Конструкт урока по окружающему миру
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 11.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Времена года и их особенности
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие регулятивных УУД (осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату) в процессе расширения представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность первоначальных представлений об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира, демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о физической и политической карте мира, имеют представление о сезонных природных явлениях, умение различать объекты и явления неживой и живой природы, проводить наблюдения в природе.
Задачи:
· Воспитательные: формировать у обучающихся первоначальное представление об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира, демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Образовательные: актуализировать у обучающихся знание о физической и политической карте мира, расширять представление о сезонных природных явлениях, формировать умение различать объекты и явления неживой и живой природы, проводить наблюдения в природе.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Времена года и их особенности», мяч.
● Индивидуальное: раздаточный материал (карточки для самооценки).
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс.
4. Учебник Окружающий мир 2 класс, Плешаков, часть 2, УМК «Школа России».
5. Рабочая тетрадь Окружающий мир 2 класс, Плешаков, часть 2, УМК «Школа России».
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок окружающего мира проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник по окружающему миру и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Итак, для того, чтобы начать наш урок, предлагаю вам необычный приём. Скажите, с чем у вас ассоциируется насекомое бабочка? (лёгкость, весёлость, активность) - А с чем птица сова? (знания, усердие, мудрость) - Предлагаю вам показать, как вы настроены на начало нашего урока. С помощью рук покажите бабочку или летящую сову. (показываю жесты) - Отлично, я надеюсь, что ваш настрой позволит вам старательно и активно работать на уроке. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить то, что изучили на прошлом уроке. О чём вы говорили на прошлом уроке? (о политической карте мира, о странах) - Для чего нам нужно политическая карта мира? Чем она отличается от физической? - Обратите внимание на слайд. Скажите, к каким странам относятся данные достопримечательности? Найдите, на каком материке они расположены? - Молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока. - Скажите, а в какое время года лучше всего отправляться в путешествия? - Как вы думаете, как звучит тема урока? (Впереди лето) - Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? - Ребята, для работы на уроке нам понадобится лист самооценки. Найдите его на своих партах. Когда мы будем выполнить какое-либо задание, данный лист будет помогать нам фиксировать наш успех при выполнении. В конце урока вы сможете на основе этого листа поставить самим себе оценку за урок. - Попробуйте заполнить первую строчку таблицы. Отметьте, насколько у вас получилось или не получилось сформулировать тему урока. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о физической и политической карте мира. |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Чтобы узнать, какой будет первая задача нашего урока, предлагаю вам отгадать загадку. - Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются. (месяца года) - Как вы думаете, о чём будет первая задача нашего урока? (вспомнить особенности месяцев в году) - Итак, сколько всего месяцев? Как они называются? Сколько длится каждый месяц? Сколько месяцев проходит, пока длится одно время года? - Предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на странице 80. Укажите летние месяцы в правильном порядке. - …, как ты выполнил это задание? Ребята, вы согласны? - Найдите в листе самооценки вторую строчку и заполните её. - Ребята, чем отличаются друг от друга месяца и времена года? (погодой, изменениями в природе) - Предлагаю вам выполнить задание на интерактивной доске. Для этого вспомним правила работы с интерактивной доской. - Итак, вам необходимо распределить явления на две группы – явления живой природы и явления неживой природы. Кто может сказать, что такое явления живой природы? Чем отличаются явления неживой природы? - …, выйди, пожалуйста, к интерактивной доске и выполни задание. - Как ты думаешь, это явление живой или неживой природы? К какому времени года оно относится? Ребята, вы согласны? - Отлично, мы вспомнили, что такое явления живой и неживой природы, и какие явления относятся к разным временам года. - Теперь для закрепления этого предлагаю вам выполнить задание №2 в вашей рабочей тетради. Прочитайте, что нужно сделать? (определить, какие из данных явлений относятся к летним явлениям живой и неживой природы) - Вижу, вы закончили работу. Предлагаю вам обменяться тетрадями и проверить работы друг друга по слайду. Возьмите зелёную ручку и поставьте плюс за каждый правильный ответ и минус за неправильный ответ. - Обменяйтесь тетрадями. Вы согласны с оценкой соседа? Заполните лист самооценки в третьей строчке по критериям. - Итак, какую задачу мы решали? (вспоминали особенности месяцев в году) Какие особенности мы выделили? Что ещё интересного мы вспомнили и сделали? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся имеют представление о сезонных природных явлениях, демонстрируют умение различать объекты и явления неживой и живой природы. |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Для дальнейшей работы поставим перед собой другую задачу. Для этого предлагаю вам отгадать шифр на слайде. (слово «наблюдения») - Как вы думаете, какую задачу мы перед собой поставим? (найти то, что можно наблюдать летом) - Ребята, а как вы думаете, что можно наблюдать летом? - Какие летние растения вы можете назвать? - Для того, чтобы вспомнить названия этих растений. Я предлагаю вам поиграть в уже знакомую игру «Города». Для этого встанем со своих мест. Кто может напомнить правила игры? На этот раз мы поиграем, используя названия растений. (организую подвижную игру) - Отлично поиграли. Вижу, что вы знаете очень много названий растений. - Итак, продолжим наш урок. Откройте ваш учебник на странице 124. Обратите внимание на иллюстрацию с цветами. Знакомы ли они вам? Можете ли вы назвать их? - Найдите в вашей рабочей тетради №3. …, прочитай задание, что необходимо сделать? - Выполните это задание в вашей тетради. - …, пожалуйста, покажи свою работу под документ-камерой. Ребята, у вас получилось также? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся имеют представление о сезонных природных явлениях, демонстрируют умение различать объекты и явления неживой и живой природы. |
5. Организация самостоятельной работы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой отрабатывают полученные умения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Для выполнения следующего задания я предлагаю вам внимательно прослушать текст, который я вам прочитаю. - Летом ты побываешь в лесу, на лугу, у водоёма. Лес встретит тебя прохладой и щебетанием птиц, угостит вкусными ягодами и грибами. Луг порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков, стрекотанием кузнечиков и гудением пчёл. Ручей, река и озеро освежат и позовут полюбоваться жёлтыми кубышками и стремительным полётом стрекоз… Присматривайся к тому, что окружает тебя в природе. Никогда не причиняй природе вреда. - Ребята, медленно возвращайтесь в класс. Скажите, где вы сможете побывать летом? - Как мы должны вести себя, чтобы не вредить окружающей среде? - Какие правила поведения на природе вы можете вспомнить? - Что будете наблюдать? - Для подсказки можете отрыть учебник на странице 126. Выберите, что вам интереснее всего будет наблюдать летом. Обведите выбранный номер карандашом, чтобы не забыть выполнить это задание летом. - Ребята, как вы думаете, решили ли мы вторую задачу урока?
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение проводить наблюдения в природе. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, запишите в дневнике домашнее задание: заполнить дневник наблюдений на май, проводить наблюдения летом. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Ребята, предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью листа самооценки. Найдите в нём последнюю строчку. - Обратите внимание на слайд. Здесь указаны критерии оценки по набранным вам очкам. Просуммируйте те цифры, которые выбирали на уроке, и по критериям определите, какую оценку себе поставите. - Итак, в начале урока мы показывали свой настрой с помощью летящей совы и порхающей бабочки. Покажите, каким стал ваш настрой сейчас? - Как ты думаешь, из-за чего изменилось твоё настроение? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность первоначальных представлений об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.