Конструкт урока по русскому языку
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 23.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Части речи.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков) в процессе формирования умения относить слова к определенной группе основных частей речи.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Образовательные: формировать у обучающихся умение с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Звуки и буквы».
● Индивидуальное: сигналики.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс.
4. Учебник Русский язык 2 класс, Канакина, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок русского языка проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, для начала нашей работы предлагаю вам выполнить такое упражнение. Я буду диктовать вам слова, а вы записывать их в три колонки на доске. Первый ряд запишет свои слова в первую колонку, второй ряд – во вторую, третий ряд – в третью. (диктую для первого ряда существительные, для второго – прилагательные, для третьего – глаголы) - Обратите внимание на те слова, которые записали и скажите, что объединяет все слова в каждой колонке? (одинаковая часть речи) - Назовите часть речи слов в 1 колонке; во 2 колонке; в 3 колонке. - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим? (о частях речи) - Сегодня на уроке мы вспомним об особенностях частей речи. Как вы думаете, как звучит тема урока? (Части речи.) - Как вы думаете, какие задачи мы решим на данном уроке? - Верно. Итак, откройте ваши тетради, давайте запишем сегодняшнюю дату и слова классная работа. - Для начала работы все выполним минутку чистописания. Пропишите до конца строки то, что записано у вас в тетради красной ручкой. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, для начала предлагаю вам вспомнить о том, с какой целью мы употребляем разные части речи. Для этого откройте учебники на странице 122 и найдите упражнение 209. Прочитайте задание.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? - Какова тема рисунка? Запишем её в тетради посередине строки. - Составьте предложения по рисунку. …, какие предложения получились у тебя? Ребята, вы согласны, что они соответствуют теме рисунка? - Запишем эти предложения в тетрадь …, запиши их на доску. - …, какие части речи есть в данных предложениях? Подпиши их. - С какой целью мы употребляем в предложении существительное? Прилагательное? Глагол? - Молодцы, ребята, вы справились с заданием. - Чтобы закрепить наши умения предлагаю вам выполнить упражнение 210 на странице 123 учебника. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Прочитайте рассказ. О ком он? Что произошло в рассказе? - Как вы думаете, как можно назвать данный рассказ? Запишите название по середине строки. - Как вы думаете, что случилось дальше? - Спишите данный рассказ. Будьте внимательны, обращайте внимание на заглавные буквы и знаки препинания. - Кто готов, руку на локоток, глазки на меня. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. - По дороге Петя шел По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Вернёмся к работе с упражнением 210. Найдите в первом предложении любое имя существительное и назовите. Охарактеризуем его устно по плану, данному в №211. (устно фронтально характеризуем)
- Выберите одно имя существительное из текста и по плану расскажите о нём своему соседу. На эту работу даю вам 2 минуты. - Поднимите сигналики – красный, если ваш сосед не справился с заданием, и зелёный, если справился. - Молодцы, мы справились с этим заданием и вспомнили, как можно охарактеризовать имя существительное. - Для того, чтобы отработать ваши умения, предлагаю выполнить следующее упражнение №212. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
- Поработайте в паре. Восстановите загадку и запишите её в своей тетради. Используйте слова для справок. - …, какая загадка получилась у вас? Ребята, вы согласны? - Охарактеризуем имя прилагательное также, как работали с именем существительным. Проведите в тетради стрелку от того слова, от которого мы задаём вопрос к имени (фронтально характеризуем по вопросам из упражнения) - Выберите одно имя прилагательное из загадки и подпишите в тетради его характеристику. …, какое прилагательное ты характеризовал, и что у тебя получилось? Ребята, вы согласны? - Молодцы, вы выполнили упражнение и вспомнили, как можно охарактеризовать имя прилагательное. - На следующем уроке мы с вами вспомним, как нужно охарактеризовать глагол. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). |
5. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 124 № 213. - Откройте учебники на данной странице и ознакомьтесь с заданием. Поднимите руку, если у вас есть вопросы. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
6.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Чтобы оценить себя предлагаю вам выбрать один из смайликов и изобразить его. Внимание на слайд. - Какой смайлик выбрала ты? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.