Помним про правильную посадку. - Перед началом нашей работы предлагаю вам одно упражнение на развитие внимания под названием «Третий лишний». Я буду называть три слова, а вам нужно будет сказать, какое из них лишнее. Если готовы, покажите «класс». - Красивый, розовый, жёлтый. - Больница, кресло, школа. - Печенье, конфета, сок. - Маленький, быстрый, большой. - Гроза, дождь, снег. - Окно, дерево, скамейка. (и т.д., если потребуется) - Вы большие молодцы. Теперь мы можем приступить к работе. |
(приветствуют учителя, занимают свои места)
(проверяют свою готовность к уроку)
(внимательно слушают установку к игре)
(реагируют знаком «класс») (отвечают, какое слово лишнее, поясняют свой ответ) |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желание изучать математику. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу), познавательные УУД (умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; приходить к общему решению; высказывать своё собственное мнение). |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Для того, чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задание на карточках. Вам нужно вычислить предложенные выражения. 1. 570 + 30 – 330 = 2. 950 + 50 – 660 = 3. 980 – 80 – 100 = 4. 640 – 40 + 200 = 5. 8 кг + 300 г = - Итак, давайте проверим, что у вас получилось. (осуществляю фронтальную проверку 1-4) - Ребята, выражения с какими знаками вы вычисляли? - Ребята, а получилось ли у вас решить 5-ое выражение? Чем оно необычно? - Решали ли вы такие выражения ранее? (собираю карточки) - Тема нашего урока звучит так: Сложение и вычитание величин. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем или чему научимся?
- Верно, для этого предлагаю вам составить план нашей работы на сегодня. Посмотрите на слайд – в моём плане не хватает некоторых слов. Попробуйте подобрать, какие слова подходят сюда по смыслу. - Что у вас получилось в первом пункте плана?
- Во втором пункте плана?
- В третьем пункте плана?
- Отлично, этот план мы выполним в ходе нашего урока. |
(выполняют вычисления, сталкиваются с трудностями в решении)
1. 570 + 30 – 330 = 270 2. 950 + 50 – 660 = 340 3. 980 – 80 – 100 = 800 4. 640 – 40 + 200 = 800 5. 8 кг + 300 г = трудность
- Плюс и минус, т.е. выражения на сложение и на вычитание. - Нет, не получилось. В нём указаны единицы измерения. - Нет, не решали.
- Мы научимся решать выражения, в которых складываются или вычитаются величины.
(вставляют пропущенные слова по смыслу)
1. Узнать, как решаются выражения, в которых складываются или вычитаются величины. 2. Применить полученные знания при решении этих выражений. 3. Решить задачу со сложением или вычитанием величин. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). |
3. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме, строить несложные рассуждения), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; приходить к общему решению; высказывать своё собственное мнение). Актуализировать у обучающихся знание о правилах перевода единиц массы, времени и длины, формировать представление о правилах сложения и вычитания величин. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- …, прочитай, пожалуйста, первый пункт плана. - Для того, чтобы выполнить его, разберём то выражение, которое у вас не вышло решить на карточках. - Какие величины даны в этом выражении? - Что измеряется в этих величинах? - Давайте вспомним, как переводятся единицы массы. (схема перевода на доске) - Тогда какой ответ будет в выражении 8 кг + 300 г? - Это было достаточно простое выражение. Теперь разберём более сложное. Запишите в тетради выражение со слайда. - Какие величины вы увидели в данном выражении? - Что измеряется в этих величинах? - Вспомним, как переводятся единицы длины. - Можем ли мы решить это выражение устно, как предыдущее? - Тогда что мы запишем первым? - Запишите. Что у вас получилось?
- Посмотрите на выражение. Что мы теперь делаем с этими числами? - Сложите эти числа в столбик у себя в тетради. Что у вас получилось? - Теперь мы можем писать ответ или нужно сделать ещё что-то? - Переведите и запишите в тетради. Что у вас получилось? - Молодцы, это правильный ответ. - Итак, чтобы убедиться, что мы всё сделали правильно, познакомимся с правилом в учебнике на 67-ой странице. …, прочитай, пожалуйста. - Ребята, выполнили ли мы первый пункт плана? Отметим его галочкой. |
- Узнать, как решаются выражения, в которых складываются или вычитаются величины. - Килограммы и граммы. - Масса. 1 кг = 1000 г
8 кг + 300 г = 8300 г = 8 кг 300 г
(записывают пример со слайда) - Метры и сантиметры.
- Длина. 1 м = 100 см - Нет, здесь более сложные числа. - Переведём метры в сантиметры. 124 м 75 см = 12475 см 39 м 85 см = 3985 см
- Складываем.
16460 см - Нет, сначала нужно перевести сантиметры обратно в метры.
16460 см = 164 м 60 см |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знают правила перевода единиц массы, времени и длины, правила сложения и вычитания величин. |
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, а теперь я предлагаю вам немного размяться. Встаньте, пожалуйста, со своих мест и посмотрите на слайд. (видеофизминутка) - Спасибо, можете присаживаться. Продолжим нашу работу. |
(выполняют инструкции учителя) |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
4. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме, строить несложные рассуждения), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; приходить к общему решению; высказывать своё собственное мнение). Развивать умение складывать и вычитать величины, переводить единицы величин, использовать правило сложения и вычитания величин при решении задач. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение |
- …, прочитай, пожалуйста, второй пункт плана. - Чтобы закрепить полученные знания предлагаю вам поработать на карточках в парах и решить первые два примера. Запишите решение в тетрадь. - Что у вас получилось в первом выражении? - Как вы это вычислили?
- Что у вас получилось во втором выражении? - Как вы это вычислили?
- Верно. Теперь вычислите два оставшихся выражения самостоятельно. Запишите решение в тетрадь. Кто хочет решить два этих выражения за доской? - …, что у тебя получилось в выражении? - Как ты это нашёл?
- Ребята, если у вас получилось так же, покажите «класс». - …, что у тебя получилось в выражении? - Как ты это нашёл?
- Ребята, если у вас получилось так же, покажите «класс». - Молодцы, мы справились с этим заданием. Можем считать этот пункт плана выполненным. - …, прочитай, пожалуйста, третий пункт плана. - Чтобы отработать полученные умения предлагаю вам поработать с задачей №316 на 67 странице учебника. Решим её устно. - …, прочитай, пожалуйста, задачу.
- Итак, о чём задача? - На сколько минут рассчитана кассета? - Сколько длится первый фильм? - А второй? - Что спрашивают в задаче? - Ребята, как мы можем решить эту задачу?
- Тогда каким выражением мы это сделаем? - Можем ли мы сразу произвести вычитание или нам нужно перевести единицы измерения? - Устно переведите 1 ч 38 мин в минуты. - Также переведите 1 ч 27 мин. - Какое выражение теперь получим? - Решите его устно. Что получилось? - Нужно ли перевести обратно в часы? - Ответили ли мы на вопрос задачи? - Как звучит вопрос задачи?
- Скажите, можно ли записать ещё один фильм или нет, и почему? - Молодцы, мы справились с этим заданием. Можем считать этот пункт плана выполненным. |
- Применить полученные знания при решении этих выражений. (работают на карточках в парах)
18 ч 36 мин – 9 ч = 9 ч 36 мин - Т.к. выражение простое, перевода тут не требуется. Мы из 18 ч 36 мин отняли 9 ч и получили 9 ч 36 мин. 12 м 86 см + 3 м 45 см = 16 м 31 см - Т.к. выражение более сложное, мы сначала перевели метры в сантиметры и получили 1286 см и 345 см. Затем сложили их и получили 1631 см. После перевели это число в метры, получилось 16 м 31 см.
(решают выражения самостоятельно, два человека решают за доской) 6 м 20 см + 75 см = 6 м 95 см - Т.к. выражение простое, перевода тут не требуется. К 6 м 20 см я прибавил 75 см и получил 6 м 95 см. 45 т 275 кг – 18 т 130 кг = 27 т 145 кг - Т.к. выражение более сложное, сначала я перевёл тонны в килограммы и получил 45275 кг и 18130 кг. Затем вычел из первого второе и получил 27145 кг. После перевел это число в тонны, получилось 27 т 145 кг.
- Решить задачу со сложением или вычитанием величин. (находят задачу в учебнике)
- На видеокассету, рассчитанную на 210 мин, записали 2 фильма: первый длится 1 ч 38 мин, а второй – 1 ч 27 мин. Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин? - О кассете и фильмах. (повторяют сведения из задачи)
- Нужно из минут, на которые рассчитана видеокассета, вычесть длительность обоих фильмов. 210 мин – 1 ч 38 мин – 1ч 27 мин - Нужно перевести часы в минуты. - Получается 98 мин. - Получается 87 мин. 210 мин – 98 мин – 87 мин - Получилось 25 мин. - Нет, т.к. получилось меньше 60 мин. - Нет. - Можно ли на эту кассету записать ещё один фильм, который длится 23 мин? - Да, можно, т.к. остаётся 25 мин, а 23 мин < 25 мин. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся умеют складывать и вычитать величины, переводить единицы величин, использовать правило сложения и вычитания величин при решении задач. |
5. Домашнее задание Задача: выдать домашнее задание. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить номера 317 и 318 на 67-ой странице. - Найдите и рассмотрите эти номера. Есть ли у вас вопросы? |
(находят номера в учебнике)
(вопросы детей) |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. Способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желания изучать математику. Развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию), познавательные УУД (делать выводы, формулировать их с помощью педагога). |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? - Что мы делали, чтобы узнать больше о сложении и вычитании величин? - Скажите, если вам встретится сложное выражение с величинами, что вам нужно будет сделать?
- Ребята, предлагаю вам оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Возьмите оранжевую памятку, если считаете, что вы ещё недостаточно хорошо освоили тему и вам нужно отработать свои навыки. Возьмите зелёную памятку, если считаете, что вы усвоили всё достаточно хорошо и можете решать такие примеры самостоятельно. - Сегодня за работу на уроке я хочу похвалить (имя), за то, что она активно отвечала на вопросы, хочу похвалить (имя) за то, что помог своему соседу по парте, когда ему потребовалась помощь. - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Урок математики окончен. До свидания. |
- Сложение и вычитание величин.
(ответы детей) - Перевести величины в общую единицу измерения, вычислить выражение, а затем снова перевести их.
(выбирают памятку)
(встают с мест) |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, желание изучать математику. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (делают выводы, формулируют их с помощью педагога). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.